Полный текст статьи
Печать

В марте якутская педагогическая общественность отмечала столетие видного педагогического деятеля, доктора педагогических наук, профессора, поэта-сатирика, полного кавалера педагогической медали им. К.Д. Ушинского, Н.К. Крупской, А.С. Макаренко, Отличника народного образования Российской Федерации, лауреата премии Ленинского комсомола Алтая, Почетного гражданина Дюпсюнского наслега Усть-Алданского улуса Виктора Федоровича Афанасьева.

Виктор Федорович Афанасьев является основоположником этнопедагогики якутов, т.к. впервые в 20 веке определил этническое своеобразие системы воспитания якутов. Виктор Алданский обобщил весь имеющийся на тот период материал семейного воспитания, трудового воспитания народа саха.

Исследователь определил уникальность и самобытность этнопедагогики якутов, их своеобразие. Отметил особенности использования таких важных принципов воспитания как природосообразность и самовоспитание.

В 1966 году Виктор Федорович опубликовал монографию «Школа и развитие педагогической мысли в Якутии», в которой на основе изучения «похозяйственных книг», различных архивных документов обобщены этапы развития школ в Якутии, отмечены особенности их развития в республике. Исследователь считал, что источником народной педагогики является сама жизнь, которая отражена в фольклоре, большое значение придавал воспитанию детей трудом. Целая глава в монографии посвящена культурно-просветительской и педагогической деятельности политических ссыльных в республике. В якутской ссылке побывали многие известные писатели, повстанцы, народовольцы, революционеры, декабристы: А.А. Бестужев-Марлинский, Н.Г. Чернышевский, В.Г. Короленко, Петр Алексеев, Василий Герасимов. Виктор Федорович определил уникальное значение деятельности декабристов, политссыльных в Якутии. Так, например, ученый отмечает, что «М.И. Муравьев-Апостол обучал детей русскому языку и арифметике». Декабристы сами составляли учебники и пособия. Для обучения организовывали своеобразные школы, где преподавались такие предметы как церковная грамота и закон божий. Изучив различные архивные материалы и периодику тех лет, ученый нашел интересные факты о благоприятном взаимодействии декабристов с местными жителями. Виктор Федорович подробно проанализировал педагогическое значение жизни и деятельности великих писателей в якутской ссылке, таких как Н.Г. Чернышевский, В.Г. Короленко, Н.А. Надеева.

Досконально рассмотрел и посвятил раздел в своей монографии деятельности школы И.Т. Цыценко, Л.Г. Левенталя, П.А. Грабовского, В.М. Попова, П.П. Подбельского и т.д. Так виртуозно владея якутским языком В.М. Попов принимал участие в составлении «Словаря якутского языка» Э.К. Пекарского. Таким образом, деятельность якутских политссыльных для развития якутского образования велико, что и точно подмечено Виктором Федоровичем в монографии.

В данной работе на основе точных фактов был восстановлен ход истории прогрессивной педагогической идеи в Якутии. Обширно раскрыт исторический ход развития якутских школ, начиная с 1825 по 1945 годы.

Вторая монография Виктора Федоровича «Этнопедагогика нерусских народов Сибири и Дальнего Востока» вышла в свет в 1979 году и стала настольной книгой для этнопедагогов, потому что в ней автор научно представил особенности воспитания якутских детей. Особое значение автор придавал трудовому, физическому воспитанию детей, основываясь на такие принципы как природосообразность и культуросообразность.

В своей монографии, в I главе «Дети как объект народного воспитания» описывает систему народного воспитания детей  якутов: забота о здоровье ребенка, его закаливание, значение и роль родителей. Во второй главе монографии «труд – главная цель и решающее средство воспитания» определены главные задачи воспитания. Тема труда и трудового воспитания всегда была значима для становления личности подрастающего поколения. В.Ф. Алданский отмечает, что «трудовые традиции, познания и опыт народа, складываются веками». В этой главе автор подчеркивает о значении умения детей земледелию, животноводчеству, коневодству, рыболовству, охотничеству, а также раскрывает содержание трудовой подготовки молодежи. Следующие главы посвящены умственному, нравственному, физическому воспитанию.

Таким образом, в двух монографиях «Школа и развитие педагогической мысли в Якутии» и «Этнопедагогика нерусских народов Сибири и Дальнего Востока» В.Ф. Афанасьева накоплено богатое педагогическое наследие, имеющее непреходящую ценность для развития современного образования. Труды В.Ф. Афанасьева и сегодня весьма актуальны, так как они проникнуты верой в педагога и его возможности.