Полный текст статьи
Печать

Социокультурная направленность образовательного процесса в системе дополнительного образования определяет специфику ее деятельности.  В современном обществе, когда молодежь перманентно находится в ситуации свободного выбора, особую значимость приобретают интеллектуальные и нравственные ценности, которые формируются в условиях учреждения дополнительного образования. Здесь на индивидуально-личностной основе формируется потребность ребёнка в творческом восприятии мира, происходит осмысление самого себя, совершенствование всех сторон человеческого «Я». Содержание работы в учреждениях дополнительного образования «диктуется задачами духовно-нравственного, интеллектуального и физического развития, т.е. задачами формирования всего, что объединяется понятием «мир человека»
[3].

Открытая социально-воспитательная система учреждений дополнительного образования способствует созданию своеобразного психолого-педагогического пространства, в котором происходит совместная деятельность педагогов и воспитанников, связанная с формированием ценностных представлений у детей о гражданственности. А.В. Мудрик подчеркивал, что «отношения со средой выполняют очень важную функцию в накоплении социального опыта подростками: они дают им опыт отношения к общению с окружающими как к своеобразному средству социального контроля» [2, С. 25].

Особенно это важно в отношении «трудных» подростков, поскольку в основе всех отклонений подросткового поведения лежит неразвитость социально-культурных потребностей, отчуждение, бедность духовного мира. Процесс социальной дезадаптации подростков сопровождается желанием самоутвердиться, сформировать самооценку, стать личностью. Этот процесс является очень сложным для человека и в физиологическом и психологическом плане. Формы проявления нетипичного поведения у каждого подростка свои. В этом плане условия, которые создаются в учреждениях дополнительного образования подходят практически идеально.

В учреждениях дополнительного образования общение между ребёнком и взрослым носит неформальный, субъект-субъектный характер. Участие в со-управлении, активной общественной деятельности, максимально приближенной к жизни, сотворчество и партнёрство со взрослыми способствуют формированию активной жизненной позиции, социализации ребёнка. Профильность учреждений дополнительного образования способствует самореализации, выявлению разносторонних наклонностей ребёнка, раннему самоопределению школьников. Обучающиеся не только раскрывают свои таланты, но и получают поддержку, признание и уважение сверстников и взрослых. В процессе участия в разных видах деятельности школьник решает свои актуальные задачи: достижение результатов в спорте, профессиональное самоопределение и выбор будущей профессии, расширение круга общения. Участие в деятельности объединения помогает решить и психологические проблемы: преодоление трудностей в общении со сверстниками, самореализации и личностного становления. Жизненный опыт, приобретённый в учреждении дополнительного образования, помогает вхождению учащегося во взрослую жизнь.

Необходимо отметить значимую роль детских объединений дополнительного образования по включению школьников в трудовую деятельность. В рамках общественной деятельности, интересных, увлекательных и востребованных детьми мероприятий формируются социально значимые качества личности будущего гражданина, такие как ответственность, организованность, терпимость, отзывчивость.

МБОУ ДО «Детский (подростковый) центр» ГО «города Якутска» - это многопрофильное учреждение дополнительного образования, функционирует с 1976 г. и имеет несколько филиалов. Основная работа с детьми и подростками ведется в клубах по месту жительства через различные творческие объединения. Центр работает по следующим направлениям: художественно-эстетическое и прикладное творчество, фольклорное, техническое, спортивное, социально-педагогическое, гражданско-патриотическое направления. [1] В 2016 г. при центре создана социально-психологическая служба, которая занимается социально-психологическим сопровождением образовательного процесса и проводит целенаправленную работу с детьми из «группы риска», осуществляет социально-психологическое сопровождение детей, попавших в трудную жизненную ситуацию. Педагог-психолог и социальный педагог работают по проекту «Трамплин» совместно с Комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав ОА «город Якутск». С целью пропаганды и укрепления примеров достойного отцовства, сохранение семейных, духовно – нравственных ценностей военно-спортивным клубом «Городской патруль» реализуется проект «Отец и сын – покорители вершин», который включает в себя три высоты, в каждой из которых необходимо пройти определенные этапы и задания.

Большое внимание уделяется профориентационной работе с подростками. Работает проект «ПРОФСТАРТ», целью которой является формирование профориентационной компетентности учащихся. Также совместно с Северо-Восточным федеральным университетом им. М.К. Аммосова и Арктическим государственным институтом культуры и искусств при поддержке Общественного совета по координированию профориентационной работы с обучающимися муниципальных образовательных учреждений города Якутска проводится акция «Выбор. ПРОФ. Якутск».

Для получения обратной связи ежегодно проводится анкетирование учащихся и их родителей. Проведенный опрос среди воспитанников выявил, что 73% респондентов среди опрошенных за 2016 год открыли в себе способности к общению и взаимодействию со сверстниками. Почти половина детей (41 %) за год обучения в МБОУ ДО Д(п)Ц начали креативнее мыслить и стали инициаторами многих интересных проектов. 32% воспитанников стали увереннее в себе и открыли в себе организаторские способности. [3]

Анкетирование родителей показало, что 75% родителей видят явный прогресс в социализации своего ребенка, отмечают, что ребенок стал активнее, нашел друзей по интересам и начал больше участвовать в жизни группы. Половина опрошенных (50%) отметили, что у их ребенка открылись лидерские качества и организаторские способности. 30% родителей отметили, что улучшились детско-родительские взаимоотношения.

Таким образом, социально-психологическое сопровождение развития личности подростков в условиях Детского (подросткового) центра реализуется весьма успешно, но есть определенные недочеты и ошибки в реализации отдельных программ, которые будут устраняться в дальнейшей работе.