Полный текст статьи
Печать

         В настоящее время отмечается снижение воспитательного потенциала семьи, а зачастую и полное отстранение ее от ведущей роли в социализации детей. Это способствует непониманию, отчужденности между детьми и родителями. Младшие члены семьи начинают  устанавливать социально опасные связи, культивируют пагубные привычки и пристрастия. Подобная ситуация обусловлена тем, что современная семья обладает высоким уровнем информационной компетенции и полным отсутствием психолого-педагогических знания. В этой связи актуально сотрудничество с семьей, объединение общих усилий для развития и социокультурного становления обучающихся.

            Многолетний практический опыт показывает, что родители проявляют интерес, активно сотрудничают со школой только при условии понимания или целесообразности и продуктивности этого взаимодействия. Учитель в данной ситуации — это компетентный, добропорядочный, толерантный сопровождающий. Он тактично помогает каждой семье выстроить собственную педагогическую стратегию. Учитель — это не безразличный к частным проблемам семьи информатор, он осуществляет комплексное сопровождение, которое предполагает дозированную интенсивность, объем, специфическую для каждой семьи направленность. Главный критерий сопровождения — понимание родителями их востребованности школой, системность, последовательность.

            Мы убеждены, что работа с семьей должна носить устойчивую мотивацию, когда родители стремятся к партнерскому взаимодействию со школой. При построении и реализации системы работы с родителями было необходимо определиться со своей  позицией в отношении семьи (субьект-субьектной позиции) и осознать ее.

            В этой связи нами велась определенная работа: формирование совместно с семьей индивидуальных образовательных маршрутов, каждый ребенок имеет дневник личностного роста, родители принимали активное участие в организации событийной среды.

Взаимодействие с родителями может осуществляется только через конкретную деятельность. Задачи работы с семьей:

1. совместная деятельность

2. Обучение

3. Консультирование

4. Просвещение

5. Информирование

            Работу начинаем с изучения запросов родителеРодители охотно вместе с детьми участвуют в проектной деятельности. Глеб К. представил проект «Мой дедушка- настоящий герой» и занял первое место в муниципальном конкурсе. Высокую оценку на районном конкурсе получил коллективный проект «Профессии наших родителей». Елизавета П. одержала убедительную победу в районном конкурсе «Мы — внуки деда Ермака», где очень достойно представила героическую историю славного казачьего рода. В классе стало хорошей традицией проведение совместных сезонных субботников. Родители инициируют посещение премьерных показов детских фильмов. В классе нет равнодушных людей.й. Затем выявляем соотношение уровней школы и семьи: активность родителей невысока, их необходимо заинтересовать. При этом мы уточняем запросы родителей, своевременно получаем от них обратную связь.

            Собственнотьюторское сопровождение начинается с диагностики. Ей отведено большое внимание.

            1-й этап. Динамика позиционирования семьи и школы. Выявляем уровень готовности родителей к построению партнерских отношений со школой:

а) участие в образовательном процессе;

б) стремление посещать обязательные мероприятия для родителей;

в) заинтересованность в делах детей, класса, школы;

г) понимание своей роли в событийном пространстве школы;

д) выявление степени готовности семьи к партнерству с образовательным учреждением.

            Развитие социального партнерства предполагает   следующие этапы:

1. Знакомство.  На этом этапе проводится мониторинг родительских запросов и ресурсов. Выявляются общие ценности, определяются взаимная полезность участников.

2. Совместная деятельность.  На общем собрании происходит обсуждение стратегии и тактики образовательного процесса, проектирование образовательно процесса.

3. Партнерство (реализация образовательного процесса). Помощь на классных часах, образовательные экскурсии, организация и проведение праздников и спортивных соревнований.

            Родители охотно вместе с детьми участвуют в проектной деятельности. Глеб К. представил проект «Мой дедушка- настоящий герой» и занял первое место в муниципальном конкурсе. Высокую оценку на районном конкурсе получил коллективный проект «Профессии наших родителей». Елизавета П. одержала убедительную победу в районном конкурсе «Мы — внуки деда Ермака», где очень достойно представила героическую историю славного казачьего рода. В классе стало хорошей традицией проведение совместных сезонных субботников. Родители инициируют посещение премьерных показов детских фильмов. В классе нет равнодушных людей.

            Организация работы с родителями с тьюторских позиций будирует социальную активность, стремление понимать и разрешать проблемы школьного сообщества. Значительно изменились межличностные отношения в семьях. Родители обучающихся участвуют в формировании принципиально новой модели сотрудничества со школой в реализации образовательных интересов детей.