Полный текст статьи
Печать

Телевидение полностью поглотили жизнь современного человека. Без него мы уже не представляем себе семейных вечеров после работы, выходных и праздников. Исследование И.А. Полуэхтовой показывают, что 90% населения смотрит телевизор каждый день. В среднем на просмотр уходит до четырех часов в сутки. Сегодня телевидение и интернет заменило общение, чтение книг, времяпрепровождение с друзьями и родными. Большинство людей рассматривают телевидение как передатчика информации и одновременно средство для развлечения [2].

 Современные дети, предоставленные сами себе, с самых малых лет находятся в зависимости от всевозможных гаджетов, телепрограмм и мультфильмов. Многие родители, из-за недостатка времени или банального нежелания проводить время со своим ребенком отдают его на «воспитание» телевизору. Профессор Института психологии им. Л.С. Выготского Анна Прихожан считает, «что телевидение играет роль стимулятора, пробуждающего негатив в человеке за счет уровня криминальных сюжетов. Постоянное повторение одних и тех же сцен, например, насилия и жестокости, не только снижает внимание и реакцию, но, главное, резко понижает сочувствие к жертвам и делает насилие и жестокость обыденностью, признаком повседневной жизни» [3].

Как отмечают некоторые исследователи, огромный вред приносят не столько явные сцены жестокости и насилия в боевиках, сколько бесконечные ток-шоу. В них муссируются подробности человеческих отношений и поощряются агрессивные выражения у присутствующих в студии: крики, ругательства, оскорбления. «В результате, — утверждает профессор, доктор педагогических наук Марина Скуратовская, — у людей возникает и апатия, и агрессия одновременно» [4].

С целью изучения родительского мнения по поводу просмотра их детьми телевизионных программ, было проведено анкетирование родителей, имеющих детей дошкольного и младшего школьного возраста. Для этого была создана анкета из пяти вопросов и разослана в группы Wat’sApp. В опросе участвовали 27 родителей. Вопросы были следующие:

1. Устраивает ли Вас детский контент на телевидении? Если нет, то что бы хотелось изменить?

2. Ограничиваете ли вы своего ребёнка в просмотре телевизора? Если да, то какие передачи разрешаете ему смотреть?

3. Что в целом думаете о современных мультфильмах и фильмах для детей? Как они, на Ваш взгляд влияют на подсознание ребёнка?

4. Что Вы думаете о том, что дети смотрят слишком много взрослых передач, где часто фигурируют насилие, нецензурная брать и т.д.?

5. Как уберечь ребёнка от взрослого контента на телевидении? Что лично Вы предпринимаете по этому поводу?

После обработки результатов выяснилось, что 70% родителей недовольны качеством детского контента на телевидении, считая, что современные мультфильмы слишком агрессивны, непонятны и направлены не на развитие детей, а только на их развлечение, но при этом они не ограничивают своих детей в просмотре программ. При ответе на последний вопрос 60% респондентов утверждали, что ограничивать ребенка и объяснять ему, что можно и полезно смотреть, а что нельзя просто необходимо. Остальные 40% родителей ограничивают своих детей от излишнего влияния телевидения, позволяя им смотреть его лишь n-ное количество времени и тщательно выбирая, какие именно передачи будут допущены к просмотру. Удивительно, что только 20% из опрошенных сказали, что стараются всегда смотреть телевизор вместе со своими детьми и, таким образом, больше проводить с ними времени. Эти же родители утверждали, что ограничивать детей от каких-либо программ бессмысленно, ведь они все равно найдут способ их посмотреть. Лучше просто разнообразить их досуг.

Итак, после анализа результатов выяснилась очень неоднородная картина. 70% респондентов недовольны качеством детского контента, но никак не влияют на то, что смотрит их ребенок, те же семьдесят процентов считают, что ограничивать детей можно и нужно. И лишь двадцать процентов из числа опрошенных пытаются приучить своих детей к правильным передачам посредствам совместного их просмотра. Получается, что проблему детского телевидения осознают все родители, но правильно борются с ней единицы.

Сьюзен Джонсон, изучающей взаимодействие мозга и телевидения, считает, что «телевизор нельзя использовать даже для кратковременного отдыха ребенка. Детские глаза от рождения предназначены для того, чтобы смотреть на человеческие лица. Поэтому лучший отдых для маленького ребенка — тихое общение с матерью или отцом». Так же Марина Скуратовская отмечает, что с широким распространением телевидения и интернета связана проблема исчезновения детского любопытства. Окружающий мир всегда представлял для ребенка множество загадок, а взрослый был авторитетом, способным раскрыть эти загадки для ребенка [4]. Несомненно, проблема нравственного воспитания лежит на социуме и, в первую очередь, именно ближайшее окружение дает основы нравственного поведения ребенка [1,5]. Несомненно, интернет и телевидение делают информацию общедоступной, хоть далеко не всегда достоверной. В данном информационным контексте взрослые перестают быть авторитетным источником знаний для ребенка. В результате часто детское любопытство сменяется цинизмом или самонадеянной заносчивостью.