Как известно, химия является одним из наиболее сложных учебных предметов для усвоения учащимися. В сложившихся условиях заинтересовать учащихся, мотивировать их на обучение этому предмету, формировать практические умения и навыки, способствовать профориентации, готовить учащихся к сознательному выбору профессии - это один из главных задач, над решением которой следует вести работу. Одним из путей решения данной проблемы является разработка и использование элективного курса, направленного на формирование экспериментальных умений.
Элективные курсы как форма организации появились в 50 гг ХХв. Первые элективные курсы проводились: А.А. Грабецким, В.И. Левашовым, Е.И Быковым, Ю.В. Плетнером, Т.Г. Мясоедовой, В.А. Пархоменко, С.А. Поплавским [1]. И после 1970-х годов появились методические творчество учителей по организации и проведения элективных курсов.
Нами разработан элективный курс в виде химического практикума на тему «Растворы» для учащихся 9 класса общеобразовательных школ.
Актуальность элективного курса заключается в том, что на уроках во время лабораторно-практических занятий у учащихся не достаточно формируются экспериментальные умения в связи с тем, что на этих занятиях больше внимания уделяется на закрепление теоретических понятий школьного курса химии. Преимущество элективных курсов заключается в наличии длительного времени, в течение которого постепенно формируются экспериментальные умения.
Цель предлагаемого элективного курса: расширение и углубление знаний по теме «Растворы» путем формирования экспериментальных химических умений и развития творческой активности учащихся.
Содержание такого элективного курса должно быть направлено на развитие практических умений и навыков, на умение самостоятельно формировать цели, задачи и вывод занятия, умение соблюдать технику безопасности, умение пользоваться химическими посудами и оборудованиями в условиях развития химической промышленности в регионе. Для элективного курса отобраны опыты, чтобы совершенствовать экспериментальные умения учащихся. Например: определение белка в продуктах питания, определение кислотности хлеба методом титрования, анализ углеводов и жиров в разных продуктах питания, компонентов бытовой химии. Отобранные опыты содержат элементы исследования.
В настоящее время выделяют 5 групп экспериментальных умений и навыков, это: 1) организационные; 2) технические; 3) измерительные; 4) интеллектуальные; 5) конструкторские [2]. Разработанный элективный курс направлен для совершенствования следующих экспериментальных умений: уточнение цели и определение задачи эксперимента, умения использовать имеющие знания, описать наблюдаемые явления и процессов, анализировать результаты эксперимента, обобщить и делать выводы.
Формы организации учебной деятельности в рамках элективного курса: беседы, семинары, дискуссии, практические работы исследовательского характера, конференции и познавательные игры. Контроль усвоения материала по программе курса можно проследить через практические, самостоятельные, творческие работы, рефераты, доклады, презентации. В заключении курса следует провести конференцию, на которой ребята представляют результаты проделанной работы.
Для определения сформированности экспериментальных умений у учащихся был сделан лист наблюдения, с критериями оценивания уровней усвоения (Таблица 1).
Таблица 1
Лист наблюдения
Экспериментальные умения |
Критерии оценивания |
уровень |
|
|
1 |
|
2 |
|
|
3 |
Педагогический эксперимент проведен в г. Покровске Кангаласского района Республики Саха (Якутия) с 5 июня по 16 июня 2017года. Экспериментом были охвачены учащихся 8-9класса. При выполнении лабораторно-практических опытов наблюдалось расширение и углубление знаний по теме «Растворы»: учащиеся усвоили следующие химические понятия: «титр», «стандартный раствор», «гидролиз», «моль», «процентная концентрация», «среда раствора» и другие.
В результате проведенного эксперимента наблюдается увеличение показателей вышеописанных умений. Проведение элективного курса «Растворы» позволило осуществить более глубокое ознакомление учащихся с темой «Растворы» путем формирования экспериментальных умений.