Полный текст статьи
Печать

Современные дети большую часть времени просиживают перед компьютером и сотовым телефоном. В связи с этим педагоги и психологи активно ищут новые методические пути, приемы и подходы к проблеме формирования мотивации к познавательной, учебной деятельности. Учебно-воспитательный процесс ежедневно доказывает, что обучение проходит эффективнее, если ребенок проявляет интерес и активность. Данное явление зафиксировано в педагогической практике как принцип "активности и самостоятельности " [2, c. 11]. 

В педагогической теории проблему мотивации к деятельности рассмотрел

К.Д. Ушинский. В педагогической теории вопросы воспитания и обучения К.Д. Ушинский рассматривает с психологической точки зрения. Его постановка вопроса мотивации, вызвала внимание многих ученых «к развитию детей по способностям, данных от природы» [5]. Л.Н. Толстой считал, что «заинтересованность ребёнка к обучению может раскрыться лишь в полной свободе, когда ребенок делает то, что может и то, что хочет». Основным вопросом педагогической деятельности Толстого являются вопросы мотивации. Важное условие проявления мотивации – это создание на уроке естественной рабочей атмосферы, которая вызывает желание учиться. Он полностью полагался на интересы детей, за учителем оставалось лишь развивать интересы детей, связанные с их природой. Н.А. Добролюбов и Н.Г. Чернышевский считали, что только воспитание, опирающееся на разумную свободу ребёнка, развивает его мотивацию и любознательность. С этих позиций Н.А. Добролюбов высоко оценивал школы Р. Оуэна, где учителя поддерживали и развивали интересы детей к процессу учебной деятельности. Но, прогрессивные идеи сложно было внедрять на практике. Причин было множество:  слабая подготовка учителей, перегруженность программ, тяжёлое материальное положение учителя. В начале XX в. вышла работа по мотивации к обучению А.И. Анастасиева. В этом труде процесс обучения рассматривался только через мотивацию. С позиций марксизма рассматривала проблему интереса Н.К. Крупская. Практическое применение прогрессивных идей по проблеме интереса в обучении нашли в работе педагогов С.Т. Шацкого и А.С. Макаренко.  Они уделяли большое внимание проблеме побуждения интереса к обучению. С.Т. Шацкий рассматривал, что «с одной стороны, интерес – главный фактор активного усвоения ребёнком социального опыта, с другой стороны – роль мотивации он видел в приспособлении ребёнка к окружающей среде» [5].  А.С. Макаренко раскрывает «методические приёмы поддержания и развития интереса: подсказку, постановку интересного вопроса, рассматривание иллюстраций, введение нового материала, наталкивающих на вопросы».  Он считал, что «труд и жизнь ребёнка должны быть пронизаны мотивацией». В теории образования А.С. Макаренко показал единство содержания, средств и методов воспитания, изложил систему воспитательного процесса, исходя из взаимосвязи требований общественной жизни с интересами детского коллектива и интересами отдельной личности. Дальнейшее развитие проблемы мотивации была связана с переходом на классно-урочную систему обучения. Ш.А. Амонашвили рассматривал проблему мотивации к обучению шестилеток. [1] Лабораторией экспериментальной работы  НИИ педагогики Грузии под руководством Ш.А. Амонашвили разработаны психолого – педагогические основы, накоплены приёмы стимулирования познавательных интересов детей [1].

В педагогике и методике преподавания огромное внимание уделяется играм младших школьников (В.А. Дрязгунова, О. Газина, Л.П. Молодова). Роль игровой деятельности в общеобразовательной школе рассматривалась Л.В. Артемовой, С.Л. Новоселовой, А.В. Запорожцем. Т.И. Шамова рассматривает «познавательную активность как качество деятельности», в «стремлении  к эффективному овладению знаниями и способами деятельности, в мобилизации волевых усилий на достижение учебно-познавательных целей». Подвижные игры имеют огромное значение в развитии мотивации к познавательной деятельности школьников. Игры позволяют сместить акцент с усвоения школьниками новых знаний на  самостоятельный поиск решений предложенных игровых задач, что способствует к развитию мотивации к познавательной деятельности, умственному развитию и активности.

В исследовании приняли участие 32 учащихся 5-6 классов. На основе методики А.А.Горчинской нами была проведена диагностика первоначального уровня мотивации у детей.

На момент начала эксперимента результаты критериев контрольной и экспериментальной групп были различны, у экспериментальной группы результаты были ниже.  После системного проведения занятий посредством подвижных игр у экспериментальной группы  заметно повысился уровень мотивации к познавательной деятельности, любознательность, активность на мероприятиях, что доказывает эффективность подвижных игр в формировании мотивации к познавательной деятельности детей.

Подводя итоги, можно сказать, что ожидаемый результат подтвердился – повысился уровень сформированности мотивации к познавательной деятельности. После реализации  программы по формированию мотивации к познавательной деятельности у детей экспериментальной группы наблюдается положительное отношение к познавательной деятельности.

Изучив психолого-педагогическую литературу по проблеме формирования мотивации к познавательной деятельности младших школьников посредством подвижных игр, мы пришли к выводу, что подвижные игры являются эффективным средством в развитии мотивации к познавательной деятельности.