Полный текст статьи
Печать

«Профессиональная направленность, преломление программ по дисциплинам общеобразовательного цикла
через призму профессиональной деятельности является необходимым условием формирования личности профессионала.
Это условие должно быть положено в основы отбора содержания учебного материала,
выбора форм и средств обучения. Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены.
Всякий, кто желает к ним приобщаться, должен достигнуть этого собственной деятельностью,
собственными силами, собственным напряжением…».

Фридрих Адольф Вильгельм Дистервег,
 немецкий педагог, 1790-1866 г.г. [1].

           

          Актуальность профессиональной направленности как инструмента активизации познавательной деятельности с целью повышения эффективности образовательного процесса, обусловлена, прежде всего, проблемой сохранности контингента обучающихся Юргинского технологического колледжа. Так, анализируя структуру потерь контингента, можно увидеть, что в среднем за последние три года 36% от общего числа потерь составляют обучающиеся первого курса. При этом около 67% обучающихся указывают формализованное клише «собственное желание» в качестве причины отчисления и ещё 10% «перевод в другое образовательное учреждение».

            Чем же обусловлено возникновение «собственного желания» покинуть колледж у студентов, совсем недавно по собственной инициативе в него поступивших? Какие факторы способствуют тому, что уже через несколько месяцев обучающийся теряет интерес к учёбе, начинает пропускать занятия и принимает решение либо оставить обучение, либо продолжить его в стенах другого образовательного учреждения?

            Прежде всего, ни для кого не секрет, что в свои 15-16 лет выпускники 9-х классов средних образовательных школ лишь за очень редким исключение подходят к выбору будущей профессии осознанно и по-взрослому. Следовательно, вызвать интерес к выбранной специальности становится главной задачей образовательного учреждения на первых этапах обучения. То есть недостатки профориентации на уровне школы приходится устранять уже в ходе обучения в техникуме или колледже. 

          Кроме обозначенного выше, отметим дополнительные причины  потерь контингента первокурсников, которые формулирует к.пед. н. Т.Е. Чикина:

– десоциализация, проявляющаяся в неспособности молодого человека выстраивать общение с другими студентами и преподавателями, отрыв от привычной жизни, отсутствия некоторых житейских навыков, приводящих к бытовым проблемам и конфликтам в студенческом общежитии;

– адаптация к новым требования образовательного процесса, низкая успеваемость студентов, которая и порождает желание оставить учёбу и которая является, следствием снижения мотивации к обучению [2, с.16]

          В большинстве случаев у студентов колледжа успешность обучения часто определяется не ограниченными умственными способностями, а доминированием внешней мотивации к обучению над внутренней, а значит, отсутствием самоконтроля. Человек с таким типом мотивации будет учиться в том случае, если его вынуждают обстоятельства. Так, даже если высокомотивированный абитуриент, в течение обучения на первом курсе не видит ценности в самом обучении и его полезности для выбранной специальности, то профессиональные и когнитивные мотивы перестают управлять его учебной деятельностью, вследствие чего заметно снижается его познавательная активность, как следствие, успешность в учёбе, и образуется так называемый «синдром разочарования», что подтверждается данными экспериментального исследования, приведёнными Рубановой Е.Ю. [3].

          С нормативной точки зрения, согласно статье 48 пункт 4 ФЗ РФ «Об образовании» [4], развитие познавательной активности у обучающихся, является прямой обязанностью педагогических работников. В Словаре профессионального образования термин «познавательная активность» определяется как качество учебной деятельности обучающегося, которое проявляется в его отношении к содержанию и процессу обучения, в стремлении к эффективному овладению знаниями и умениями, в мобилизации нравственно-волевых усилий на достижение целей, умении получать эстетическое наслаждение, если цели достигнута [5].

          Таким образом, реализация мероприятий, направленных на повышение познавательной активности обучающихся, должна способствовать повышению эффективности образовательного процесса и, как следствие, сохранению контингента колледжа.

          В педагогике существует множество технологий, методов, инструментов активизации познавательной деятельности обучающихся. Одним из них является реализация профессиональной направленности на дисциплинах общеобразовательного цикла.

          Предположим, что при поступлении в колледж познавательная активность большинства первокурсников достаточно высока. Их интересуют такие вопросы, как актуальность выбранной профессии, её конкретные функции, процесс обучения данной специальности, тонкости и специфика будущей профессиональной деятельности, приобретение необходимых практических навыков. Значит, основным мотивом обучения для них выступает, прежде всего, осознание значимости изучаемых дисциплин для их будущей профессиональной деятельности и их практическое применение. А вот ещё в школе наскучившие дисциплины общеобразовательного цикла, при изучении которых обучающиеся не видят их реального, конкретного применения в будущей специальности, вызывают у первокурсников недовольство и представляются малозначимыми и нигде не пересекающимися с дисциплинами профессионального цикла. Таким образом в сознании студентов первого курса возникают представления о параллельности областей дисциплин общеобразовательного и профессионального циклов. Поэтому обучение будет успешным только тогда, когда каждая предметная область воспринимается обучающимся как необходимый элемент его профессионального становления. Другими словами, формирование профессиональной направленности должно идти средствами всех изучаемых предметов.

          Используя модель выпускника как свод требований, которые предъявляет реальная практика к будущему специалисту, возможно построить модель осуществления междисциплинарных связей с целью реализации профессиональной направленности, которая являлась бы составной частью общей модели подготовки обучающихся в организациях профессионального образования. Общеобразовательная подготовка – это, прежде всего, фундамент для освоения профессиональной образовательной программы. Общеобразовательная подготовка (в её профильном варианте), являясь связующим звеном между общим и профессиональным образованием, должна дать базовые знания и навыки (компетенции), необходимые работнику определенной сферы профессиональной деятельности. Это подтверждает опыт, полученный в нашем колледже при смещении в учебных планах профессионального цикла на первый курс обучения, который  показал, что обучающиеся не готовы к усвоению профессиональных дисциплин из-за несформированности базовых общеобразовательных знаний.

          Таким образом, общеобразовательная подготовка в профессиональных организациях – это базовая ступень подготовки квалифицированного специалиста, а обучение необходимо выстроить так, чтобы первокурсник постоянно ощущал, что при изучении общеобразовательного предмета он приближается к более глубокому пониманию своей профессии. Поэтому акцентирование информации, необходимой для будущей специальности, безусловно, активизирует действия студента, который понимает, что она нужна ему не для общей эрудиции, а как нужная информация для совершения конкретных действий специалиста данного профиля.

          В конечном итоге, через реализацию профессиональной направленности, мы способствуем достижению таких целей, как:

– повышение у первокурсников мотивации к изучению дисциплин общеобразовательного цикла, а, значит, их дальнейшему обучению в колледже;

– развитие у обучающихся интереса к будущей профессии;

– профессиональное закрепление студентов;

– сохранение контингента учебного заведения.

          Каким же образом реализуется профессиональная направленность в работе с первокурсниками в Юргинском технологическом колледже? Прежде всего, это акцентирование с целью профессиональной направленности междисциплинарных связей на занятиях общеобразовательного цикла.

          В соответствии Законом РФ «Об образовании» Государственный образовательный стандарт среднего общего образования реализуется в пределах образовательных программ СПО с учетом профиля получаемого образования. Междисциплинарные связи находят отражение в самом содержании обучения и учитываются при разработке учебных планов и программ, учебников, учебных и методических пособий. Эта сторона междисциплинарных связей определяет подход к отбору и расположению учебного материала таким образом, чтобы знания, полученные обучающимися при изучении одного или нескольких дисциплин, являлись базой для усвоения других дисциплин. Кроме того, проявление междисциплинарных связей происходит непосредственно в процессе обучения, где связи устанавливают преподаватели при изучении учебного материала.

          Профильность общеобразовательной подготовки реализуется в Юргинском технологическом колледже не один год и прослеживается во всей нормативно- программной документации образовательного процесса, но проблема эффективности её реализации, на наш взгляд, заключается в отсутствии взаимодействия между участниками образовательного процесса – куратора, преподавателей общеобразовательного и профессионального цикла, некой разрозненности действий между ними.

          Для её преодоления в течение 2015-2016 учебного года был проведены  мероприятия профессиональной направленности в группах 1 курса по специальностям Компьютерные сети и Прикладная информатика. Так, в течение первого и второго семестров в этих группах был проведён ряд занятий, в том числе бинарных, реализующих междисциплинарные связи  на профессиональных площадках (в кабинетах и лабораториях профцикла). Были организованы встречи с преподавателями, реализующими основные модули специальности, проведены экскурсии в лаборатории колледжа. Большой интерес вызвала встреча студентов с потенциальным работодателем директором ООО «Крафт» Калиниченко Я.А. В библиотеке ЮТК был проведён мастер-класс по использованию ресурсов ЭБС и презентации профессиональных изданий. Кроме того, первокурсники участвовали в выполнении первого профессионального задания и получили первые сертификаты о его выполнении. В интерактивной форме организован отбор желающих участвовать в НИРС для реализации межкурсового проекта с потенциальным выходом на дипломный проект. В этой связи преподавателем отделения Автоматизации и информационных технологий Ермишиным Е.А. была проведена минипрезентация специальностей Прикладная информатика и Компьютерные сети, на которой первокурсникам предложили заниматься реализацией конкретного профессионального проекта. Многие из студентов изъявили желание заниматься данным проектом, продемонстрировав интерес к дальнейшему профессиональному развитию. Более того, акцентирование профессиональной значимости профильных общеобразовательных дисциплин, таких как математика, физика, способствовало росту качественной успеваемости по ним, как результат – II место студентов этих групп в городской олимпиаде по физике, успешное участие в олимпиаде по математике в колледже.          

Рис. 1 – На уроке математики по теме «Функция  y=sinx и её свойства» студент старшего курса демонстрирует  студентам первого курса работу осциллографа, где чётко видна синусоида и её деформация в зависимости от параметров. Осциллограф показывает параметры работы переменного тока.

          Аналогичные мероприятия проводились также среди первокурсников других отделений и специальностей колледжа. Так проведены занятия по реализации профессиональной направленности по дисциплине Химия в лабораториях пищевого производства для группы, обучающейся по специальности Технология продукции общественного питания, бинарный урок по дисциплине Физика в лаборатории компьютерных сетей, мастер-классы по общественному питанию, профессиональная проба в группах по специальностям отделения Дизайна и технологий.

          Следует обратить внимание на то, что только совместные усилия куратора, преподавателей общеобразовательного и профессионального цикла, заведующего отделением приводят к желаемому результату. Когда, например, на занятие по физике к первокурснику приходит преподаватель профессионального цикла и говорит о том, что знание физики ему будет необходимо для изучения МДК (междисциплинарного курса), а преподаватель общеобразовательного цикла продолжает поддерживать эту мотивацию на протяжении всего курса, например, реализуя междисциплинарные связи через минипроект «Физика в моей профессии», именно тогда у студента активизируется познавательная деятельность, побуждающая его успешно закончить колледж и освоить специальность.

          Таким образом, в систему формирования профессиональной направленности должна входить следующие элементы:

– методическое обеспечение проведения занятий  по реализации профессиональной направленности по дисциплинам общеобразовательного цикла;

– методическое обеспечение организации проектной деятельности профессиональной направленности по профильным дисциплинам общеобразовательного цикла;

– внедрение программы реализации курса профессионального мастерства;

– знакомство первокурсников с преподавателями и лабораториями профцикла;

– организация встреч с успешными студентами старших курсов;

– популяризация опыта участия студентов в конкурсах профессионального мастерства;

– организация экскурсий на профильные предприятия;

– организация встреч с потенциальными работодателями;

– вовлечение первокурсников в НИРС;

– проведение презентации профессиональных периодических изданий и профессиональных сетевых ресурсов.

          Главным результатом реализации данных мероприятий должна стать сформированность профессиональной доминанты в сознании студентов, т.е. формирование у них образа профессии и осознание себя как субъекта профессиональной деятельности.