Младшие школьники по природе своей исследователи, они целеустремлены в открытии чего то нового. Компетентный учитель должен раскрывать и преумножать этот интерес, используя разные методики. Одним из широко известных методик является проект, даёт возможность обучающимся активно проявить себя в системе общественных отношений, способствует формированию у них новой социальной позиции, позволяет приобрести навыки планирования и организации своей деятельности, открывать и реализовать творческие способности, развивать индивидуальные качества личности. Он успешно решает не только учебные, но и воспитательные задачи. Учащиеся сформировавшие азы метода целеустремлены, социально открыты, коммуникативно подготовленные.
Проектный метод обучения направлен на самостоятельную деятельность, в форме групповой, парной или индивидуальной, которую дети выполняют на отрезке, какого то определенного времени. Проектный метод всегда предполагает решение какой – либо проблемы, в ходе решения которой учащиеся черпают знания из разный областей науки, расширяя тем свой кругозор и увеличивая познавательный интерес, мотивируя себя на новые открытия. Принципиальное отличие исследования от проекта состоит в том, что исследование не предполагает создания какого-либо заранее планируемого объекта, даже его модели или прототипа. Исследование, по сути, - процесс поиска неизвестного, новых знаний, один из видов познавательной деятельности. А исследовательский метод обучения предполагает организацию процесса выработки новых знаний. Принципиальное отличие исследования от проекта состоит в том, что исследование не предполагает создания какого-либо заранее планируемого объекта, даже его модели или прототипа. Исследование, по сути, - процесс поиска неизвестного, новых знаний, один из видов познавательной деятельности.
Как отмечает А.И. Савенков, «проектирование и исследование - изначально совершенно разные по направленности, смыслу и содержанию виды деятельности. Исследование - бескорыстный поиск истины, а проектирование – решение определенной, ясно осознаваемой задачи». Вместе с тем в основе обоих методов лежат одни и те же задачи, способы, формы деятельности. Оба метода ориентированы на самостоятельную деятельность (индивидуальную, парную, групповую), которую они выполняют в отведенное для этой работы время (от нескольких минут урока до нескольких недель, месяцев) [2, c. 98].
В трудах Румянцевой Н.Ю. исследовательские проекты имеют конкретную продуманную структуру, которая почти схожа со структурой реального научного исследования: актуальность темы; проблема, предмет и объект исследования; цель, гипотеза и вытекающие из них задачи исследования; методы исследования: наблюдение, опыты, эксперименты и т.д. [1, с. 157].
Исследование и проектный метод тесно связаны между собой, каждый из них стимулирует интерес к определенным проблемам, они скорее относятся к детской самодеятельности, где каждый ребенок выполняет работу по собственному желанию в результате которой они удовлетворяют свой творческий интерес, создавая что то новое.
Первым немаловажным условием развития исследовательских умений считается обучение младших школьников умениям проектирования (проблематизации,целеполаганию,планированию работы, розыску необходимой данных, фактическомуиспользованию познаний,проведению изучения, понятию провианта собственной работы).
Подобная деятельность обязанапротекать регулярно и целенаправленно
в форме школьных факультативов, в урочной и внеурочной деятельности. На уроках создаются педагогические ситуации, которые побуждают школьника защищать своё мнение, предоставлять аргументы своих предположений, задавать вопросы, обращаться к различным источникам информации и др.
Еще одним немаловажным педагогическим условием развития исследовательских умений является использование системы стимулов. Учителю обязан поощрять учеников, заметить оригинальность решения проблемы, творческий подход, глубину раскрытия темы и др. Для этого он должен правильно выстроить учебный диалог, который сможет стимулировать учащихся, развивать их творческий потенциал, воспитывать характер, углублять опыт, подчеркивать индивидуальность.
Следующее педагогическое условие – учёт возрастных особенностей. Педагог должен учитывать, что темы для исследований младших школьников должны быть достаточно схожи с темами по учебным дисциплинам. Срок выполнения исследования не должна быть слишком долгой, так как у учащихся может наблюдаться слабая концентрация внимания, истощение фантазии в процессе работы над проектом, утомляемость и потеря интереса к работе вообще.
Далее, учителю необходимо учесть следующие особенности для развития исследовательских умений младших школьников:
- обладать всем багажом исследовательских, поисковых методов, уметь организовать исследовательскую самостоятельную работу учащихся;
- умение организовать и проводить дискуссии, не навязывая свою точку зрения, не подавляя учащихся своим авторитетом;
- устанавливать и поддерживать в группах, работающих над проектом деловой, эмоциональный настрой, направляя учащихся на поиск решения поставленной проблемы;
- уметь интегрировать содержание различных предметов для решения проблем выбранных проектов.
Для формирования исследовательских умений необходимы следующие условия:
- Систематичность. Данная работа должна проводиться постоянно, в урочной и внеурочной деятельности.
- Мотивированность. Учитель должен стать наставником, мотивировать его на успех, раскрывать и развивать исследовательские умения, реализуя их в навык.
- Психологический комфорт. Поощрять и вдохновлять творческие проявления. Ученику должно быть комфортно для раскрытия и изучения нового. Он должен не бояться изучать новое.
- Учет возрастных особенностей. Исследование должно быть посильным и интересным. Не стоит перегружать или расслаблять в деятельности учащихся.
Оказавшись в проблемной ситуации, учащиеся начинают задумываться, возникает потребность его решения. Ребенок начинает задаваться вопросом: «Что это? Как получилось? Что делать? А что если?» Дети начинают смотреть на проблему с разных сторон. Здесь перед учителем встает сложная задача, развивать у младших школьников познавательную активность, не дать ему угаснуть, а наоборот с каждым разом разжигать [5].
Затем создается ситуация развития гипотетического мышления. Гипотеза является способом умственного поиска, системой суждений и умозаключений. Постепенно ребенок учиться выдвигать версии, предположения, формируются навыки доказательства и аргументирования. Открывается возможность создавать "новое" знание, познавательный интерес к изучаемому объекту и способу деятельности. Увлеченность в обсуждении различных гипотез способствует формированию межличностного общения, укреплению социальных связей учащихся. Для развития большое значение будет имеет способность к рефлексии. Рефлексия отмечается: в умении отличать известное от неизвестного; в способности определить и понять – каких знаний не хватает для успешной работы. Умение рассматривать и оценивать собственные мысли и действия "со стороны". Не считая свою точку зрения единственно возможной, критично оценивать мысли и действия других людей. Эти преобразования связаны с таким учебным действием, как контрольно-оценочная самостоятельность. Самоконтроль учит учащихся ответственно относиться к выполняемой работе. Они могут представить результаты своего исследования одноклассникам, учителям, родителям, чтобы они оценили значимость полученных данных [6, c. 87].
Педагогу необходимо поддерживать и поощрять учеников на творческий поиск и стремление узнать, что то новое, не замыкать детей, не навязывать свое мнение и свое видение. Он должен создавать гармоничное благоприятное условие для творческого проявления учащихся. Ученики не должны бояться высказывать свое мнение и допускать ошибку. Задача учителя не подавлять желания, порывы, творческие идеи учащихся, а поддерживать и направлять их [3, c. 92].
Формирование исследовательских умений младших школьников осуществляется в 4 этапа, что соответствует 4 годам обучения в начальной школе.
Формирование исследовательских умений младших школьников осуществляется в 4 этапа, что соответствует 4 годам обучения в начальной школе. Каждый этап учтен по возрастным возможностям учащихся.
Первый этап соответствует 1 классу, Начало вступления детей в проектную деятельность. Одна из наиболее важных этапов, возложение фундамента знаний в проектной деятельности. Здесь развитие исследовательских умений необходимо начинать с тренинга, который является пропедевтикой к проведению исследований в последующих классах [4, c. 122].
В 1 классе на уроках нужно применять задания, направленные на анализ, синтез, классификацию, сравнение, обобщение. Главной целью этого этапа является активизация познавательной исследовательской деятельности учащихся. Рекомендуется использование: загадок, ребусов, задач-шуток, логических заданий и заданий на развитие творческих способностей; игровые моменты с введением в ход урока сказочных героев (помоги задать вопрос, изучить, рассмотреть, исследовать, описать и т.д.).
Второй этап во 2 классе работа направлен знакомство с теоретическими основами, знакомство с коллективной работой по плану, на уроках все чаще используются проблемные методы, где ученики используя разные источники поиска будут находить нужную информацию.
На третьем этапе - в 3 классе учащиеся продолжат и обобщат теорию исследования, автоматизируют умение работать в коллективе, откроют новую форму работы – самостоятельную, индивидуальную: смогут применять полученные знания и умения на кратковременных проектах.
Четвертый заключительный этап в 4 классе все внимание будет направлено на умение работать с информацией, проведение долгосрочного исследования.
Таким образом, исходя из вышеизложенного, можно сделать следующие выводы: исследование - бескорыстный поиск истины, а проектирование – решение определенной, ясно осознаваемой задачи. Однако в основе обоих методов лежат одни и те же задачи, способы, формы деятельности. Оба ориентированы на самостоятельную деятельность (индивидуальную, парную, групповую), которую они выполняют в отведенное для этой работы время (от нескольких минут урока до нескольких недель, месяцев).
У младших школьников формирование исследовательских умений осуществляется в 4 этапа, что соответствует четырем годам обучения в начальной школе, т.е. с 1 по 4 классы. При переходе из класса в класс содержание и формы формирования исследовательских умений постепенно усложняются.
Наиболее эффективным педагогическим условием является проектная деятельность в развитии исследовательских умений младших школьников. Наряду с этим учителем создаются и ряд педагогических условий: использование системы стимулов, учет возрастных особенностей, создание творческой атмосферы и психологического комфорта, развитие интереса и мотивации; систематичная работа и нацеленность на результат.