Здоровье занимает ведущее место среди значимых ценностей человека, поэтому проблема сохранения здоровья детей всегда актуальна. По данным статистики здравоохранения в России за 2014-й год примерно 35-40% детей, поступающих в школу, имеют хронические заболевания, более 50% учеников имеют некоторые функциональные отклонения [4]. С наступлением учебного года у младших школьников снижается двигательная активность, потому что ученики долго сидят за партами. Современные дети после уроков много времени уделяют компьютерным играм, различным гаджетам, что тоже негативно влияет на здоровье учеников. Поэтому возникла острая необходимость в формировании физической культуры младших школьников, в укреплении их здоровья. Уроки физической культуры в школе позволяют развить силу, ловкость, быстроту, гибкость, внимание, улучшить состояние здоровья, привить навыки здорового образа жизни. Но одних уроков физической культуры для школьников недостаточно, так как большинство учащихся не занимаются физическими упражнениями и занятиями в свободное время. В связи с этим поиск эффективных форм и методов физического воспитания младших школьников, оптимизация их двигательной деятельности тоже являются весьма актуальными.
Изучением влияния физических упражнений, игр на физическое развитие детей занимались многие ученые: педагоги, психологи, физиологи. П. Ф. Лесгафт изучал физическое воспитание детей, Н. М. Амосов – физическое развитие, Т. И. Осокина – проблему физического развития [1]. П. Ф. Лесгафт считал, что проблемы с адаптацией ребенка к школе могут быть устранены в процессе занятий физической культурой [2]. К. Д. Ушинский указывал на необходимость учета возраста детей, их стремлений, интересов в обучении. Он считал, что физические упражнения не только укрепляют тело, но и предупреждают болезни, излечивают их. К. Д. Ушинский рассматривал физическое воспитание в тесной взаимосвязи с трудом, т.к. труд, по его мнению, является необходимым условием умственного, нравственного и физического развития детей [1]. Ценный вклад в создание основных положений, которые впоследствии составили методику преподавания школьной физической культуры, внесли А. А. Зикмунд, В. В. Белинович, В. В. Гориневский, Г. А. Дюперрон, Е. С. Пиотровский.
У детей младшего школьного возраста повышенная двигательная активность. Им постоянно хочется бегать, прыгать, играть в спортивные игры. Именно в этот период, с 7 до 11 лет, нужно формировать физическую культуру, знания о здоровом образе жизни, привлекать детей к занятиям в спортивных секциях. Чтобы узнать уровень развития физической культуры младших школьников, мы провели диагностику в виде теста, разработанную Л. В. Головешко [3]. Диагностика была дополнена необходимыми вопросами. Тест разделен на 4 раздела: гигиена, распорядок дня, сохранность здоровья и занятия физической культурой. Эксперимент был проведен в 3 классе. В исследовании приняло участие 19 учеников. Младшим школьникам были предоставлены анкеты с пятнадцатью вопросами. После проведения исследования мы выяснили, что не все ученики знают правила личной гигиены. Затруднения вызвали вопросы о том, какими личными вещами нельзя делиться с лучшими друзьями и в каких случаях нужно обязательно мыть руки. Через вопросы в разделе «Распорядок дня» мы выяснили, что некоторые ученики (31%) не занимаются спортом. Лишь двое учащихся делают утреннюю зарядку. У большинства учеников сон составляет менее 8 часов, а также в течение дня отсутствует прогулка на свежем воздухе. Из раздела «Сохранность здоровья» мы узнали, что больше половины учеников условиями для сохранения здоровьями считают занятия спортом, соблюдение правил здорового образа жизни, а также знания о том, как заботиться о своем здоровье. При помощи вопросов в разделе «Физическая культура и спорт» мы выяснили, что все учащиеся посещают уроки физической культуры, с удовольствием участвуют в эстафетах и делают разминки. Третьеклассники предпочитают в свободное время читать книги, заниматься музыкой, бисероплетением, смотреть телевизор, общаться с друзьями и приятелями в социальных сетях, играть в компьютерные игры. Лишь некоторые ученики (37%) хотели бы заниматься танцами (девочки), ходить в спортивные секции (мальчики). В итоге нам стало известно, что у 13ти учеников высокий уровень развития физической культуры, а у 6ти учеников – средний уровень развития физической культуры. Эти данные представлены на рисунке 1.
Рис. 1. Уровень сформированности физической культуры младших школьников
Чтобы повысить уровень физической культуры учителю начальных классов необходимо осуществлять соответствующую деятельность:
- проводить классные часы по темам здорового образа жизни, личной гигиены, организации спортивных мероприятий;
- привлекать школьников к участию в межшкольных спортивных соревнованиях, «Веселых стартах», спортивных играх;
- проводить физкультминутки на каждом уроке;
- организовать дополнительные занятия в виде спортивноориентированных кружков и секций;
- привлекать учащихся к организации конференций на спортивные и оздоровительные темы, на которых младшие школьники смогут предоставить дополнительную информацию о каких-либо видах спорта, выдающихся спортсменах, о различных способах и упражнениях для улучшения физических навыков и умений и т.д. Предварительно ученики изучают дополнительный материал. Таким образом у младших школьников будет повышаться интерес к спорту и физической культуре, формироваться ценностное отношение к здоровому образу жизни.
Физическая подготовленность обусловливает высокий уровень работоспособности во всех видах деятельности (учебной, трудовой, спортивной). Формирование и развитие физической культуры является очень важным процессом для полноценного, гармоничного развития личности, укрепления здоровья, увеличения продолжительности жизни.