Полный текст статьи
Печать

В процессе исторического развития человечество совершенствовало культуру взаимоотношений. И в результате этого были выработаны обязательные и безусловные нормы отношений. Единые педагогические требования являются условием формирования нравственных норм поведения детей. Несомненно, нравственная составляющая требований несет базу взаимоотношений детей с обществом, поэтому педагог обязан в своих требованиях исходить из трансляции норм социального положительного поведения [6].

Существует несколько определений понятия «педагогическое требование», рассмотрим самые распространенные из них:

Ю.К. Бабанский определяет так: педагогическое требование – это метод воспитания, при помощи которого поведенческие нормы выражаются в определенных предписаниях и реализуются во взаимоотношениях. Требования стимулируют, вызывают или тормозят деятельность ученика и появление у него новых качеств [4].

В.В. Краевский считает, что это педагогическое воздействие на сознание воспитанника с целью побуждения его к позитивной деятельности или торможение действий и поступков, если они имеют негативный характер [2]. 

М.И. Рожков пишет, что требование – это метод воспитания, с помощью которого навыки поведения, выражаясь в личностных отношениях вызывают стимулирование или тормозят определенную деятельность воспитанника и проявляют у него определенные качества [5].

Требование влияет на сознание учащихся, развивает у детей волевые качества, направляет мотивационную и чувственную сферы деятельности в положительном направлении, способствуя выработке положительных навыков поведения. Требование должно быть целесообразным, понятным для учащихся. 

«Как можно больше требования к человеку и как можно больше уважения к нему» считал А.С. Макаренко.  К.Д. Ушинский писал: «Приучите дитя сначала повиноваться легким требованиям, не стесняя его самостоятельности ни множеством, ни трудностью их, и вы можете быть уверены, что оно будет легче подчиняться и новым вашим постановлениям. Если же, стеснив дитя разом множеством правил, вы вынудите его к нарушению того или другого из них, то сами будете виноваты, если прививаемые вами привычки не будут укореняться и вы лишитесь помощи этой великой воспитательной силы». В.Ф. Афанасьев, считал, что вся народная педагогика исходит из постановки определенных правил, выдвигаемых к детям [3].

По форме предъявления требования бывают прямые и косвенные. Прямое требование характеризуется императивностью, определенностью, конкретностью, точность, понятные воспитанникам формулировки, не допускающие двух разных толкований.

Косвенное требование отличается от прямого тем, что стимулом действия становятся психологические факторы: переживания, интересы, стремления воспитанников.

По мнению педагогов, требования вызывают положительную, отрицательную или нейтральную реакцию воспитанников. В связи с этим выделяются позитивные и негативные требования. Прямые приказания в большинстве случаев негативно воспринимаются ребенком и вызывают отрицательную реакцию воспитанников [3].

С целью изучения применения в процессе воспитании такого метода как требование, было проведено исследование. Исследование проводилось в форме анкетирования среди учителей и родителей.  Выборка составляла 20 человек родителей и 18 учителей из школ г. Якутска.  Всего в анкете было 7 вопросов. Ответы показаны в таблице.

Таблица 1

Результаты анкетирования      

Вопросы

Родители

Учителя

Да

Нет

Да

Нет

1.

Нужно ли в воспитании использовать такой метод, как требование?

90%

10%

100%

0

2

Считаете ли вы, что требование должно быть жестким по отношению к ребенку и беспрекословным в выполнении?

65%

35%

45%

55%

3

Как вы думаете, нужно ли советоваться с ребенком, при решении каких-либо вопросов?

70%

30%

90%

10%

4

Можно ли воспитать ребенка, не предъявляя к нему никаких требований?

25%

75%

0

100%

5

Можно ли с помощью требования воспитать в ребёнке «доброе и вечное»?

65%

35%

80%

20%

6

Могут ли требования к ребенку носить отрицательное влияние?

80%

20%

90%

10%

7

Используете ли вы требования, в воспитании своих детей (учеников)?

60%

40%

100%

0

8

Должны ли быть выработанные совместные единые требования у родителей и учителей по отношению к ребенку?

60%

40%

100%

0

 

Диаграмма 1

Результаты анкетирования в %  

Анализ результатов исследования показал следующее:

- большая часть учителей и родителей примерно схожи во мнении;

- учителя в ответах на 1, 4, 7 вопросы оказались солидарными, они посчитали, что требование необходимый метод в педагогическом процессе, что не ставя ребёнка в рамки определённых правил, мы не сможем добиться хорошего результата в формировании личности. И все же отмечаем тот факт, что требование может нести не только положительную роль, но и отрицательную тоже. Поэтому требования к ребенку должны выдвигаться обдуманно и основываясь на принципе «не навреди». Учителя отметили, что метод требования является в их практике самым основным;

- и родители и учителя этот метод считают важным;

-  позитивные требования активизируют личностный рост воспитанников, создают платформу для формирования устойчивых социально значимых качеств личности;

- при ответе на 5 и 6 вопросы учителя считают, что в процессе воспитания играют роль все методы воздействия на ученика, поэтому не столь категоричны в ответах;

- среди родителей отмечаются такие, которые считают, что требования, предъявляемые ребенку, должны быть выполнены им в беспрекословной форме и поясняют, что в противном случае ребенок будет наказан;

- довольно большой процент родителей считают, что не обязательно советоваться с ребенком при решении семейных вопросов;

- ответы на 8 вопрос показывают, что большинство родителей понимают, что выработка единых требований к ребенку в семье и в школе должно быть. Следовательно, нужно уметь выстраивать систему требований в едином формате.   

Таким образом, требования к ребенку должны быть понятны, чтобы можно было рассчитывать на то, что они ему будут понятны и будут выполняться. Требовательность должна быть разумной, справедливой и обоснованной. Только в этом случае она поможет правильному воспитанию и развитию ребенка.