Полный текст статьи
Печать

В нынешнее время нет ни одного места в мире, ни одной страны, ни одного государства и, может быть, ни одного города, в котором жила бы только одна нация. В современном мире популяция людей растёт очень быстро и вместе с тем, соответственно, расширяются нации, разнообразие культур становится богаче, людям одного этноса жить «под одной крышей» становится всё более тесно. Люди начинают эмигрировать из одной страны в другую, по разным причинам. Везде и всюду можно увидеть людей разных национальностей и разных культур, религий, вероисповеданий. Вот такое огромное обилие разнообразных культур и народов и их взаимоотношение должно, по сути дела, окрасить жизнь яркими красками, делать её интереснее и богаче… Но, ни для кого не секрет, что данный уклад жизни, трактует нам, по большому счёту, только межэтнические конфликты, религиозные расхождения, расовые дискриминации и войны на почве национальной полемики. В связи с этим, остро встает вопрос о воспитании культуры межнациональных отношений с младшего возраста, так как формирование в человеке любых положительных взглядов и мировоззрений, а конкретно привитие культурных ценностей и толерантного отношения к другой культуре, возможно только в совсем юном возрасте. Ведь, как говорят великие ученые в области педагогики Я.А. Коменский, Ф.А. Дистервег, Ш.А. Амонашвили, Л.И. Божович, М.Н. Скаткин и др., фундамент, на котором опирается дальнейшее правильное формирование личности, закладывается в младшем школьном возрасте. Именно поэтому поликультурное воспитание младших школьников становится всё более актуальным с каждым днём [5, c. 37].

Определение понятия «поликультурное воспитание», в настоящее время в плане подбора и расстановки слов, может быть разным, но основной смысл у всех одинаков:

  • это воспитание, включающее организацию и содержание педагогического процесса, в котором представлены две или более культуры, отличные по языковому, этническому, национальному или расовому признаку [1]
  • это образование, построенное на идеях подготовки подрастающего поколения к жизни в условиях многонациональной и поликультурной среды. Целью такого образования является формирование умения общаться и сотрудничать с людьми разных стран;
  • это изучение многообразия культур страны, региона, населенного пункта, в котором проживает учащийся и осознание им того, что для прогресса человечества важны все нации [3, c. 174];
  • это, прежде всего, предоставление равных образовательных возможностей учащимся различных социальных, расовых и этнических групп;
  • это воспитание глубокого уважения к культуре, как своего народа, так и других народов. И др. этому подобные трактовки можно встретить на разных источниках [2].

Все определения ведут тому и имеют общую идею того, что поликультурное воспитание является одним из важных и неотъемлемых компонентов становления личности. Простыми словами, данное воспитание даст людям способность любить, ценить и уважать культуру другого народа, а это впоследствии должен обеспечить мирное сосуществование человечества [4, c. 172].

Наша страна, в частности как и республика, является одним из самых многонациональных и поликультурных государств мира. У нас в дошкольных учреждениях, школах и высших учебных заведениях учатся дети и студенты разных этнических групп. По формированию поликультурного воспитания школьников проводятся множество разнообразных мероприятий. Отметим, что более яркими средствами формирования поликультурного воспитания, именно детей младшего школьного возраста, являются проведение научно-практических конференций на темы, например, "Поликультурное воспитание в условиях городской местности", "Мои знания о культурных ценностях народов мира", "Роль книг в поликультурном воспитании детей", "Проекты в воспитании толерантной личности" и т.д. Такие конференции, в школах г. Якутска, проводятся весьма часто. Как считают, многие педагоги, воспитание культуры межнациональных отношений, можно хорошо формировать в ребёнке, если он сам будет интересоваться и изучать историю другого народа. Другими словами когнитивный фактор тоже играет не последнюю роль в воспитании интернациональной личности [5, с. 65].

Кроме конференций в Якутске проводятся международные фестивали, конкурсы, олимпиады разного уровня, где младшие школьники тоже принимают активное участие. Такие мероприятия хороши тем, что исполняя танец или песню, делая игрушку или традиционный инструмент других национальностей, ребёнок на эмоциональном уровне ощущает культурные ценности другого народа.

Ещё одной формой организации воспитания толерантной личности является проведение Международных спортивных игр «Дети Азии». Как отмечают многие авторы, прямой контакт, общение, совместные дела, взаимодействия между детьми, в форме спортивных игр, благоприятно влияют в понимании ребёнка того, что живём в огромном поликультурном обществе. Участвуя в этих играх, дети получают яркие впечатления и положительный опыт общения между детьми другой национальности [5, c. 29].

Важными моментами при формировании поликультурного воспитания младших школьников можно считать:

  • достижение понимания и уважения ребенком других народов, цивилизаций, жизненных ценностей должно постигаться непосредственно включением в деятельность самого ребенка;
  • осознание детьми необходимости взаимопонимания между людьми и народами должно выполняться когнитивными способами;
  • понимание младшими школьниками необходимости активной межнациональной солидарности и сотрудничества, должны быть основаны на понимании особенностей различных культур на эмоциональном уровне;
  • готовность детей младшего школьного возраста принять участие в решении проблем другого сообщества и этноса, должен быть заложен с начальных классов.

В заключении, можно отметить, что ключ к непоколебимой дружбе народов является формирование поликультурного воспитания младших школьников. Как в народе говориться: «дети – это наше будущее», а это значит они «завтрашние взрослые», значит народ, значит общество, значит человечество в целом. И, чтобы уже в недалеком будущем, из-за этнических различий человечество не погибло, необходимо начать работу с младшего возраста.