В последнее время учителями предлагаются использование в образовательном процессе методов, активизирующих восприятия учебного материала у учащихся. Большой педагогический опыт показывает, что применение наглядности на уроке увеличивает долю восприятия учебного материала. К.Д. Ушинский отмечал, что тем большее количество органов чувств принимает участие в восприятии какого-нибудь впечатления, тем прочнее оно закрепляется в нашей памяти. Физиологи и психологи объясняют это положение тем, что все органы чувств человека взаимосвязаны [1].
В качестве наглядности выступать могут и специально разработанные образовательные комиксы. Комикс имеет взаимосвязующий характер рисунка и краткого высказывания героя комикса либо небольшого текста. То есть, невербальные компоненты комикса включают в себя графику (последовательность рисунков, каждый из которых обрамлен рамкой и образует кадр), вербальный компонент содержит буквенный текст, все речевое единство в рамках комикса. Между картинками существует горизонтальная связь, соответствующая развитию сюжета. Психологически учащиеся готовы с интересом вникнуть в развитие предложенного сюжета картинок. Это связано с тем, что по мнению психологов у большинства современных детей развито клиповость мышления. Поэтому учебный материал, представленный в комиксах, может иметь хорошую степень усвоения.
Физика является сложной дисциплиной для восприятия учащихся. Этот предмет предполагает большое количество наглядного материала в виде иллюстраций, демонстраций опытов, таблиц и др. Наглядность помогает учителю перейти от конкретного образа к абстрактному и предполагает опору не только на зрение, но и на все остальные органы чувств. Несомненно, применение комиксов на уроках может этому способствовать.
Нами разработан комикс по теме «Испарение и кипение» для учащихся 8 класса. На рисунках дается пояснение о способе преобразования пара, и о том как может он обратно превратится в воду. Нами выбраны реалистичные цвета рисунков, заключающуюся в установлении аналогии между окраской изображений и цветом изображаемых предметов в действительности. Чем более реалистична цветовая гамма произведения, тем лучше оно укладывается привычную картину мира ребенка. Преобладание реалистичности в комиксе может рассматриваться как средство снятия трудностей в процессе интерпретации.
Методика работы с комиксами предполагает постепенное перемещение внимания учащихся с одной картинки на другую с проговариванием увиденного. Учитель должен акцентироваться на сюжете с помощью вопросов (например: Что происходит на первой картинке? Что из себя представляет пар? Откуда появляются капли? и т.п). Целью вопросов является проговаривание цепочки взаимосвязанных действий и установление причинно - следственных связей, в итоге ученики должны увидеть конечный результат. После обговаривания физического процесса можно продолжить работу с картинками в качестве закрепления материала. Для этого нужно картинки комикса разрезать, перемешать и дать ученикам их собрать за отведенное время, тем самым учитель создает ситуацию соревновательности. Имея серию комиксов, можно разнообразить подачу и закрепление учебного материала.
Таким образом, мы считаем, что применение наглядных обучения не только способствует эффективному усвоению соответствующей информации, но и активизирует познавательную деятельность обучающихся; развивает у них способность увязывать теорию с практикой; воспитывает внимание и аккуратность; повышает интерес к учению, и делает его более доступным.