Полный текст статьи
Печать

В настоящее время проблема толерантного отношения является довольно значимой и актуальной, особенно среди старших подростков. Это связано с тем, что у данной группы лиц сильно возросло количество различных асоциальных тенденций поведения, например, увеличилась подростковая преступность, наблюдаются гулячество, пьянство, наркомания, отравление токсичными веществами, склонность вовлечения в радикально настроенные организации.

Толерантность в психологии имеет небольшую историю изучения в зарубежных и отечественных исследованиях. Толерантное отношение – это важное условие разумной жизнедеятельности гражданского общества и условие выживания человечества. Именно поэтому необходимо формировать у последующих поколений это условие [1]. Толерантное отношение – это результат межличностного  взаимодействия, выраженный в позиции человека на другого человека, к миру в целом, вещам, предметам, к другим людям, их взглядам, к самому себе, актуализирующееся в ситуациях несовпадения взглядов, мнений, оценок, верований, поведения людей и т. п. и проявляющееся в снижении сензитивности к объекту за счёт задействования механизмов терпения (выдержка, самообладание, самоконтроль). Границы проявления толерантного отношения распространяются от высокомерия, сдержанности, терпеливости, выдержки, самообладания до беспомощности [2].

В отечественной психологии нет фундаментальных работ на тему психологических особенностей сельских подростков. Поэтому, обобщив все имеющееся данные, касающиеся этого вопроса, попытаемся дать обобщенную характеристику психологических особенностей сельских подростков.

В любом регионе страны социальная среда оказывает большое влияние на старших подростков. Но социальная среда включает в себя не только школу, семью, друзей, но и место проживания: город или село.

Сельский образ жизни связан с особенностями труда и бытом жителей, трудоёмкость труда, поэтому на сельских подростков перекладывается часть дел, которую они выполняют. Таким образом, они учатся быть трудолюбивыми и ответственно выполнять возложенные на них поручения.

Для сельских подростков характерно, так называемое, открытое общение. Дружба и приятельство слабо различаются, поэтому эмоциональная глубина и интенсивность общения редко имеют различия. Учеными доказано, что в сельских семьях подростки в большей степени отождествляют себя с родителями. Также сельские подростки имеют высокий контроль поведения и  для них малозначима роль самоконтроля [3]. В тоже время, А. А. Хван в своей работе  выяснил, что у сельских подростков подозрительность выше, чем у городских, а также они более склонны к агрессии. Специалисты отмечают, что у подростков из сельской местности отсутствует проявление физической неловкости в общении [4].

В обсуждаемом исследовании мы сделали упор на старших подростках, так как именно в этом возрасте ими приобретается путь адаптации к миру. Сейчас у старших подростков формируется миропонимание, и всё что он сейчас узнает, будет в будущем составлять его позицию в жизни, и поведение в обществе.

На данный момент недостаточно исследований, освещающих проблему толерантного отношения среди подростков, проживающих в сельской местности.

Цель данного исследования – выявление психологических особенностей толерантного отношения старших подростков сельской школы.

Объект исследования – толерантное отношение старших подростков сельской школы.

Предмет исследования – психологические особенности толерантного отношения старших подростков сельской школы.

В основу исследования мы заложили гипотезу о том, что существуют определённые психологические особенности толерантного отношения старших подростков сельской школы.

Исходя из поставленной цели, мы выделили в исследовании следующие задачи:

1. Изучить проблему толерантного отношения в психологии, опираясь на научную литературу.

2. Выявить и описать психологические особенности толерантного отношения старших подростков.

3. Описать  особенности старших подростков сельской школы.

4.  Подобрать методологический аппарат исследования.

5. Составить и провести методические рекомендации для педагогов и родителей по по толерантному отношению старших подростков, серию тренинговых занятий по толерантному отношению старших подростков сельской школы.

Методический аппарат исследования:

1. Методы теоретического анализа психологической литературы.

2. Психодиагностические методики: «Диагностика толерантного поведения. Незаконченные предложения» У. А. Кухарова; «Выявление отношения подростков и молодёжи к различным субъектам действительности» Е. Ю. Клепцова; личностный опросник FPI – B [5-6].

Экспериментальная база: старшие подростки (8-9 классы) средней образовательной школы с углублённым изучением отдельных предметов посёлков городского типа, в количестве 104 человек.

Результаты и их обсуждение.

Высокий уровень интолерантности имеют 6% респондентов. Люди с таким уровнем интолерантности не признают, не принимают и не понимают представителей других культур, отрицают равные права на существование тех, кто отличается от них самих. Проявляют враждебность по отношению к таким людям.

Невысокий уровень интолерантности имеют 19% респондентов. Люди с таким уровнем интолерантности на словах принимают разнообразие национальных культур, равенство людей, но очень часто подвержены стереотипам и культурным предрассудкам.

Невысокий уровень толерантности имеют 26% старших подростков сельской школы. Данный тип людей хоть и принимает разнообразие социокультурных групп, но все, же подвержен культурным предрассудкам, и зачастую использует стереотипы по отношению к представителям иных культур.

Рис. 1 – Общий уровень толерантности/интолерантности старших подростков сельской школы

Высокий уровень толерантности имеют 49%  старших подростков. Люди с таким уровнем толерантности признают другие культуры, права людей, у них отсутствуют культурные предрассудки и стереотипы. Положительно относятся к культурным различиям.

Далее рассмотрим выявленные отношения к различным субъектам действительности у старших подростков сельской школы (Таблица 1).

Отношения к различным субъектам действительности

Средний балл

Родители

4,5

Пожилые люди

7,1

Дети, те, кто младше

7,8

Одноклассники

7,6

Малознакомые или незнакомые люди

7,4

Учителя

8,7

Собственная личность

8,1

Друзья

7,3

Представители других национальностей

6,9

Религия, другие религии

7,3

Больные

7,7

Наркоманы, токсикоманы

8,5

Люди, ведущие разгульный образ жизни

7,8

Курящие

10,4

Пьющие

9,8

Агрессия

7,6

Из таблицы 1 следует, что нетерпимое отношение к различным субъектам действительности у старших подростков сельской школы отсутствует (12- 15 баллов).

Толерантное отношение проявляется по отношению к таким объектам как «Курящие» и «Пьющие» (9–11 баллов). Это значит, что старшие подростки сельской школы частично или в различных ситуациях принимают окружающих, пытаются их исправить, прибегая к агрессии, невыдержанности, но иногда могут проявить эмпатию и терпение.

Ко всем остальным объектам, а именно «родители», «пожилые люди», «дети, те, кто младше», «одноклассники», «малознакомые или незнакомые люди», «учителя», «собственная личность», «друзья», «представители других национальностей», «религия, другие религии», больные», «наркоманы, токсикоманы», «люди, ведущие разгульный образ жизни», «агрессия», старшие подростки сельской школы проявляют терпимое отношение. Это значит, что старшие подростки сельской школы понимают и принимают эти объекты реальности целиком, проявляют выдержку и самообладание и терпение во взаимодействии с ними, доброжелательны и дружелюбны.  Далее рассмотрим личностные черты, присущие старшим подросткам сельской школы (Таблица 2). 

Таблица 2 – Преобладающие личностные черты старших подростков сельской школы.

Личностные черты

Средний балл

невротичность

5,3

Спонтанная агрессивность

5,4

депрессивность

6,4

раздражительность

5,7

общительность

5,5

уравновешенность

5,3

Реактивная агрессивность

5,8

застенчивость

6,0

открытость

5,9

экстраверсия - интроверсия

4,9

эмоциональная лабильность

5,8

маскулинность - фемининность

4,5

Наиболее ярко выраженными личностными чертами являются:

- «депрессивность» - наличие депрессивного синдрома в поведении, в отношении к себе и в отношении к другим;

- «застенчивость» - наличие тревожности, неуверенности в себе, что ведёт к трудностям в установлении социальных контактов;

- «открытость» - стремление к установлению доверительных отношений с окружающими, при высокой самокритичности;

«реактивная агрессивность» - выраженное стремление к доминированию;

- «эмоциональная лабильность» - неустойчивое эмоциональное состояние, частные перепады настроения;

- «раздражительность» - неустойчивое эмоциональное состояние с аффективными вспышками.

Наимение выраженными личностными характеристиками являются:

- «экстраверсия – интроверсия» - преобладает интровертированность;

- «маскулинность – фемининность» - психическая деятельность протекает по женскому типу.

Далее рассмотрим взаимосвязь личностных черт и отношений старших подростков к различным субъектам действительности (Таблица 3).

Таблица 3 – Корреляция показателей отношений к различным субъектам действительности с психологическими особенностями старших подростков сельской школы

Различные субъекты действительности

Психологические особенности

Коэффициент корреляции
rs-Спирмен

Уровень значимости (p)

Незнакомые или малознакомые люди

раздражительность

-0,194

0,05

открытость

0,377

0,05

Представители других национальностей

раздражительность

0,461

0,05

реактивная агрессивность

-0,278

0,05

Религии

раздражительность

0,215

0,05

уравновешенность

-0,206

0,05

Наркоманы, токсикоманы

открытость

0,286

0,05

Собственная личность

раздражительность

0,209

0,05

Люди, ведущие разгульный образ жизни

застенчивость

-0,241

0,05

открытость

0,302

0,05

эмоциональная лабильность

0,197

0,05

Курящие

застенчивость

0,206

0,05

открытость

0,317

0,05

Пьющие

раздражительность

-0,324

0,05

Агрессия

открытость

0,261

0,05

Применение анализа показало, что:

- имеется наличие положительной умеренной взаимосвязи между субъектом «незнакомые или малознакомые люди» с открытостью с вероятностью ошибки менее 5%. Это значит, что чем менее знакомым человек является для подростка, тем более подросток доверяет ему, открывается.

- Наличие отрицательной умеренной связи между субъектом «незнакомые или малознакомые люди» и раздражительностью с вероятностью ошибки менее 5%. Это означает, что к незнакомым людям старшие подростки относятся менее раздражительно, чем к знакомым.

- Между субъектом «представители других национальностей» и раздражительностью имеется умеренная положительная связь с вероятностью ошибки менее 5%. Это означает, что взаимодействие с представителями иной национальности вызывает у подростков чувство раздражительности. Вероятно, это вызвано участившимися терактами и контрреволюционными операциями в стране и мире. Данная тенденция раздражает старших подростков.

- Между тем же субъектом «представители других национальностей» и реактивной агрессивностью существует умеренная отрицательная связь с вероятностью ошибки менее 5%. Это означает, что при столкновении с представителями иных национальностей старшие подростки не будут давать ответную реакцию. Мы объясняем это тем, что представители других национальностей не безопасны с физической и психологической точки зрения. Они несут реальные угрозы жизни в представлении старших подростков сельской школы. Хотя в целом, их жизни в полной безопасности.

- Выявилась умеренная положительная связь между субъектом «религия» и раздражительностью с вероятностью ошибки менее 5%. мы склонны предположить, что чем чаще старшие подростки сталкиваются с субъектом религии, тем больше это вызывает у них раздражение. Это объясняет, что в посёлке, где проводилось исследование нет религиозных многоконфессиональных организаций.

- Выявилась умеренная отрицательная связь между субъектом «религия» и уравновешенностью с вероятность ошибки 5%. Это означает, чем меньше старший подросток сталкивается с религией в жизни, тем спокойнее и уравновешеннее будет он.

- Выявилась умеренная положительная связь между субъектом «наркоманы, токсикоманы» и открытостью с вероятностью ошибки 5%. Это значит, что наркоманы у старших подростков вызывают положительные эмоции. Старшие подростки открыты и доверчивы к наркоманам. Мы смеем предположить, что данная сфера активности привлекает старших подростков, так как наркоманы для старших подростков сельской школы являются наиболее безопасной и безобидной асоциальной группой после масштабных террористических актов, прокатившихся в последнее время в нашей стране и за рубежом.

- Между субъектом «собственная личность» и раздражительностью выявилась умеренная положительная связь с вероятностью ошибки 5%. Это значит, что мысли о собственной личности раздражают старших подростков.  Впереди старших подростков ждёт ЕГЭ, поступление в вузы, это их тревожит, так как от результативности на ЕГЭ зависит последующий социальный, психологический и профессиональный статусы будущих выпускников. Им предстоит ехать в крупный город на учебу, а это для ребят, проживающих в сельской местности, является тревожащим и неприятным фактором.

- Выявилась умеренная положительная связь между субъектом «люди, ведущие разгульный образ жизни» и открытостью с вероятностью ошибки менее 5%. Это значит, что к таким субъектам старшие подростки относятся доброжелательно, открыто, и могут им довериться.

- Выявилась умеренная положительная связь между субъектом «люди, ведущие разгульный образ жизни» и эмоциональной лабильностью с вероятностью ошибки менее 5%. Это означает, что у старших подростков при взаимодействии с данным субъектом может довольно часто меняться настроение, без видимых на то причин.

- Выявилась умеренная отрицательная связь между субъектом «люди, ведущие разгульный образ жизни» и застенчивостью с вероятностью ошибки менее 5%. Это означает, что во взаимодействие с этим субъектом у старших подростков не возникает чувства стеснения или застенчивости. Это происходит, вероятно, из-за того, что на селе довольно часто встречаются люди с такими характеристиками.

- Выявилась умеренная положительная связь между субъектом «курящие» и застенчивостью с вероятностью ошибки 5%. Это означает что, данный субъект вызывает застенчивость старших подростков. Ребята стесняются сами быть обнаруженными с сигаретами, так как посёлок небольшой и все друг друга знают и во избежание последствий делают это тайком.

- Выявилась умеренная положительная связь между субъектом «курящие» и открытостью с вероятностью 5%. Это значит, что курящим людям старшие подростки доверяют и открываются более, чем некурящим. Это объясняется тем, что большинство подростков в настоящий момент сами украдкой курят.

- Между субъектом «пьющие» и раздражительностью выявилась умеренная отрицательная связь с вероятностью ошибки 5%. Это означает что, чем меньше пьющих людей окружает старших подростков, тем сильнее они раздражены. Вероятнее всего, это связано с тем, что родители, друзья, соседи, знакомые  школьников выпивают и подростки привыкают к такому поведению взрослых как к нормальному.

- Выявилась умеренная положительная связь между субъектом «агрессия» и открытостью с вероятностью ошибки менее 5%. Это означает, что старшие подростки открыты для агрессии, отношение к агрессии у них положительное. Что показывает необходимость проведения специально организованных занятий по конструктивному взаимодействию со старшими подростками сельской школы.

Таким образом, сельские старшеклассники переживают одновременно протекающие личностный, возрастной кризисы и кризис социальный, связанный с переходом в новую после окончания средней школы профессиональную или учебно-профессиональную деятельность, предполагающую иные требования, множество новых вызовов, инициаций [7]. Все эти условия свидетельствуют о необходимости проведения на данном возрастном этапе профилактической работы по предупреждению интолерантных проявлений и обучению конструктивному взаимодействию с окружающим миром.

Для эффективной профилактической работы необходимо изменение позиций, поведения родителей, педагогов (если позиции и поведение по отношению к старшеклассникам не соответствуют принципу гуманности). С этой целью нами были разработаны и представлены следующие рекомендации для родителей.

Рекомендации для родителей, педагогов.

1. Хвалите чаще обоснованно, это способствует развитию уверенности в себе и улучшает отношения между родителями и подростками.

2. Обсуждайте достоинства и недостатки того, что старшеклассник сделал, но не достоинства и недостатки его самого.

3. Не сравнивайте своих детей с другими более успешными. Такое сравнение принижает самооценку ребенка, формирует комплекс неполноценности.

4. Не ругайте, не наказывайте старшеклассника за проступок перед посторонними.

5. Вместе со старшеклассником анализируйте сложившиеся негативные ситуации в семье, школе и ищите возможные решения.

6. Не предъявляйте завышенных требований, ведь это повышает тревожность, появляются страхи провала, что впоследствии может сказаться и на здоровье старшеклассника.

7. Уважайте личность своего старшеклассника (не критикуйте, чаще передавайте ответственность).

8. Сохраняйте спокойствие в конфликтных ситуациях (будьте готовы к худшему).

9. Разговаривайте со старшеклассником, интересуйтесь его взаимоотношениями с учителями, друзьями, сверстниками. Не уходите от разговора (даже если вы очень устали, есть дела и т.д.) именно в тот момент, когда ребенок захотел с вами поделиться – это одно из условий формирования доверительного отношения между родителями, педагогом и ребенком.

10. Всегда выполняйте свои обещания, например, по поводу вознаграждения за определенное действие, чтобы не подрывать свой авторитет в глазах старшеклассника.

11. Будьте примером толерантного отношения к миру для старшеклассника.