Полный текст статьи
Печать

Современная школа на данный момент времени ищет разнообразные подходы для улучшения самостоятельности образовательного процесса.  С внедрением ИКТ в учебный процесс постепенно меняются методы и приемы осуществления передачи и отработки учебного материала. Несмотря на изменения, традиционной формой работы учащихся остаются домашние задания по дисциплинам.

По мнению А.Н. Гачина домашнее задание является формой индивидуального обучения, которое нельзя рассматривать как средство контроля [2].  Н. Я. Салангина, О. Л. Мнацаканян считают, что домашняя работа способствует овладению УУД  и помогает формировать самостоятельность усвоения новых ЗУНов [4].  Д.Б. Эльконин и В.В. Давыдов считали, что постепенно должна стираться грань между классными и домашними заданиями с переходом к непрерывной, индивидуальной самостоятельной учебной деятельности школьника [3].

В настоящее время домашняя работа является неотъемлемой частью самообразования детей. Несомненно, система взаимосвязи урочных и домашних занятий и система   сотрудничества «учитель – ученик – родители» являются хорошим фундаментом для успешного освоения школьной программы и профильной ориентации школьников. Но отношения к наличию такой работы у родителей учеников неоднозначное.

Нами был проведен опрос, целью которого было узнать отношения родителей к домашним заданиям. Было опрошено 75 респондентов, из которых 71% - это жители сельской местности РС (Я). 51,6% семей имеют 2-х детей, 29% - троих, 19,4 -  более трех.

После обработки анкет, мы получили следующие данные:

- испытывают затруднения при выполнении домашней работы: 29% - гуманитарные науки, 38,7% - точные науки и 32,3% - другое.

- 58,1% детей делятся своими трудностями при выполнении домашней работы с родителями, а 38,7% только в редких случаях.

- 45,2% учеников уделяют ДЗ больше 3х часов.

- 35,5% опрошенных помогают своему ребенку при выполнении домашней работы, а 32,3% не помогают.

- выполняют ДЗ каждый день 61,3%, 19,4% день через день, а 19,4% за день до сдачи задания.

- 48,4% родителей считают, что объем домашнего задания слишком велик.

- 19,1% детей стыдятся, если не сделают домашнюю работу.

- у 19,4% учащихся нет своей комнаты, а у 9,7% совсем нет места для выполнения домашнего задания.

 - 64,5% детей нуждаются в дополнительной подготовке помимо домашней работы.

- 45,2% опрошенных родителей согласились, что домашняя работа нужна, а 19,4% говорят, что в ней нет необходимости.

- 43,3% говорят об эффективности ДЗ, 56,7% что «нет».

- 71% родителей считают, что ДЗ можно отменить.

Таким образом, мы пришли к выводу, что большинство детей очень нагружены домашней работой, но большинство родителей помогают и поддерживают своего ребенка в выполнении домашнего задания. Несмотря, на то, что 71% родителей ответили, что можно заменить домашнее задание, они не смогли назвать, чем именно можно его домашнее задание. И также мы выяснили, что учащиеся тратят больше 3х часов на выполнение работы и выполняют ее каждый день, но помимо этих 3х часов им еще требуется дополнительные занятия. В заключении хотим сказать, что современные учащиеся серьезно относятся к выполнении домашней работы. Но родители отмечают перегруз учебной работы у своих детей. Таким образом, мы пришли к выводу, что домашняя работа должна быть регламентирована.