Современные образовательные учреждения, определяя свои основные задачи при подготовке выпускника, в приоритет над набором необходимых знаний, умений и качеств, ставят умения применять полученные знания в новых ситуациях в условиях самостоятельной жизни, а также умения нестандартно мыслить, анализировать и аргументировать свою точку зрения. Для решения поставленных задач, требуются эффективные формы организации образовательного процесса, новые педагогические технологии, активные методы обучения, так как традиционное репродуктивное обучение отводит пассивную роль ребенку и не позволяет достичь поставленных целей.
Основная деятельность педагогазаключается в развитии, воспитании и обучении обучающихся и осуществляется с помощью методов и приёмов обучения.
Понятие методпроисходит от греческого methodos- путь исследования.
Метод обучения является важнейшим компонентом учебного занятия, ключом«к достижению триединой цели урока,…самый подвижный и динамичный компонент учебного процесса, тесно связанный со всеми его сторонами». (Ю. А. Конаржевский)
Методы обучения – способы работы педагога, с помощью которых достигается усвоение детьми знаний, умений и навыков, а также развитие их познавательных способностей.
Методы обучения можно подразделить на три основные группы:
1.Пассивные методы
2.Интерактивные методы
3.Активные методы Пассивный метод – это форма взаимодействия учащихся и учителя, вкоторой учитель является основным действующим лицом и управляющим ходом урока, а учащиеся выступают в роли пассивных слушателей. Связь учителя с учащимися в пассивных уроках осуществляется посредством опросов, самостоятельных, контрольных работ, тестов и т. д. С точки зрения современных педагогических технологий и эффективности усвоения учащимися учебного материала пассивный метод считается самым неэффективным, но, несмотря на это, он имеет и некоторые плюсы. Это относительно легкая подготовка к уроку со стороны учителя и возможность преподнести сравнительно большее количество учебного материала в ограниченных временных рамках урока. Лекция - самый распространенный вид пассивного метода обучения.
Интерактивный метод.Интерактивный («Inter» - это взаимный, «act» - действовать) – означает взаимодействовать, находиться в режиме беседы, диалога с кем-либо. Интерактивные методы ориентированы на более широкое взаимодействие учеников не только с учителем, но и друг с другом.
Активный метод – это форма взаимодействия учащихся и учителя, при которой учитель и учащиеся взаимодействуют друг с другом в ходе урока и учащиеся не пассивные слушатели, а активные участники урока.Здесь учитель и учащиеся находятся на равных правах. Если пассивный метод предполагает авторитарный стиль взаимодействия, то активные методы обучения предполагают демократический стиль. Многие между активными и интерактивными методами ставят знак равенства, однако, несмотря на общность, они имеют различия. Интерактивные методы можно рассматривать как наиболее современную форму активных методов.
Активные методы обучения — это такие методы обучения, при которых деятельность обучаемого носит продуктивный, творческий, поисковый характер.А главная задача каждого преподавателя-не только дать учащимся определённую сумму знаний, но и развить у них интерес к учению, научить учиться.Учителю необходимо не только доступно всё рассказать и показать, но и научить ученика мыслить, привить ему навыки практических действий. По моему мнению, этому и могут способствовать активные методы обучения.
На каждом этапе урока можно использовать свои активные методы. Например, чтобы актуализировать знания учащихся по ранее изученной темеи подвестик изучению нового материала использую метод «Парный выход».
Вызываю к доске ученика.Он подбирает себе пару,а затем записывает по памяти любое словарное слово,обозначающее предмет.Второй ученик находит подходящее к этому словуназвание действия и записывает рядом.Эту работу можно проводить в парах.
При организации самостоятельной работы над новой темой,чтобы учащимся было интересно проработать новый материал, использую метод «Ульи»-обсуждение в группах.
«Кластер»(может быть использован на разных этапах урока).Смысл этого метода заключается в попытке систематизировать имеющиеся знания по той или иной проблеме и дополнить новыми.
На обобщающих уроках литературы применяю метод «Творческая мастерская».К уроку учащиеся готовят рисунки,пишутсочинения,стихи,подбирают пословицы. Затем делятся на группы,чтобы создать и презентовать свой проект на заданную тему.На работу отводится 20 минут.Затем каждая группа должна презентовать свой проект.Данный метод хорош тем ,что учит дружно работать в группах, прислушиваться к мнению товарищей,создавать интересные работы.
Часто использую на этом этапе урока «Синквейн», который очень нравится учащимся.
При подведении итога урокаприменяю метод «Мудрый совет». Группа пишет в конце урока «совет» детям, которые ещё не совсем поняли тему урока. Совет анализируется другой группой.
При использовании активных методов обучения меняется роль ученика – из послушного «запоминающего устройства» он превращается в активного участника образовательного процесса.Эта новая роль и свойственные ей характеристики позволяют на деле формировать активную личность, обладающую всеми необходимыми навыками и качествами современного успешного человека.