Проблема индивидуализации дошкольного образования на протяжении десятков лет остается актуальной в педагогической науке и практике. В условиях модернизации системы образования Российской Федерации одной из основных задач государственной образовательной политики является обеспечение современного качества дошкольного образования, целью, которой является создание благоприятного пространства социализации, индивидуального развития ребенка, и усвоение ключевых компетенций в условиях дошкольного образовательного учреждения.
Что же такое индивидуализация? Содержание этого термина достаточно неоднозначно и часто его путают с понятием «индивидуальный подход». Одни связывают его со становлением и осмыслением индивидуальности, а другие с организацией такого образовательного процесса, который бы учитывал индивидуальные особенности воспитанников и учеников.
С. М. Юсфин и Н. Н. Михайлова определяют индивидуализацию так: «Индивидуализация – процесс порождения и рефлексии человеком собственного опыта, в котором он признаёт себя в качестве субъекта, свободно определяющего и реализующего собственные цели, добровольно возлагающего на себя ответственность за результаты как следствие своей целенаправленной деятельности». [1]
На сегодняшний день деятельность дошкольных образовательных организаций регламентируется федеральными государственным стандартами, в которых основополагающим положением является построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования [2]. Иными словами, Программа в этом стандарте впервые определяется, как «программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации развития детей», а не программа обучения. [3]
Когда говорят об индивидуализации в детском саду, в первую очередь подразумевают создание такой предметно-пространственной развивающей среды, которая бы эффективно развивала индивидуальность каждого ребенка с учетом возрастных и физиологических особенностей, склонностей, интересов. Приведу в пример среду одного детского сада. В групповых комнатах существуют центры активности (центр математики, искусства, литературы и т.п.), в каждом из которых находится достаточное количество различных материалов для исследования и игр. Кабинки украшаются красочным совместным творением родителей и воспитателем - минипортфолио о каждом ребенке. Особое внимание уделяется именам детей, которые помечаются на кроватях, стульчиках, кабинках и других личных вещах, а также служат средством оповещения об их прибытии и готовности взаимодействовать с миром. Также способствуют индивидуализации образовательной среды наличие выставок детского творчества, стендов, картинок, выставляемые по лексической теме и достижение детей в виде медалей и дипломов на стенах. Используемый в детском саду проектный метод и модель трех вопросов стимулирует интерес детей к обучению путем организации самостоятельной деятельности, постановки перед ними проблем и целей, решение которых ведет к появлению новых умений, знаний и навыков.
Подобное обогащение среды этим не ограничивается. С каждым днем появляются все больше новых средств, методик, технологий и различные материалы, начиная от игрушек, книг и заканчивая мебелью. Каждый детский сад, придерживаясь требований ФГОС, привносит что-то свое в среду, которая окружает детей.
Не стоит забывать и о важности семьи. Взаимодействие педагогов с родителями, их полная согласованность эффективно сказывается на всем педагогическом процессе и развитии ребенка в целом. Это не только формальные собрания и стенды, но сближение души и разума людей, сопричастных жизни ребенка. Грамотный педагог сумеет построить разговор таким образом, чтобы не просто проинформировать родителей, но сформировать позитивное отношение к своим действиям, с пониманием того, что каждое из них сказывается на развитии ребенка. Задача же руководителей детских садов способствовать всему этому, создать условия для раскрытия творческого потенциала всех участников процесса индивидуализации.
В.
М. Дьячковская