Полный текст статьи
Печать

Под деятельностным подходом понимают такой способ организации учебно-познавательной деятельности обучаемых, при котором они являются не пассивными «приёмниками» информации, а сами активно участвуют в учебном процессе [1]. Соответственно при применении деятельностного подхода особое значение приобретает познавательная активность учащихся.

Познавательная активность отражает определенный интерес младших школьников к получению новых знаний, умений и навыков, внутреннюю целеустремленность и постоянную потребность использовать разные способы действия к наполнению знаний, расширению знаний, расширение кругозора. При этом, познавательная активность в младшем школьном возрасте, рассматривается как ключевая характеристика самостоятельной активности, которое при этом характеризуется как самостоятельное (постановка целей, выбор средств, достижение результата), ответственное (принятие решения в ситуации выбора), учебное (усовершенствование способа действия) действие  [2].

В исследовании мы хотим выявить связи между выделенной нами ключевой характеристикой – самостоятельной активностью и социальной адаптацией младшего школьника. Социальная адаптация отражает успешность вхождения ребёнка в новую социальную группу в виде принятия ребёнка одноклассниками, достаточного количества коммуникативных связей, умения решать межличностные проблемы и т.д.

Исходя из вышеуказанных проблем, мы провели исследование влияния социальной адаптации младших школьников на уровень их познавательной активности, как ключевой характеристики, наиболее важной при применении деятельностного подхода.

Экспериментальная работа проводилась в третьем классе МКОУ Тюбинская СОШ им. М.Е. Охлопковой, выборка составила 15 человек, возраст детей 9 - 10 лет. Мы полагаем, что если у ребенка уровень социальной адаптации выше среднего, то у такого ребенка познавательная активность находится на более высоком уровне развития. 

С целью изучения степень сформированности познавательной мотивации активности школьников нами был организован эксперимент, в котором проведено исследование по методике «Лесенка уроков»   [2]. Ребенку предлагаются карточки, обозначающие уроки в школе.  Уроки делятся на две группы:  основные предметы и общеразвивающие. Учитель показывает карточки и предлагает составить расписание уроков на день. Для этого надо разложить карточки, обозначающие уроки, одну за другой.

Таблица 2

Оценка баллов по методике «Лесенка уроков» 

Основные предметы:

Общеразвивающие предметы:

Русский язык -2

Музыка – 1

Математика – 3

Труд – 5

Чтение - 4

Физкультура – 7

Природоведение – 6 

Рисование – 8

 

Если сумма порядковых номеров основных предметов меньше суммы порядковых номеров общеразвивающих предметов, то познавательная мотивация ребенка сформирована.

Результаты экспериментального исследования по методике «Лесенка уроков» показали, что у 10 младших школьников (66 %) сумма порядковых номеров основных предметов была меньше суммы порядковых номеров общеразвивающих предметов. Соответственно познавательная мотивация у данной группы детей сформирована.

Для изучения степени социальной адаптации учащихся мы использовали методику профессора М. И. Рожкова  [2] с целью выявления уровня социальной адаптированности, активности, автономности и нравственной воспитанности учащихся.  Учащимся предлагается прочитать 20 суждений и оценить степень своего согласия с их содержанием по следующей шкале:

4 — всегда;

3 — почти всегда;

2 — иногда;

1 — очень редко;

0 — никогда.

Предлагаемые суждения:

1. Стараюсь слушаться во всем своих учителей и родителей.

2. Считаю, что всегда надо чем-то отличаться от других.

3. За что бы я ни взялся — добиваюсь успеха.

4. Я умею прощать людей.

5. Я стремлюсь поступать так же, как и все мои товарищи.

6. Мне хочется быть впереди других в любом деле.

7. Я становлюсь упрямым, когда уверен, что я прав.

8. Считаю, что делать людям добро — это главное в жизни.

9. Стараюсь поступать так, чтобы меня хвалили окружа­ющие.

10. Общаясь с товарищами, отстаиваю свое мнение.

11. Если я что-то задумал, то обязательно сделаю.

12. Мне нравится помогать другим.

13. Мне хочется, чтобы со мной все дружили.

14. Если мне не нравятся люди, то я не буду с ними общаться.

15. Стремлюсь всегда побеждать и выигрывать.

16. Переживаю неприятности других, как свои.

17. Стремлюсь не ссориться с товарищами.

18. Стараюсь доказать свою правоту, даже если с моим мнением не согласны окружающие.

19. Если я берусь за дело, то обязательно доведу его до конца.

20. Стараюсь защищать тех, кого обижают.

Чтобы быстрее и легче проводить обработку результатов, необходимо изготовить для каждого учащегося бланк, в котором против номера суждения ставится оценка.

Таблица 2

Бланк методики профессора М. И. Рожкова 

1

5

9

13

17

2

6

10

14

18

3

7

11

15

19

4

8

12

16

20

Обработка полученных данных: Среднюю оценку социальной адаптированности учащихся получают при сложении всех оценок первой строчки и делении этой суммы на пять. Оценка автономности высчитывается на основе аналогичных операций со второй строчкой. Оценка социальной активности — с третьей строчкой. Оценка приверженности детей гуманистическим нормам жизнедеятельности (нравственности) — с четвертой строчкой. Если получаемый коэффициент больше трех, то можно констатировать высокую степень социализированности ребенка; если же он больше двух, но меньше трех, то это свидетельствует о средней степени развития социальных качеств. Если коэффициент окажется меньше двух баллов, то можно предположить, что отдельный учащийся (или группа учеников) имеет низкий уровень социальной адаптированности.

Из результатов проведенного исследования следует, что на высоком уровне социальной адаптации находятся 8 человек (53 %). Средний уровень показали 5 учащихся (33 %). И к низкому уровню относятся 3 человека из 15 испытуемых (14 %). Показатели социальной активности, автономности и нравственной воспитанности учащихся, в целом, соответствовали показателям уровня социальной адаптации.   

Сравнивая результаты применения двух методик было установлено, что 10 испытуемых, у которых познавательная мотивация сформирована, находятся в числе испытуемых, показавших высокий и средний уровень социальной адаптации. При этом все 8 испытуемых, показавших высокий социальной адаптации - находятся в группе испытуемых, у которых познавательная мотивация сформирована. Следовательно, наблюдается прямая связь между познавательной активностью, как основной составляющей самостоятельной активности и социальной адаптацией младшего школьника.

Таким образом, результаты нашего исследования позволяют предполагать, что линия развития, которая связана с уровнем познавательной активности, в младшем школьном возрасте напрямую связана с социальной адаптацией. Следовательно, при применении деятельностного подхода при обучении детей младшего возраста учитель должен обращать внимание на целенаправленную, планомерную, систематическую воспитательную работу по развитию социальной адаптации детей.