Полный текст статьи
Печать

Вычислительные умения являются одними из базовых умений детей младшего школьного возраста, без которых дальнейшее обучение математике будет затруднительным. Овладение вычислительными умениями имеет большое образовательное, воспитательное и практическое значение. Поэтому проблема формирования вычислительных умений занимает одно из важных мест в начальном обучении математике. Младший школьный возраст имеет свои особенности, которые связаны с особенностями мышления детей данной возрастной группы, психологическими особенностями, а также с изменением основного вида деятельности. Поэтому в формировании вычислительных умений обучающихся начального общего образования также будут существовать особенности, которые следует учитывать каждому педагогу. Проблему формирования вычислительных умений изучали такие исследователи как: М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова, П.Я. Гальперин, С.А. Зайцева, Н.Б. Истомина, Н.Ф. Талызина, С.Е. Царева.

Формированию вычислительных умений важно уделять внимание уже с первого класса, так как этот возраст является сенситивным периодом для формирования знаний и умений, необходимых для выполнения вычислительных операций. Если сенситивный период упустить, сформировать вычислительные умения будет очень сложно [3, с. 61].

В педагогике понятие «умения» характеризуют как, готовность сознательно и самостоятельно выполнять практические и теоретические действия на основе усвоенных знаний, жизненного опыта и приобретенных навыков (И.П. Подласый) [5, с.18].

Вычислительные умения – это умения выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями (С.Е. Царева).

Формирование вычислительных умений, согласно С.Е. Царевой, – это процесс овладения обучающимися вычислительными алгоритмами, переход от вычислительных алгоритмов на основе предметных действий к алгоритмам с умственными операциями, переход от вычислений с развернутыми рассуждениями и операциями к свернутым [6, с.51].

Исходя из этого, формирование вычислительных умений – сложный длительный процесс, эффективность которого во многом зависит от индивидуальных особенностей ребенка, уровня его подготовки и способов организации вычислительной деятельности. Как известно, мышление детей в начальной школе наглядно-образное, внимание отличается неустойчивостью, непроизвольностью и рассеянностью.

В начальной школе вычислительной технике уделяется большое внимание. Однако, несмотря на то, что в школе на изучение устных вычислений отводится большое количество времени, они остаются не освоенными. При этом замедляется и усвоение письменных вычислений, которые дети выполняют с трудом, отмечают П.Я. Гальперин и И.Ф. Талызина [2].

Формирование вычислительных умений в младшем школьном возрасте требует особого контроля со стороны учителя, грамотного выбора методов и средств, актуальных для данного школьного периода.

Важным фактором в процессе формирования вычислительных умений выступает мотивация к учебной деятельности. В младшем школьном возрасте мотивационная сфера практически не развита, в основном мотивы внешние, еще нет осознанного понимания важности данного умения. Необходимо вызвать интерес у обучающихся к вычислительным операциям, и желание самостоятельно выполнять работу.

Следует соблюдать четкую логическую последовательность изучения нумерации чисел и действий над ними. Необходимо сформировать определенный круг теоретических знаний и вместе с тем вырабатывать сознательные вычислительные умения решать арифметические задачи. Устные и письменные вычисления должны изучаться комплексно, в процессе выполнения обучающимися разнообразных упражнений. Каждое вычислительное умение формируется постепенно: от простого к сложному. В младшем школьном возрасте большую роль играет проговаривание всех вычислительных действий, прежде чем они будут выполняться осознанно, без затруднений в уме.

Методика формирования вычислительных умений невозможна без учета педагогических условий:

  1. Использование дифференцированных упражнений.

Учет индивидуальных особенностей обучающихся требует создания таких условий, чтобы каждый обучающийся имел возможность полностью раскрыть свой потенциал и реализовать свои возможности. Недопустимо всем младшим школьникам на каждом уроке давать одинаковые задания, рассчитанные на среднего ребенка. Это не даст возможность развиваться более сильным детям, а более слабые дети не успеют себя проявить. У детей разный темперамент, от этого может зависеть скорость и правильность выполнения заданий. Поэтому важно следить за правильностью выполнения заданий детьми, которые решают их слишком быстро, и давать возможность доделывать задания до конца тем, кто работает над ними медленнее остальных.

Дифференцировать задания можно по разным основаниям: по объему учебного материала, по степени сложности, по степени самостоятельности, по степени творчества и др. Однако, они должны быть уместны в той или иной ситуации.

Использование дифференцированных упражнений способствует формированию самостоятельности, развивает умение планировать работу, определять алгоритм действий, проводить самооценку, позволяет более сильным школьникам применять вычислительные умения на более высоком уровне, а слабым – легче усвоить новые.

  1. Комплексное применение наглядных материалов.

Принцип наглядности является ведущим в обучении. Это обусловлено особенностями мышления младших школьников. Применение большого количества разнообразной наглядности на уроках математики способствует повышению интереса обучающихся к предмету, концентрации внимания, развитию памяти. Воздействуя на органы чувств, средства наглядности обеспечивают разностороннее, полное формирование какого-либо образа, понятия и тем самым способствуют более прочному усвоению знаний, пониманию связи научных знаний с жизнью. Использование наглядности помогает обучающимся лучше понять сущность и значение числа и цифры, действий над ними, также усвоить вычислительные навыки. Наглядность при формировании вычислительных умений может представлять собой иллюстрации, схемы, видео, игрушки, учебники и др. Все наглядные материалы должны быть связаны между собой и использоваться в комплексе. Также они должны дополнять и обогащать учебный материал, а не отвлекать от него [1. c. 97].

  1. Развивающий потенциал внеклассной работы.

Внеклассная работа по математике непосредственно связана с учебно-образовательным процессом. Она направлена на расширение и обогащение знаний, и более прочное усвоение умений и навыков.

Однако формы организации внеклассной работы существенно отличаются от классно-урочной системы обучения. Нет строгих рамок по времени, количеству обучающихся и существует некоторая произвольность выбора темы занятия. Основными принципами внеклассной работы являются добровольность и массовость. Это значит, что внеклассные занятия могут посещать не все дети, но мероприятия должны заинтересовывать наибольшее количество обучающихся. Следовательно, от педагога требуется подбор особого занимательного материала, имеющего образовательную, воспитательную и развивающую ценность. В процессе формирования вычислительных умений могут быть организованы:

-     математические вечера «В стране чисел и цифр», «В гостях у Царицы Математики»;

-     математические турниры «Математический бой», «математическая эстафета»;

-     математические представления «Математические спектакли» «Живые цифры»;

-     неделя математики;

-     добровольные зачеты по математике;

-     математический КВН.

Внеклассные занятия по математике помогают обучающимся понять значимость вычислительных умений в жизни каждого, развить логическое мышление, и любовь к предмету.

Таким образом, были рассмотрены понятия «умения», «вычислительные умения», некоторые условия формирования вычислительных умений. Формирование вычислительных умений младших школьников имеет большое значение для дальнейшего обучения математике. Учет выделенных педагогических условий позволит организовать эффективную работу по формированию вычислительных умений в процессе изучения математики в начальной школе.