Полный текст статьи
Печать

Как известно, химия является одним из наиболее сложных учебных предметов для усвоения учащимися. В сложившихся условиях заинтересовать учащихся, мотивировать их на обучение этому предмету, формировать практические умения и навыки, способствовать профориентации, готовить учащихся к сознательному выбору профессии - это один из главных задач, над решением которой следует вести работу. Одним из путей решения данной проблемы является разработка и использование элективного курса, направленного на формирование экспериментальных умений.

Элективные курсы как форма организации появились в 50 гг ХХв. Первые элективные курсы проводились: А.А. Грабецким, В.И. Левашовым, Е.И Быковым, Ю.В. Плетнером, Т.Г. Мясоедовой, В.А. Пархоменко, С.А. Поплавским [1]. И после 1970-х годов появились методические творчество учителей по организации и проведения элективных курсов.

Нами разработан элективный курс в виде химического практикума на тему  «Растворы» для учащихся 9 класса общеобразовательных школ.

Актуальность элективного курса заключается в том, что на уроках во время лабораторно-практических занятий у учащихся не достаточно формируются    экспериментальные умения в связи с тем, что на этих занятиях больше внимания уделяется на закрепление теоретических понятий школьного курса химии. Преимущество элективных курсов заключается в наличии длительного времени, в течение которого постепенно формируются экспериментальные умения.

 Цель предлагаемого элективного курса: расширение и углубление знаний по теме «Растворы» путем формирования экспериментальных химических умений и развития творческой активности учащихся.

Содержание такого элективного курса должно быть направлено на развитие практических умений и навыков, на умение самостоятельно формировать цели, задачи и вывод занятия, умение соблюдать технику безопасности, умение пользоваться химическими посудами и оборудованиями в условиях развития химической промышленности в регионе. Для элективного курса  отобраны опыты, чтобы совершенствовать экспериментальные умения учащихся. Например: определение белка в продуктах питания, определение кислотности хлеба методом титрования, анализ углеводов и жиров в разных продуктах питания, компонентов бытовой химии. Отобранные опыты содержат элементы исследования.

В настоящее время выделяют 5 групп экспериментальных умений и навыков, это: 1) организационные; 2)  технические; 3) измерительные; 4) интеллектуальные; 5) конструкторские [2]. Разработанный элективный курс направлен для совершенствования следующих экспериментальных умений: уточнение цели и определение задачи эксперимента, умения использовать имеющие знания, описать наблюдаемые явления и процессов, анализировать результаты эксперимента, обобщить и делать выводы.

Формы организации учебной деятельности в рамках элективного курса: беседы, семинары, дискуссии, практические работы исследовательского характера, конференции и познавательные игры.  Контроль усвоения материала по программе курса можно проследить через  практические, самостоятельные, творческие работы, рефераты, доклады, презентации. В заключении курса следует провести конференцию, на которой ребята представляют результаты проделанной работы.

Для определения сформированности экспериментальных умений у учащихся был сделан лист наблюдения, с критериями оценивания уровней усвоения (Таблица 1).

Таблица 1

Лист наблюдения

Экспериментальные умения

Критерии оценивания

уровень

  1. Определить цель
  2. Определить задачи 
  3. Умения использовать имеющие знания
  4. Умения описать наблюдаемые явления и процессы
  5. Умения анализировать результаты
  6. Умения сделать выводы
  7. Умения обобщить данные 
  • уточнение цели и определение задач эксперимента согласно инструкции;
  • выдвижение гипотезы эксперимента с помощью преподавателя;
  • отбор и использование теоретических знаний по указанию преподавателя; 
  • наблюдение и установление характерных признаков явлений и процессов по инструкции;
  • сравнение, анализ, установление причинно-следственных связей, обобщение полученных результатов и формулировка выводов под руководством преподавателя.

1

  • определение цели и задач эксперимента без подробной инструкции;
  • выдвижение гипотезы и определение содержания эксперимента с незначительной помощью преподавателя;
  • использование теоретических знаний по аналогии;
  • наблюдение и установление характерных признаков явлений и процессов без подробной инструкции;
  • сравнение, анализ, установление причинно-следственных связей, обобщение полученных результатов и формулировка выводов с незначительным участием преподавателя

2

  • самостоятельное определение цели и задач эксперимента;
  • самостоятельное выдвижение гипотезы и составление алгоритма проведения эксперимента;
  • самостоятельное использование теоретических знаний в новых условиях;
  • самостоятельное наблюдение и установление характерных признаков явлений и процессов;
  • самостоятельное осуществление синтеза, анализа, установление причинно-следственных связей, обобщений, формулировка и сопоставление выводов с целью и задачами эксперимента.

3

Педагогический эксперимент проведен в г. Покровске Кангаласского района Республики Саха (Якутия) с 5 июня по 16 июня 2017года. Экспериментом были охвачены  учащихся 8-9класса. При выполнении лабораторно-практических опытов наблюдалось расширение и углубление знаний по теме «Растворы»: учащиеся усвоили следующие химические понятия: «титр», «стандартный раствор», «гидролиз», «моль», «процентная концентрация», «среда раствора» и другие.

В результате проведенного эксперимента наблюдается увеличение показателей вышеописанных умений. Проведение элективного курса «Растворы» позволило осуществить более глубокое ознакомление учащихся с темой «Растворы» путем формирования экспериментальных умений.