Полный текст статьи
Печать

В педагогической энциклопедии индивидуализация определяется как «…организация учебного процесса. При котором выбор способов, приемов, темпа обучения учитывает индивидуальные различия учащихся, уровень развития их способностей к учению». Индивидуальный подход-приспособление содержания образования к интересам учеников. В рамках ранней профилизации в двух 7 классах  был проведен опрос среди учеников и родителей, «Какой  предмет учебного курса представляет для меня особый интерес?» 16 учеников выбрали для себя, ранее неизучаемый предмет, химию. Мотивацией такого выбора является возможность  проводить  опыты. В эту группу пополи разные ученики слабоуспевающие, недисциплинированные и ученики с высоким уровнем развития способностей. Новизна предмета, возможность работы с химическим оборудованием позволили детям успешно  начать экспериментальную деятельность.  Курс по выбору «Химическая лаборатория» предназначен для удовлетворения познавательных интересов учащихся. Продолжительность модуля 17 часов. Все дети хотели научиться проводить опыт. Для конкретизации направления работы учащимися составлен перечень интересных для них опытов, красочных и эффектных. Каждый ученик оценил выбранный опыт на предмет доступности реактивов и оборудования, методики проведения, безопасности для жизни, внутренней готовности и уверенности осуществить опыт. Целью демонстрационных опытов,  являлось изучение  техники безопасности «Что произойдет, если не знать, не уметь, не соблюдать?» Каждым учеником был составлен образовательный маршрут, который приведет к реализации цели. В режиме самообучаемости и самоконтроля дети искали информацию о номенклатуре и свойствах веществ, химическом оборудовании и ее назначении. Работа в парах прибавляла уверенности. На занятиях корректировался маршрут. В силу индивидуальных способностей определялась скорость и объем собранной информации, составление «досье» на кислоту и щелочь-первых химических реактивов, доступных ученикам. Каждая пара находила виртуальный опыт и  подбирала вещества и оборудование, имеющиеся в школьной лаборатории. У детей с развитой фантазией возникали мысли об изготовлении недостающего оборудования или модификации имеющегося. Так в результате деятельностного  подхода ученики определили свою «роль» в  занятиях «Химической лаборатории». Ответственность, которую возлагали на себя  юные экспериментаторы была осознанной. Выполнение  работы по намеченному маршруту предполагало удачу проведения опыта, появление новых гипотез и  проблем, возможности новых решений. Ученикам не безразличен успех или неудача в постановки опыта. Соревнование между парами за «Мой опыт» нес активный характер обучения, формировал знания и навыки в индивидуальном темпе. Успешная демонстрация опыта за кафедрой химического кабинета вселяет уверенность в силы ученика, способность овладеть предметом, приобретать информационный опыт, выдвигать новые идеи. Разная степень аккуратности и тщательности проведения опыта привела к путанице реактивов, которые представляли собой прозрачные растворы. Перед учениками возник вопрос: «Можно ли распознать, в какой пробирке кислота, а в какой щелочь?» Поиск привел к просмотру роликов «Индикаторы». Отбор  теоретического и практического материала разнился по объему, доступности  для понимания, красочности, удобству в использовании, доступности. Решение вопроса о возможности идентификации перепутанных пробирок с кислотой и щелочью погрузил детей в экспериментальную деятельность. Все имеющиеся индикаторы (метиловый оранжевый, синий лакмус, фенолфталеин, универсальная индикаторная бумага) стали «работать « на кислоту и щелочь. Ученики опытным путем исследовали  изменение окраски индикаторов в разных средах. Появилось новое понятие «среда химической реакции» и 2 ее характеристики: качественная и количественная. Даже самые непоседливые ученики учились терпеливо наблюдать за результатами своего труда, составлять индивидуальные алгоритмы действий, вести дневник учета, контролировать себя и своего товарища. Испытание на предмет удобства использования индикаторов определил 1 место бумажному. Но в школьной лаборатории универсальной индикаторной бумаги мало и стоит она дорого. Поиск решений привел к коллективной проектной работе «По следам Роберта Бойля или природные индикаторы».Актуальность.  Ученики 8а и 8м классов, члены кружка «Химическая лаборатория» столкнулись с недостатком индикаторной бумаги, без которой невозможно определить среду реакции. Для универсальной  индикаторной бумаги и синей лакмусовой в 2012 году окончен срок годности. Поиски решения нашей проблемы определили тему нашей исследовательской работы.

Тема «По следам открытия Роберта Бойля или природные индикаторы»

Цель: исследовать пигменты некоторых растений и изучить возможность их  использования в качестве индикаторов.

Задачи исследования:

1.Изучить историю случайного открытия индикаторов.

2. Подобрать растительное сырье для приготовления водных и спиртовых растворов.

3.Исследовать изменение окраски этих растворов в кислой, щелочной и нейтральной средах.

4.Определить растворы, удобные для работы в школьной лаборатории.

5. Изготовить сухие индикаторы для практических работ.

Объект исследования: виноград синий сорта «Изабелла», капуста краснокочанная, рябина черноплодная, столовая свекла сорта «Бордо», цветки гибискуса (чай «Каркаде»).

Предмет исследования: растворы растительных индикаторов.

Рабочая гипотеза:

растворы природных индикаторов можно приготовить в домашних условиях и применять по необходимости в быту.

Практическая значимость:

Знать природные объекты, отвары и спиртовые растворы которых, можно применять в быту, в качестве определителей среды водных растворов.

Методы исследования: аналитическое сопоставление источников информации, эксперимент, наблюдение, сравнение, анализ результатов.

 

Временные рамки занятий требовали высокой самоорганизации, поэтому дети нашли «Требования к ученику, проводящему опыт», в котором он должен обучиться за короткий срок, показать рациональные приемы обращения с оборудованием, полная самостоятельность при выполнении опыта, аккуратность проведения, внесение авторских изменений в методику, получения конечного продукта с  указанием области использования.  Отбор природных объектов для исследования проводился  осенью. Ими явились фрукты и овощи, возможные потенциальные природные индикаторы, вытяжкой из которых можно изготовить универсальную индикаторную бумагу. Каждым учеником был составлен маршрут, выбран мини-проект, определен продукт, которым явились индикаторная бумага для практических работ, цветные таблички «рН среда», коллекция  видеороликов с теоретическим материалом «Водородный показатель», сборник методик проведения опытов «Природные индикаторы» с указанием авторов их предлагающих. Создание учеником дидактического, справочного материала, изготовление химического оборудования повысило рейтинг ученика, заложило основу экспериментальной работы в школьной лаборатории, ярче высветили личностные качества, позволили правильно самоопределиться в его дальнейшей профессиональной деятельности.

Теоретический и практический материал курса по выбору  «Химическая лаборатория» может быть использован на уроках в 8.9 и11 классах в темах «Водородный показатель», «Ионное произведение воды», «Гидролиз. Среда водных растворов», «Гидролиз органических веществ», «Характеристика химического элемента по кислотно-основным свойствам, образуемых ими соединений», практических работах «Экспериментальные задачи по распознанию  и получению веществ», «Экспериментальные задачи по темам «Подгруппа кислорода», «Подгруппа азота и углерода», а так же в кружковой и исследовательской работе.

Анализ результатов полугодового наблюдения позволяет сделать вывод:1 курс по выбору удовлетворил запросы учащихся  и родителей,

2.Повысилась

-обучаемость детей с разным уровнем усвоения учебного материала

-усидчивость учащихсятребующих наблюдения

-самостоятельность при выполнении работы

-познавательная мотивация

-скорость усвоения материала

-уровень естественного общения, умения работать индивидуально и в коллективе

-умение создавать продукт собственного труда

Материально-техническая база позволила учителю максимально обеспечить продуктивной работой каждого ученика.