Полный текст статьи
Печать

Проблема индивидуализации дошкольного образования на протяжении десятков лет остается актуальной в педагогической науке и практике. В условиях модернизации системы образования Российской Федерации одной из основных задач государственной образовательной политики является обеспечение современного качества дошкольного образования, целью, которой является создание благоприятного пространства социализации, индивидуального развития ребенка, и усвоение ключевых компетенций в условиях дошкольного образовательного учреждения.

Что же такое индивидуализация? Содержание этого термина достаточно неоднозначно и часто его путают с понятием «индивидуальный подход».  Одни связывают его со становлением и осмыслением индивидуальности, а другие с организацией такого образовательного процесса, который бы учитывал индивидуальные особенности воспитанников и учеников.

С. М. Юсфин и Н. Н. Михайлова определяют индивидуализацию так: «Индивидуализация – процесс порождения и рефлексии человеком собственного опыта, в котором он признаёт себя в качестве субъекта, свободно определяющего и реализующего собственные цели, добровольно возлагающего на себя ответственность за результаты как следствие своей целенаправленной деятельности». [1]

На сегодняшний день деятельность дошкольных образовательных организаций регламентируется федеральными государственным стандартами, в которых основополагающим положением является построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования [2]. Иными словами, Программа в этом стандарте впервые определяется, как «программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации развития детей», а не программа обучения. [3]

Когда говорят об индивидуализации в детском саду, в первую очередь подразумевают создание такой предметно-пространственной развивающей среды, которая бы эффективно развивала индивидуальность каждого ребенка с учетом возрастных и физиологических особенностей, склонностей, интересов. Приведу в пример среду одного детского сада. В групповых комнатах существуют центры активности (центр математики, искусства, литературы и т.п.), в каждом из которых находится достаточное количество различных материалов для исследования и игр. Кабинки украшаются красочным совместным творением родителей и воспитателем - минипортфолио о каждом ребенке. Особое внимание уделяется именам детей, которые помечаются на кроватях, стульчиках, кабинках и других личных вещах, а также служат средством оповещения об их прибытии и готовности взаимодействовать с миром. Также способствуют индивидуализации образовательной среды наличие выставок детского творчества, стендов, картинок, выставляемые по лексической теме и достижение детей в виде медалей и дипломов на стенах. Используемый в детском саду проектный метод и модель трех вопросов стимулирует интерес детей к обучению путем организации самостоятельной деятельности, постановки перед ними проблем и целей, решение которых ведет к появлению новых умений, знаний и навыков.

Подобное обогащение среды этим не ограничивается. С каждым днем появляются все больше новых средств, методик, технологий и различные материалы, начиная от игрушек, книг и заканчивая мебелью. Каждый детский сад, придерживаясь требований ФГОС, привносит что-то свое в среду, которая окружает детей.

Не стоит забывать и о важности семьи. Взаимодействие педагогов с родителями, их полная согласованность эффективно сказывается на всем педагогическом процессе и развитии ребенка в целом. Это не только формальные собрания и стенды, но сближение души и разума людей, сопричастных жизни ребенка. Грамотный педагог сумеет построить разговор таким образом, чтобы не просто проинформировать родителей, но сформировать позитивное отношение к своим действиям, с пониманием того, что каждое из них сказывается на развитии ребенка. Задача же руководителей детских садов способствовать всему этому, создать условия для раскрытия творческого потенциала всех участников процесса индивидуализации.