Полный текст статьи
Печать

Развитие выразительного чтения является одной из важных задач литературного образования. Особое значение приобретают занятия выразительным чтением в начальных классах, где происходит процесс усвоения детьми литературного языка. Данный вид деятельности требует эффективно организованной работы учащихся. Однако нередко работа над выразительностью чтения проводится учителями эпизодически, однообразно и не имеет должного эффекта. Выразительное чтение должно быть не дополнением к изучению литературы, а органической частью  этого изучения.

Выразительность как качество чтения – явление многогранное и сложное. Существуют разные подходы к рассмотрению данного понятия. Л.Д. Мали определяет выразительность чтения как особое искусство творческой интерпретации текста, вбирающее в себя актерское и ораторское мастерство [4]. М. Р. Львов, в свою очередь, соотносит выразительность с основной мыслью произведения и говорит о выразительности чтения, как о способности передачи слушателям своего отношения к идее произведения с помощью средств устной речи [3].

Выразительное чтение является одним из могущественных средств, благодаря которому учитель в процессе работы над художественным произведением вызывает у детей сопереживание, помогая им не только верно понять, но и ощутить автора, обогатить его высокими чувствами. Грамотно организованное чтение на уроке станет процессом «общения» с автором, а литературное произведение - объектом исследования читателей.

Эффективным материалом для развития выразительности чтения являются лирические произведения. По мнению Ф. М. Головенченко, лирика – это «поэзия, выражающая переживания, ощущения, настроения человека…» [2]. Она несовместима с нейтральностью и беспристрастием тона, она всегда эмоциональна, а речь лирического героя экспрессивна. Именно поэтому лирика является благодатной почвой в данном виде работы.

Знакомство учащихся с лирическими произведениями имеет целый ряд аспектов. М. Р. Львов, говоря о специфике работы над лирическими произведениями в начальных классах, обращает внимание учителей на следующие моменты [3]:

1. Обязательно должен демонстрироваться образец выразительного чтения произведения. Это может быть образцовое чтение учителем, или чтение мастером художественного слова в записи. Первоначальному знакомству с текстом К. С. Станиславский придает огромное значение, утверждая, что первые впечатления являются своего рода семенами будущего творчества. «Если впечатления от первого чтения восприняты правильно, - это большой залог для дальнейшего успеха [5];

2. Работе над выразительным чтением должен предшествовать тщательный анализ художественного произведения;

3. Работа над языком произведения – одно из важнейших условий отработки выразительности чтения. Наблюдение над изобразительно-выразительными средствами является неотъемлемой частью работы по уяснению идейной направленности произведения;

4. Работа над выразительностью чтения должна опираться на воссоздающее воображение школьников. Воссоздающее воображение неопытного читателя нужно тренировать, учить по «авторским знакам» воссоздавать эпизоды, события и т.д.;

5. Обсуждение в классе вариантов прочтения проанализированного произведения. Желательно, чтобы в конце урока два-три ученика прочитали вслух произведение, а ученики класса обсудили удачи и промахи в их чтении. Важно не забывать, что тон обсуждения должен быть деловым и доброжелательным.

Выразительное чтение предполагает выработку у читающего определенного минимума навыков, связанных с произносительной культурой речи. Он включает в себя следующие компоненты: интонация, паузы (логические и психологические), ударения, темп речи, тембр, громкость голоса. Большая часть работы над выразительностью чтения есть работа над интонацией как главным ее средством. С этой целью совершенствования выразительности произношения можно проводить работу над произношением звуков, отработкой дикции, развитием голосового аппарата, темпа речи, использованием целесообразной силы голоса.

Приемы работы над выразительностью чтения во многом зависят от конкретного этапа урока литературного чтения. Так, перед знакомством с лирическим произведением целесообразно использование упражнений для отработки дыхания и владения голосом. В качестве таких упражнений могут быть дыхательная гимнастика и интонационная разминка.

Дыхательная гимнастика «На берегу моря».

Учитель: закройте глаза, представьте, что вы лежите на берегу моря. Рядом с вами тихо плещут волны. Вы с наслаждением вдыхаете свежий морской воздух. Дышите ровно, глубоко.

Интонационная разминка.

На доске записывается предложение: Уж наступила осень. Задача детей  прочитать это предложение с различными интонационными оттенками:

- с чувством радости;

- с чувством печали;

- с чувством сожаления.

Один из самых важных этапов работы - первичное чтение лирического стихотворения. Из всего многообразия методических приемов, способствующих  донесению до детей содержания стихотворения, вызову эмоционального отклика на прочитанное, наиболее целесообразными являются: выразительное чтение стихотворения учителем, либо мастером художественного слова в записи; чтение на фоне музыки.

По-настоящему кропотливая и тонкая работа над выразительностью чтения лирических произведений приходится на вторичный синтез. Здесь имеют место приемы синтетического характера, которые помогают углубить понимание школьниками смысла и подтекста изучаемого произведения и параллельно работать над оттенками и компонентами интонации. От одного использованного приема к другому степень самостоятельности в определении интонации постепенно увеличивается.

  1. Нахождение логических ударений в тексте, прочитанном учителем.

На доске отрывок из стихотворения. Учитель читает его, а учащиеся, следя за чтением учителя, указывают слова, на которых было сделано логическое ударение. Например:

Мороз и солнце! День чудесный!

Еще ты дремлешь, друг прелестный!

  1. Нахождение способов постановки логических ударений.

На доске записывается отрывок из стихотворения С.Михалкова «Хижина дяди Тома»:

И вдруг из зрительного зала,

Шепча какие-то слова,

На сцену девочка вбежала.

Вызываются двое учащихся. Одному из них предлагается поставить к предложению несколько вопросов таким образом, чтобы логическое ударение в них падало на разные слова. Например:

- Откуда вбежала на сцену девочка?

- Кто вбежал на сцену зрительного зала?

- Девочка выбежала, шепча или крича какие-то слова? И так далее.

Другой ученик, отвечая на эти вопросы, должен правильно определить слово, на которое падает логическое ударение.

  1. Самостоятельная постановка логических ударений с последующим выразительным чтением лирического произведения.

На карточках помещается стихотворение или отрывок из него. Задача детей – самостоятельно найти в каждой стихотворной строке слова (сочетания слов), на которые падает логическое ударение. Учащимся предлагается выразительно прочитать этот текст в соответствии со своими пометами.

Перед выполнением задания можно обратить внимание детей на то, что при выделении главных слов следует в первую очередь руководствоваться смыслом, содержанием строки и закономерностями стихотворной речи (ритмом, рифмой и др.).

  1. В качестве отдельных приемов работы над выразительностью могут быть упражнение «Эхо» и «Чья интонация разнообразнее».

Упражнение «Эхо».

Учитель читает по 1-2 строки стихотворения, ученики повторяют их с той же интонацией.

Упражнение «Чья интонация разнообразнее».

Для выполнения данного упражнения учитель предлагает одно предложение, которое надо прочитать с возможно большим количеством эмоциональных оттенков. При этом перечень возможных оттенков должен быть перед глазами учащихся. При этом перечень возможных оттенков должен быть перед глазами учащихся. Например: восхищение, осуждение, сочувствие, радость, грусть, обида. Так, участники могут поработать в этом плане с предложением: «Я был в избушке на курьих ножках».

  1. Чтение предложений с разной эмоциональной окраской. 

Для использования данного приема выбирается отрывок из стихотворения (в рассмотренном ниже примере это «Бабушкины сказки» С. А. Есенина), строки которого учащимся необходимо прочитать с использованием различных эмоциональных оттенков:

И сидим мы, еле дышим.

Время к полночи идет (таинственно; восхищенно).

Сказки все. Пора в постели…(с грустью, сожалением; сомнением; с чувством недовольства)

Но а как теперь уж спать? (с удивлением)

И опять мы загалдели,

Начинаем приставать (радостно, восторженно).

Наблюдения в ходе выполнения детьми задания показали, что учащиеся пытаются подобрать нужную интонацию (с чем в большинстве случаев успешно справляются). Поиск и нахождение нового интонационного оттенка становится для детей своего рода «открытием». Вторичное выразительное чтение стихотворения после проведенной работы значительно отличается по своей эмоциональной окраске от первичного чтения.

  1. Составление партитуры чтения.

Партитура – разметка текста с помощью общепринятых графических знаков. Знакомство с приемом партитуры должно происходить в совместной работе учащихся с учителем. На раздаточных листах каждый ребенок фиксирует графические обозначения компонентов партитуры с их расшифровкой. Далее дети практикуются в составлении партитуры стихотворения: определяют места, требующие постановки пауз, логических ударений, повышения или понижения голоса. Читая стихотворение в соответствии с составленной партитурой, учащиеся обращают внимание на детали, которые прежде упускались ими из вида. Пример составления партитуры к четверостишию из стихотворения Г. Ладонщикова «В поле»:

Опыт показывает, что систематическое использование такого рода приемов работы с лирическими произведениями дает положительные результаты в развитии выразительности чтения учащихся. Наряду с этим, у детей в целом формируется потребность говорить не монотонно и однообразно, а с определенным выражением своего эмоционального состояния и внутренних душевных резервов.