Полный текст статьи
Печать

Формирование эстетической культуры личности является важной задачей школы. Без сформированности эстетической культуры мировоззрение человека нельзя считать цельным, поэтому важное значение имеет формирование у учащихся представлений о видах искусства, культурных ценностях, любви к прекрасному.

Особое значение формированию эстетической культуры человека придавали такие педагоги, как А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский, К. Д. Ушинский и др.

Формирование эстетической культуры – это процесс целенаправленного развития способности личности к полноценному восприятию и правильному пониманию прекрасного в искусстве и действительности [3].

К средствам изобразительного искусства относятся иллюстрации к литературным произведениям, пейзажные зарисовки родной природы, беседы на эстетические темы, анализ произведений искусства, упражнения в рисовании, декоративно-прикладном творчестве, рассказы о произведениях искусства, рассказы и стихи собственного сочинения занятия в художественных кружках. Они являются эффективными методами формирования эстетической культуры младших школьников.[2]

Еще К. Д. Ушинский утверждал, что на любой учебной дисциплине возможно эстетическое воспитание: «В любом предмете есть более или менее эстетический элемент». Например, в математике иногда говорят: «Красивое, изящное решение или доказательство» [3]. На уроках окружающего мира младшие школьники видят, исследуют причуды и красоту окружающей природы.

Методами формирования эстетической культуры младших школьников являются:

  1. Беседы на эстетические темы. Этот диалогический метод предполагает вовлечение учащихся в разговор о прекрасном. Во время бесед возможно обогащать учащихся научными понятиями о сущности и характерных чертах прекрасного в искусстве, труде, поведении людей. В ходе беседы младшие школьники знакомятся с терминологией эстетики. Беседа – это в первую очередь обмен мнениями и впечатлениями педагога с учениками и учеников между собой. Беседы усиливают воздействие в восприятии и оценках прекрасного.
  2. Анализ произведений искусства.
  3. Упражнения в рисовании и декоративно-прикладном творчестве. Рисование способствует выработке художественного вкуса. Изучение работ классиков мировой живописи, скульптуры на уроках изобразительного искусства формирует в детях способность видеть прекрасное в самых разных его выражениях.
  4. Рассказы о произведениях искусства. Эмоционально-образный способ сообщения информации о жизни и творчестве выдающихся деятелей культуры. Рассказ всегда имеет познавательный характер, но не мешать индивидуальному восприятию художественного произведения.
  5. Занятия в художественных кружках. Литературные, музыкальные, театральные, художественные кружки. Цель их проведения – глубокое и последовательное овладение каким-либо одним видом искусства в зависимости от интересов учащихся. Поисковая работа, чтение специальной литературы, подготовка докладов, совместное обсуждение проблем, познавательная активность, самостоятельность, формируют суждения и оценки, эстетический идеал и вкус. Работа в кружках направлена  расширение жизненного опыта школьников и вовлечение в соответствующую интересам учащихся творческую среду, развитие творческого потенциала школьников [2].

Известный композитор Д. Б. Кабалевский выдвинул идею о том, чтобы уроки музыки посвящались практическому изучению музыкальных произведений, глубокому ознакомлению учащихся с отражением в музыкальных произведениях явлений жизни, нравственности людей. Художник Б. М. Неменский разработал программу по рисованию, которая вместо традиционного обучения учащихся рисованию отдельных предметов предусматривает побуждение их к творческому отражению окружающей жизни средствами изобразительного искусства. Это существенно улучшает эстетическое развитие учащихся, понимание ими тесной связи искусства с человеческой жизненной практикой [1].

Проанализировав опыт работы педагогов, мы отметили Г. В. Гончарову, учителя начальных классов МБОУ «НОШ №33» г. Майкопа. Она разделила эстетическое воспитание младших школьников на две группы: отношение к окружающему миру и художественные умения в различных искусствах. Ее ученики являются призерами многих конкурсов по экологии, в различных номинациях относящихся к театру. В программе развития эстетической культуры младших школьников Т. В. Шундиковой, педагога школы-интернат № 30 г. Комсомольск-на-Амуре, восприятие художественных произведений является средством формирования эстетического отношения к искусству и жизни. Результатом применения программы стал рост эстетической культуры учащихся (выявлено: 35% детей имеют высокий уровень и 65% – средний). Д. А. Климова считает, что эстетическая культура проявляется через красоту и выразительность движений в хореографическом искусстве, эстетические качества упражнений, пробуждение эмоций, творчества, фантазии, гармоничные комбинации движений. В ходе ее исследований были опрошены учителя начальных классов про формирование эстетической культуры в хореографическом искусстве. Большинство (66,7 %) опрошенных считают, что использование средств хореографии сильно влияет на развитие эстетической культуры личности младшего школьника; 32,3 % — посчитали необходимым для формирования эстетической культуры на уроках физической культуры введение средств хореографии; 41,9 % — убеждены, что недостаточная разработанность форм эстетической деятельности младших школьников снижает эффективность развития эстетической культуры младших школьников [1].

Таким образом, эстетическая культура младших школьников развивается в процессе бесед на эстетические темы, рассказов о произведениях искусства, их анализе, сочинения стихов и рассказов, на занятиях по изобразительной деятельности, занятиях в художественных кружках. Эстетическое воспитание направлено на умение младших школьников видеть прекрасное в действительности. А его основой является искусство с его видами, но особую роль играет живопись, которая пробуждает у учащихся чувство красоты.