Полный текст статьи
Печать

В.Ф. Афанасьев убедительно доказывает двусторонний характер воспитательных функций народной педагогики и подчеркивает, что у всех народностей и народов Сибири, Дальнего Востока в педагогических воззрениях ребенок – гордость семьи, дети – будущее народа; мать, отец, бабушка, дедушка – первые воспитатели ребенка. В.Ф. Афанасьев одним из первых осмыслил основные факторы, средства, методы умственного и нравственного воспитания детей в условиях семьи. А.Э. Измайлов признает В.Ф. Афанасьева как исследователя, который впервые рассмотрел детей «как объект народного воспитания» [5, с.72].

В семейных традициях самостоятельность определяется как качество личности ребенка, которое заключается в принятии цели, активности решения поставленных задач, целеустремленности и ответственности в достижении результата деятельности, умении адекватно анализировать достигнутые результаты и применении полученных знаний и умений в окружающей действительности.

Самостоятельность в научных исследованиях (Е.П. Арнаутова, Т.И. Бабаева, Н.Н. Букина, А.Г. Гогоберидзе, Т.Н. Доронова, М.В. Крулехт, Н.А. Курочкина, Т.А. Маркова, С.И. Мусиенко, Л.Ф. Островская и др. [1;2;3;4;6]. определяется как обобщенное свойство личности, проявляющееся в инициативности, критичности, адекватной самооценке и чувстве личной ответственности за свою деятельность и поведение. По их утверждению, формирование самостоятельности невозможно без развития мотивации к самостоятельной деятельности и к последовательному повышению ее уровня.

Родители – первые и самые важные воспитатели детей, естественно закладывающие фундамент личности ребенка. От их личностных качеств, настоящей любви к ребенку, умения осознать и правильно построить процесс семейного воспитания, создать позитивный, поддерживающий семейный микроклимат, зависят успехи в педагогическом воздействии на детей, их дальнейшая судьба.

В формировании у детей дошкольного возраста самостоятельности как качества личности в условиях семьи можно выделить два основополагающихаспекта:

  • доступность и открытость родителей, особенно отца, для ребенка;
  • организующее начало и принятие ребенком соответствующих решений.

В проведенном исследовании мы ориентировали родителей на развитие самостоятельности личности, связанной с активной работой мысли, чувств и воли. Как известно, такая связь двусторонняя: с одной стороны, нужно развивать эмоционально-волевую сферу ребенка, с другой - его интеллектуальные умения анализировать, синтезировать, делать умозаключения и выводы. В дальнейшем эти умения и способности формируют осознанные мотивированные действия, способствуют развитию целеустремленности и ответственности, принятию решений «вопреки возможным трудностям».

В экспериментальной работе с родителями мы ориентировали их на создание благоприятных условий, которые требовали бы от ребенка постоянного проявления самостоятельности. При этом родители учитывали индивидуальные особенности своего ребенка, а также социокультурную и этнокультурную специфики социума.

В каждой изучаемой семье были созданы такие условия, в которых ребенок может добиться успеха:

- расширение сферы самообслуживания ребенка от 5 до 8 лет;

- расширение круга достижений ребенка, оказывая ему разного плана помощи: стимулирующую, направляющую, обучающую;

- поддержка и сопровождение ребенка в преодолении трудностей;

- доверие ребенку в принятии самостоятельных решений, проявлении ответственности и дисциплины;

- ориентировать ребенка на защиту более слабого, быть гостеприимным, вежливым и ответственным за порученное дело на этнокультурных традициях, присущих родному народу.

В разработанных нами рекомендациях обязательным требованием было – поддерживать ребенка в его самостоятельных проявлениях и в любой ситуации оставаться любящими родителями. Ценностное отношение к ребенку как личности – это залог и источник развития его сущностных духовно-нравственных качеств и его успешного психического развития.

Результаты обследования детей показали, что у детей сложился высокий уровень самостоятельности, для которой характерно:

-           стремление к инициативности и самостоятельности, умение выполнять привычные дела без обращения за помощью и контроля взрослого;

-           умение осознанно действовать в ситуации заданных требований и условий деятельности;

-           умение активно действовать в новых условиях (быть субъектом и партнером в постановке цели деятельности, планировании и прогнозировании результата, оценке результатов и т.д.);

-           умение осуществлять элементарный самоконтроль и самооценку результатов деятельности с позиции цели и требований;

-           умение планировать действия, комбинировать и оценивать действия, проявлять творческий подход к решению поставленных задач.

Проведенный нами эксперимент показал, что формирование самостоятельности детей в естественных домашних условиях способствовало снятию внутренних напряжений, тревог у детей, скорректировало их поведение во взаимоотношениях с членами семьи.

Мониторинг результатов работы с детьми и сравнительный анализ итогов всех этапов эксперимента подтверждают содержательность, обоснованность педагогических условий, разработанных в совместной деятельности с родителями, а также правильность поставленной нами гипотезы.

Результаты исследования подводят к определению педагогической категории «самостоятельность» как социо-, этнокультурно обусловленное личностное качество самостоятельной самореализации ребенка в жизни.

Говоря о роли семьи в развитии самостоятельности детей, следует выделить главный принцип действий и деятельности родителей - «делать вместе с ребенком, а не вместо него», что характерно в этнопедагогических традициях любого народа. Проведенное исследование подтверждает, что без знания и учета всего положительного, прогрессивного в народной педагогике невозможно плодотворно работать как в семье, так и в дошкольных учреждениях.