В процессе исторического развития человечество совершенствовало культуру взаимоотношений. И в результате этого были выработаны обязательные и безусловные нормы отношений. Единые педагогические требования являются условием формирования нравственных норм поведения детей. Несомненно, нравственная составляющая требований несет базу взаимоотношений детей с обществом, поэтому педагог обязан в своих требованиях исходить из трансляции норм социального положительного поведения [6].
Существует несколько определений понятия «педагогическое требование», рассмотрим самые распространенные из них:
Ю.К. Бабанский определяет так: педагогическое требование – это метод воспитания, при помощи которого поведенческие нормы выражаются в определенных предписаниях и реализуются во взаимоотношениях. Требования стимулируют, вызывают или тормозят деятельность ученика и появление у него новых качеств [4].
В.В. Краевский считает, что это педагогическое воздействие на сознание воспитанника с целью побуждения его к позитивной деятельности или торможение действий и поступков, если они имеют негативный характер [2].
М.И. Рожков пишет, что требование – это метод воспитания, с помощью которого навыки поведения, выражаясь в личностных отношениях вызывают стимулирование или тормозят определенную деятельность воспитанника и проявляют у него определенные качества [5].
Требование влияет на сознание учащихся, развивает у детей волевые качества, направляет мотивационную и чувственную сферы деятельности в положительном направлении, способствуя выработке положительных навыков поведения. Требование должно быть целесообразным, понятным для учащихся.
«Как можно больше требования к человеку и как можно больше уважения к нему» считал А.С. Макаренко. К.Д. Ушинский писал: «Приучите дитя сначала повиноваться легким требованиям, не стесняя его самостоятельности ни множеством, ни трудностью их, и вы можете быть уверены, что оно будет легче подчиняться и новым вашим постановлениям. Если же, стеснив дитя разом множеством правил, вы вынудите его к нарушению того или другого из них, то сами будете виноваты, если прививаемые вами привычки не будут укореняться и вы лишитесь помощи этой великой воспитательной силы». В.Ф. Афанасьев, считал, что вся народная педагогика исходит из постановки определенных правил, выдвигаемых к детям [3].
По форме предъявления требования бывают прямые и косвенные. Прямое требование характеризуется императивностью, определенностью, конкретностью, точность, понятные воспитанникам формулировки, не допускающие двух разных толкований.
Косвенное требование отличается от прямого тем, что стимулом действия становятся психологические факторы: переживания, интересы, стремления воспитанников.
По мнению педагогов, требования вызывают положительную, отрицательную или нейтральную реакцию воспитанников. В связи с этим выделяются позитивные и негативные требования. Прямые приказания в большинстве случаев негативно воспринимаются ребенком и вызывают отрицательную реакцию воспитанников [3].
С целью изучения применения в процессе воспитании такого метода как требование, было проведено исследование. Исследование проводилось в форме анкетирования среди учителей и родителей. Выборка составляла 20 человек родителей и 18 учителей из школ г. Якутска. Всего в анкете было 7 вопросов. Ответы показаны в таблице.
Таблица 1
Результаты анкетирования
№ |
Вопросы |
Родители |
Учителя |
||
Да |
Нет |
Да |
Нет |
||
1. |
Нужно ли в воспитании использовать такой метод, как требование? |
90% |
10% |
100% |
0 |
2 |
Считаете ли вы, что требование должно быть жестким по отношению к ребенку и беспрекословным в выполнении? |
65% |
35% |
45% |
55% |
3 |
Как вы думаете, нужно ли советоваться с ребенком, при решении каких-либо вопросов? |
70% |
30% |
90% |
10% |
4 |
Можно ли воспитать ребенка, не предъявляя к нему никаких требований? |
25% |
75% |
0 |
100% |
5 |
Можно ли с помощью требования воспитать в ребёнке «доброе и вечное»? |
65% |
35% |
80% |
20% |
6 |
Могут ли требования к ребенку носить отрицательное влияние? |
80% |
20% |
90% |
10% |
7 |
Используете ли вы требования, в воспитании своих детей (учеников)? |
60% |
40% |
100% |
0 |
8 |
Должны ли быть выработанные совместные единые требования у родителей и учителей по отношению к ребенку? |
60% |
40% |
100% |
0 |
Диаграмма 1
Результаты анкетирования в %
Анализ результатов исследования показал следующее:
- большая часть учителей и родителей примерно схожи во мнении;
- учителя в ответах на 1, 4, 7 вопросы оказались солидарными, они посчитали, что требование необходимый метод в педагогическом процессе, что не ставя ребёнка в рамки определённых правил, мы не сможем добиться хорошего результата в формировании личности. И все же отмечаем тот факт, что требование может нести не только положительную роль, но и отрицательную тоже. Поэтому требования к ребенку должны выдвигаться обдуманно и основываясь на принципе «не навреди». Учителя отметили, что метод требования является в их практике самым основным;
- и родители и учителя этот метод считают важным;
- позитивные требования активизируют личностный рост воспитанников, создают платформу для формирования устойчивых социально значимых качеств личности;
- при ответе на 5 и 6 вопросы учителя считают, что в процессе воспитания играют роль все методы воздействия на ученика, поэтому не столь категоричны в ответах;
- среди родителей отмечаются такие, которые считают, что требования, предъявляемые ребенку, должны быть выполнены им в беспрекословной форме и поясняют, что в противном случае ребенок будет наказан;
- довольно большой процент родителей считают, что не обязательно советоваться с ребенком при решении семейных вопросов;
- ответы на 8 вопрос показывают, что большинство родителей понимают, что выработка единых требований к ребенку в семье и в школе должно быть. Следовательно, нужно уметь выстраивать систему требований в едином формате.
Таким образом, требования к ребенку должны быть понятны, чтобы можно было рассчитывать на то, что они ему будут понятны и будут выполняться. Требовательность должна быть разумной, справедливой и обоснованной. Только в этом случае она поможет правильному воспитанию и развитию ребенка.