Полный текст статьи
Печать

назван центральным. Его актуальность обусловлена обновлением содержания обучения, постановкой задач формирования у школьников приемов самостоятельного приобретения знаний и познавательных интересов, формирование у них активной жизненной позиции. 

Школьная среда, в которой находится ребенок, влияет на результаты его обучения. Например, ребенок с низкой успеваемостью может стать предметом насмешек для своих одноклассников, или наоборот – ученики с высокими оценками могут быть отторгнуты группой, в связи с тем, что отличаются от большинства детей в классе.

По мнению М.В. Матюхиной, взаимоотношения детей и успеваемость в классе связаны тем, что неудовлетворенность общения со сверстниками может отразиться на успеваемости младшего школьника, впоследствии чего могут возникнуть ряд психолого-педагогических проблем [2]. От положения школьника в классе зависит как ребенок будет себя чувствовать в социуме, что влияет на развитие личности школьника, на его мотивацию учения, а в последствии и на само обучение.

Рассмотрев различные теоретические подходы, нами была выдвинута гипотеза, что в младшем школьном возрасте мотивация учения имеет тесную связь с социометрическим статусом учащегося в классе.

Респондентами для нашего исследования стали учащиеся 3-Б класса МОБУ СОШ № 31, города Якутска. Всего в исследовании участвовало 27 детей. Для выявления уровня школьной мотивации и социометрического статуса были применены следующие методики: анкета оценки уровня школьной мотивации и проективный рисунок «Что мне больше всего нравится в школе?» Н.Г. Лускановой [1], социометрия Дж. Морено[3].

Социометрия. По результатам социометрического исследования были получены следующие результаты (табл.1):

Табл.1. Социометрический статус младшего школьника в 3-б классе 

Показатель групповой сплоченности по результатам нашей выборке KB = 0,40, что говорит о среднем количестве взаимных выборов.  Следовательно, уровень благополучия взаимоотношений в данной выборке положительный: для такого коллектива характерны стабильные и доброжелательные отношения.

В нашей выборке социометрические статусные роли распределились следующим образом, высокостатусные и среднестатусные (всего 18 учащихся) имеют преимущество между низкостатусными (9 учащихся). По результатам диагностики нами был сделан вывод, что в классе преобладает средний социометрический статус у младших школьников.

Школьная мотивация. В результате апробации результатов двух методик Н.Г. Лускановой нами были получены следующие результаты: Высокий уровень мотивации был выявлен у 6 респондентов. Эти школьники положительно относятся к школе, они не испытывают затруднения в образовательном процессе и с легкостью справляются с поставленными задачами на уроках.

19 учащихся находятся на среднем уровне мотивации учения. Из них 15 респондентов отметили, что школа привлекает их больше внеучебными сторонами. Они достаточно хорошо чувствуют себя в школе, не имеют особых затруднений в обучении, однако прерогативой является общение со сверстниками. Также выявлено, что у 2 учащихся отсутствует школьная мотивация. Они посещают занятия неохотно, испытывают трудности в познавательной деятельности, все время отвлекаются во время занятий, а также мешают другим детям во время урока.

Анализ взаимосвязи школьной мотивации и социометрического статуса. При анализе результатов исследования нами было выявлено, что у школьников, которые имеют статус «звезды» - высокий уровень школьной мотивации. У этих детей отличная успеваемость, они являются лидерами в своем классе, к их мнению прислушиваются, но, несмотря на это, дети не пользуются данным статусом в личных целях. Такой высокий статус дает школьникам отличную возможность проявить себя во всех сферах учебной деятельности.

Респонденты со средним статусом школьника преимущественно имеют уровень «положительное отношение к школе», что выражается в приоритетах общения с друзьями и другими сверстниками. Дети с данным уровнем ставят в приоритет не сам процесс обучения, а внеучебное время в школе, то есть главным для них является общение со сверстниками и времяпрепровождение на перемене.

Табл.2. Сводные данные по взаимосвязи мотивации учения и социометрического статуса школьника 

Дети с низким социометрическим статусом имеют положительное отношение к школе. Это может быть выражено в стремлении к поддержанию общения с другими школьниками. Респонденты с низким уровнем мотивации имеют академическую неуспеваемость, их взаимоотношения в коллективе не являются положительными.

Для выявления связи мотивации учения и социометрического статуса нами было использовано сопоставление данных, полученные по результатам исследования социометрии и успеваемости респондентов.

Апробировав результаты, мы пришли к выводу, что у детей с высоким уровнем и успеваемостью «выше среднего» социометрический статус высокий (2 респондента) или средний (5 респондентов). Учащиеся, у которых средний показатель успеваемости (11 респондентов), статус средний и у детей, которые находятся на уровне низкостатусных - успеваемость ниже среднего (8 респондентов), только один ребенок был с высоким показателем. Чем выше социометрический статус ребенка, тем выше уровень мотивации учения и успеваемости у школьника. Гипотеза, которую мы выдвинули в начале нашего исследования подтвердилась.

Социометрический статус ребенка в классе является одним из мотивов, который влияет на успешность его обучения. Для повышения уровня мотивации учения мы предлагаем, как одно из решений, повысить качество работы, связанной с межличностными отношениями учащихся в классе. Отметим, что данная работа является одной из приоритетных задач в работе учителя. Поддержание дружественных отношений в классе способствуют не только повышению социальных и коммуникативных навыков школьника, но и на успеваемость в учебной деятельности в целом.