Полный текст статьи
Печать

Развитие познавательного интереса младших школьников на уроках литературного чтения в настоящее время очень важно, так как является неотъемлемым элементом тенденции гуманизации образования. Наличие познавательного интереса у ученика является одним из важнейших условий эффективности его обучения, поэтому учителю необходимо развивать познавательный интерес учащихся.

Познавательный интерес – это особый вид интереса, который побуждает ученика к получению новых знаний и к применению их на практике, это мотив учения, благодаря которому младшему школьнику интересен процесс обучения.

Феномен познавательного интереса подробно описан в работах многих педагогов и психологов, в том числе С. Л. Рубинштейна, Г. И. Щукиной, Н. Г. Морозовой и Л. С. Выготского и др. Авторы утверждали, что познавательный интерес основывается на единстве интеллектуальной, волевой и эмоциональной составляющих, а ядром этой системы являются мыслительные процессы ребенка. С. Л. Рубинштейн под познавательным интересом понимал мотив человека к получению знаний, необходимых для решения жизненно важных задач. Г. И. Щукина рассматривает познавательный интерес с трёх сторон: как средство обучения, как мотив учебной деятельности и как устойчивую черту личности ребенка. Н. Г. Морозова определяет познавательный интерес как эмоционально-познавательное отношение ребенка к предмету или к деятельности, которое в дальнейшем может перерасти в эмоционально-познавательную направленность личности. Л. С. Выготский отмечал, что ребенка нужно обучать с учётом его интересов, создавать специальные условия обучения, в которых познавательный интерес младшего школьника будет расти [1].

Для повышения эффективности процесса обучения на уроках литературного чтения учителя начальных классов используют различные способы для развития познавательного интереса младших школьников.

Н. Н. Уржунцева для повышения мотивации младших школьников к учению применяет на уроках литературы метод эмоционального стимулирования – соревнование, которое формирует адекватную самооценку учащихся, закрепляет их стремление получать новые знания. Также Н. Н. Уржунцева практикует на уроках литературного чтения создание ситуаций познавательного спора, в ходе которых ученики высказывают разные мнения по поводу поставленного вопроса, тем самым невольно заинтересовываются темой и включаются в неё. Также важным моментом является использование на уроках литературного чтения познавательных игр. В зависимости от изучаемого произведения Н. Н. Уржунцева предлагает младшим школьникам различные виды творческих заданий: нарисовать иллюстрацию, разыграть сценку, подобрать загадку или пословицу, придумать сказку, выразительно прочитать произведение, составить характеристику героя произведения [2].

Н. М. Казакова на уроках литературного чтения практикует разнообразие заданий, направленных на развитие познавательного интереса младших школьников. Одним из таких является литературная викторина, которая не только обеспечивает проверку усвоенного учениками материала, но и мотивирует их на осознанное получение знаний. Другим методом развития мотивации учения является дидактическая игра, в которой тесно переплетаются элементы игры, труда и учения. Она оказывает большое влияние на умственное развитие детей, приучает их к наблюдательности, активности и формирует потребность в учении. Также Н. М. Казакова использует на уроках литературного чтения привлечение пословиц и поговорок, что расширяет кругозор учащихся. Очень важным для учителя организаторским моментом является создание на уроках литературного чтения ситуаций успеха. Когда ученик делает успехи, его стремление к получению новых знаний возрастает и эффективность учения улучшается [3].

В. Ю. Ваулина считает развитие познавательного интереса младших школьников на всех предметах залогом эффективного обучения. Она подчеркивает важность создания на уроках благоприятной атмосферы, задания должны быть направлены на положительные эмоции учащихся, иметь практический характер действий. В. Ю. Ваулина предлагает детям на уроках литературного чтения нестандартные, частично-поисковые задачи, направленные на самостоятельную деятельность учащихся по поиску решения проблемы. Также она практикует задания, связанные с моделированием, построением предметных картинок и попутным составлением рассказов по теме урока, которые являлись бы продолжением изучаемого произведения. Такие задания развивают не только познавательный интерес, но и грамотную устную речь младших школьников [4].

В ходе исследования опыта учителей по развитию познавательного интереса младших школьников на уроках литературного чтения было выявлено, что познавательный интерес – неотъемлемая часть эффективного процесса обучения. Формировать у младшего школьника мотивацию учения – важная задача учителя, которую можно решить с помощью создания на уроках литературного чтения различных нестандартных ситуаций, а также посредством игровых технологий, интересных заданий поискового и творческого характера, таких приёмов, как: соревнование, литературная викторина. Также большую роль в развитии познавательного интереса у детей играет созданная учителем атмосфера, которая должна быть комфортной и нести ученикам только положительные эмоции. Важно преподнести младшим школьникам материал так, чтобы он заинтересовывал и давал почву для размышлений, создавал у учеников потребность в новых знаниях. Создание учителем ситуаций успеха обязательно должно быть неотъемлемой частью урока, так как в условиях успеха у ученика возрастает желание получать новые знания и применять их на практике. Для эффективности современного процесса обучения каждый учитель должен владеть способами развития познавательного интереса у учащихся и применять их на уроках, формировать у детей устойчивую потребность в получении новых знаний.