Полный текст статьи
Печать

Дошкольный возраст является наиболее сензитивным периодом для этнокультурной и полоролевой идентификации. Анализ психолого-педагогических исследований подтверждает что, начиная с 2-3 лет, у детей усиливается интерес к половым различиям, возрастает интенсивность полоролевой идентификации и социализации.

Гендерные особенности поведения в дошкольном периоде жизни совершенствуется в социальном взаимодействии с другими людьми.

С незрелостью гендерных представлений дети старшего дошкольного возраста могут иметь ряд затруднений во взаимоотношениях со сверстниками другого пола. Результаты такого неэффективного поведения дошкольников во многом могут сказываться на дальнейшую гендерную социализацию.

В дошкольном возрасте фольклор, как один из видов народного творчества, неизменно находит отклик в детской деятельности, он вызывает качественные изменения в личности ребенка. Фольклор благотворно влияет на общение ребенка в группе, помогает установить контакты между сверстниками                            на основе взаимопонимания. Именно поэтому проблема применения фольклора в гендерной социализации детей 6 лет является актуальной.

Исходя из этого, нами определена цель исследования - изучить и обосновать эффективные педагогические условия гендерной социализации детей 6-7 лет посредством устного фольклора.

При этом мы предполагаем, что применение фольклора как средства успешной гендерной социализации детей 6-7 лет будет эффективным при следующих педагогических условиях: разработки содержания образовательной деятельности по материалам народных сказок в форме аналитической интерпретации, философических бесед; включения фрагментов сказок и эпоса-олонхо в драматизации и проблемно-игровых ситуациях для осознания гендерных особенностей мальчиков и девочек.

Научно-теоретическая новизна исследования заключается в обосновании педагогических условий эффективной гендерной социализации детей в дошкольных образовательных организациях.

В практической работе с детьми нами организованы различного характера диалогические взаимодействия детей. Диалогическое взаимодействие является природным качеством ребенка. Ребенок может часами играть, беседуя с самим собой [1, с. 142]. Ф. Фребель утверждал, что диалог наряду с игрой – это та стихия, в которой живет и развивается ребенок. По Н.Е. Щурковой, «философическое воспитание» – это воспитание надситуативного мышления, способности к обобщениям, чтобы ребенок мог за фактом видеть явления жизни, за явлением – закономерности, а за закономерностями распознавать основы человеческой жизни» [3, с. 42]. В исследованиях З.М. Богуславской, А.Г. Рузской, Е.О. Смирновой подчеркивается, что «по мере взросления дошкольники переходят от практического сотрудничества со взрослыми к сотрудничеству более умственного – «теоретического» – толка и, наконец, к контактам углубленного нравственно-личностного плана» [2, с. 69].

Скрытость, завуалированность идей эпоса, легенд, преданий предполагают максимально активную включенность детей в творческие виды деятельности. Потому формирование у детей способности видеть глубинную суть фольклора требует организации аналитической интерпретации, т.е. анализа различных ситуаций по содержанию устного фольклора. При аналитической интерпретации любое явление разных жанров фольклора выступает для ребенка в качестве умного созерцания и определения. Аналитический подход к объяснению содержания фольклора расширяет ценностно-смысловой диалог ребенка

Организованные нами формы и методы работы с детьми дали возможность детям:

-                     активно переживать эпические и сказочные события;

-                     устанавливать собственные связи с поступками персонажей сказок или эпоса, легенд и преданий;

-                     глубже понять мотивы поступков героев, выделять ценностности мужественности или женственности.

Перевоплощаясь в образы персонажей сказок или эпоса, дети изнутри познают внутренний мир героев как представителей сильного или слабого пола, с другой стороны, позитивные образы героев делают их добрее, восприимчивее, эмоционально-отзывчивее к друг другу.

Таким образом, проведенная нами система работы подтверждает, что устный фольклор является одним из эффективных средств в гендерной социализации детей старшего дошкольного возраста.