Я хочу представить вам технологию критического мышления разработанную американским ученым и психологом Б. Блумом. Б. Блум известен как автор уникальной системы алгоритмов педагогической деятельности, предложенная им теория разделяет образовательные цтак раз аели на три блока: Знаю, Творю, Умею. Т.е ребенку предлагают не готовые знания, а проблему. А он, используя свой опыт и познания, должен найти пути разрешения этой проблемы. Мне кажется, данный прием очень актуален в современном процессе.
Таксономия - расположение. Строй, порядок расположенные последовательно, по нарастающей сложности». Пирамида Блума - это иерархически взаимосвязанная система образовательных целей. Каждый ее уровень направлен на формирование определенных навыков мышлени от простого к сложному. Блум выделил 6 основных разделов:
№ |
Мыслительные навыки |
Определение |
Что делает ученик |
1 |
Знание |
Эта категория обозначает запоминание и воспроизведение изученного материала— от конкретных фактов до целостной теории. К целям этого уровня относятся специфические знания (даты, факты, числа, термины, названия; процедурные знания критерии, направления, категории, классы); абстрактные знания (принципы, аксиомы, теоремы, обобщения, теории, структуры и др.). |
знает (запоминает и воспроизводит) термины и основные понятия, конкретные факты, методы и процедуры, правила и принципы. |
2 |
Понимание |
Понимание заданного материала независимо от другого материала |
Объясняет, переводит, показывает, интерпретирует |
3 |
Применение |
Использование методов, концепций, принципов и теорий в новых ситуациях |
Решает новые проблемы, демонстрирует использование знаний, конструирует |
4 |
Анализ |
Расчленение информации на составляющие элементы |
Обдумывает, раскрывает, перечисляет, рассуждает, сравнивает |
5 |
Синтез |
Составление целого из отдельных частей |
Комбинирует, составляет, проведение эксперимента, придумывает, творит |
6 |
Сравнительная оценка |
Определение ценности материалов и методов, когда заданы цели, стандарты и критерии |
Оценивает, обсуждает |
На основании этого мною разработаны технологические карты урока якутского языка в 6-7 классах. И на примере урок посвященной 100-летию Виктора Алданского . “В.Ф. Афанасьев-Алданский поэт сатирик”
Ход урока:
- Организационный момент.
- Этап “Знание” Жизнь и творчество В.Ф. Афанасьева-Алданского (выступление учащихся по заранее заданным темам).
- Этап “Понимание” Произведения Алданского. Выведение темы и цели урока учащимися.
- Этап “Применение”. Работа на соотвествие (по произведениям определяют названия произведений)
- Этап “Анализ” Работа со словарем. Работа на дополнение (подбери слова по содержанию)
- Этап «Синтез» Работа над текстом. (Из слов составить текст и т.д.)
- Рефлексия.
- Итог урока.
В работе у учеников проявляется инициатива, например моя ученица изъявила желание на уроке технологии сделать портрет В.Ф. Алданского. Что показывает развитие разных типов интеллекта. Применяя данный прием, можно спланировать урок задействовав все уровни познания.
Таким образом, таксономия целей Блума является инструментом для продумывания образовательных целей, направленных на развитие навыков высокого мышления.
Мне кажется, таксономия Блума помогает отслеживать насколько эффективно учитель побуждает к деятельности все типы интеллекта учеников на каждом уровне.