На сегодняшний день, в нашем современном мире, анимационные программы стали своего рода неотъемлемым атрибутом, т.е востребованы на праздниках, народных гуляниях. Само слово «анимация» происходит от латинского «anima» — что обозначает «одушевление» или «оживление».
Кто такой аниматор? Аниматор должен быть артистичным, коммуникабельным, креативным человеком, с хорошим чувством юмора. Уметь тонко чувствовать людей, тут нужны навыки и психолога, и педагога, и артиста.
Аниматор - профессионал, может легко и уверенно «зажечь» публику и при этом не быть навязчивым.
Аниматор — создает настроение, включая в свою работу конкурсы, игры, розыгрыши. Но прежде всего это общение, он может «пошутить», должен уметь танцевать и петь. В его профессии отсутствует рутина и однообразие.
Стать аниматором непросто. Т.е им не рождаются, а становятся. Чтобы стать аниматором, владеть определенными навыками работы и умениями нужно научиться танцевать и говорить. А также аниматор должен быть психологически готов к этой работе. Деятельность аниматоров очень широкая и плодотворная.
Анимационная программа - игровое торжество для взрослых и детей. В ней обязательно присутствуют игры, конкурсы, викторины. Зачастую главным атрибутом становится анимационный танец, во главе с ведущим праздником, который выполняет роль объяснения показа движения анимационного танца. И в своем докладе хочу подчеркивать именно – анимационные танцы. В данное время все наши детские развлекательные мероприятия и праздники, которые проводятся, согласно плану воспитательной работы образовательной программы «Хоровод Дружбы» подросткового клуба «Ласточка», не проходят без аниматоров и анимационных танцев.И аниматорами всех наших мероприятий и праздников являются воспитанники старшей группы творческого объединения «Контраст», т.е дети подросткового возраста.
Дети подросткового возраста по характеристике поведения одновременно более интересны и сложны. В этом возрасте начинается половое созревание, идет перестройка всего организма. Эта категория детей хочет показаться всем окружающим взрослыми, однако интересы и возможности пока еще детские. Подростки нуждаются в деятельности, чтобы израсходовать свою неуемную энергию. Однако часто предложения старших воспринимают скептически, поэтому увлечь их гораздо труднее. Зато они с удовольствием танцуют на дискотеках, общаются со сверстниками, участвуют в конкурсах красоты и других мероприятиях. И поэтому подростков нужно включать в разработку мероприятий, подготовку и проведение игр и соревнований, доверяя им роль лидера.
Цели: Реализация организаторских и творческих способностей у подростков через анимационные танцы
Задачи: 1. Ознакомить детей с новой программой анимационных танцев;
2. Изучить новые программы и педагогические технологии;
3. Проанализировать желание детей в развлекательной программе с анимационными танцами;
4. Осуществить проведение мероприятия;
5. Социальная адаптация детей-мигрантов и детей, проживающих ГРЭС на территории Промышленного округа;
6. Создать условия для формирования активной жизненной позиции;
7. Развивать организаторские и творческие способности у подростков.
Количество анимационной команды может быть разным, но костяк как правило состоит из 5-6 человек.
Анимационные программы для детей
На каждом нашем мероприятии (детские праздники, концерты, конкурсы, театральные постановки, представлении и новогодняя сказка) аниматоры (воспитанники старшей группы) проводят детскую дискотеку - MINI-CLUB, согласно плану воспитательной работы по образовательной программе «Хоровод Дружбы». Помимо вышеуказанных мероприятий творческого объединения «Контраст» можно и провести Мини-клуб в летних оздоровительных и трудовых лагерях. Т.е Мини-клуб проводится, как обычно, не только на дорогостоящих детских праздниках (выпускной бал детского сада, дни рождения в ресторанах и кафе, курортный отдых в 4* и 5* отелях), где отдыхают в основном дети с материально-обеспеченными родителями, можно и проводить для детей социального контингента и в микросоциуме, в котором живут дети разных национальностей (дети-мигранты), где остро встает вопрос толерантности, воспитания уважения друг к другу, к различным культурам (уличные детские площадки, лагеря).
Цель аниматоров мини-клуба - как можно интереснее занять детей, чтобы дать возможность родителям отдыхать спокойно или занимались своими делами, не заботясь о них, их местонахождении и безопасности.
Для родителей, отдающих детей аниматорам, самым важным фактором является обеспечение их безопасности, поэтому очень важно, чтобы аниматоры были внимательны, предупредительны, а при необходимости могли оказать ребенку первую медицинскую помощь.
Работа аниматоров в мини-клубах имеет свою специфику. Прежде всего, здесь должны работать аниматоры-профессионалы, имеющие специальную педагогическую подготовку и опыт работы с детьми. А у обучающихся подростков не имеют специального педагогического образования и опыта работы с детьми и поэтому старший педагог дополнительного образования должен контролировать и наблюдать за проведением мероприятия аниматорами. Аниматоры должны быть людьми добрыми, чуткими, общительными и внимательными. Им приходится решать межличностные конфликты детей, направлять их деятельность, заинтересовывать, увлекать. Аниматор должен обеспечить каждому члену детской группы возможность для активного участия во всех делах, постоянно меняя состав участников и распределение ролей в группах.
Желательно, чтобы перед началом работы в мини-клубе аниматоры прошли курс практической анимации и обязательный инструктаж по технике безопасности. Обучение аниматоров на практике (планирование работы, проведение репетиций, подготовка костюмов, разработка праздников, анализ проведенных мероприятий и пр.) и совершенствование их деятельности должны продолжаться в течение всего периода их работы в мини-клубе.
Каждый год в п/к «Ласточка» проводятся мероприятия как праздник английской культуры, День народного единства, Новогодняя сказка для младших групп, Новогоднее шоу-представление для средних групп, Новогодняя вечеринка для старших групп, День Святого Валентина, День защитника Отечества, Международный женский день (конкурс красоты «Мисс Ласточка», «А ну-ка, девочки» и.т.д.). И эти все вышеперечисленные мероприятия наши воспитанники старшей группы, т.е аниматоры проводят сами. Старший педагог дополнительного образования вместе со своими подопечными (аниматорами) разрабатывают сценарии, костюмы и репертуар анимационных танцев(известные детские анимационные танцы Арам-зам-зам, Утята, Буратино, Ди-джей Радиков, Фиксики, Паравозики, Соку-соку-бачи-вира и многие известные детские анимационные танцы-повторялочки).А движения анимационных танцев очень простые, доступные для каждого ребенка. Например, беремся за руки, вперед 4 шага, назад 4 шага, ручками похлопаем, ножками потопаем, глазками поморгаем, вокруг себя попрыгаем...и дальше на ускорение. Дети просто обожают такие танцы и подросткам, которые проводят мини-клуб, тоже очень нравится. Еще детям очень нравится песенка «Я рисую, ди-джея Радикова». Очень весело и зрелищно, если раздать деткам ленточки в руки и повторять слова из песни движениями...
Мероприятия за 2015-2016 учебный год в п/к «Ласточка»
№ |
Название мероприятия |
Аниматоры |
1 |
Праздник английской культуры |
Мартыновская Лиза, Тарабыкина Карина |
2 |
День народного единства |
Мартыновская Лиза, Тарабыкина Карина |
3 |
Новогодняя сказка «Снежная королева» для младших групп |
Слепцова Маша, Пермякова Эвелина, Тордуин Саша и театральная студия «Забава» библиотеки «Теплый дом» |
4 |
Новогоднее шоу-представление в стиле «Стиляги» для средних групп |
Таланова Люда, Таранова Настя |
5 |
Новогодняя вечеринка в стиле Гэтсби для старших групп |
Слепцова Маша |
6 |
Праздничное мероприятие «3 в 1» |
Мартыновская Лиза, Никифорова Вероника |
Мероприятия за 2016-2017 учебный год в п/к «Ласточка»
№ |
Название мероприятия |
Аниматоры |
1 |
Праздник английской культуры |
Брундукова Света, Таланова Люда |
2 |
День народного единства |
Бескровная Алина |
3 |
Новогодняя сказка «Семь месяцев» для младших групп |
Карнышова Ангелина, Слепцова Маша, Пермякова Эвелина, Тордуин Саша и театральная студия «Забава» библиотеки «Теплый дом» |
4 |
Новогоднее шоу-представление, посвященное Году кино для средней и старшей группы |
Слепцова Маша, Таланова Люда |
5 |
День Святого Валентина |
|
6 |
День защитника Отечества |
|
7 |
Конкурс красоты «Мисс Ласточка», посвященный Международному женскому дню |
|
Во всех вышеперечисленных мероприятиях, где задействованы дети младшего возраста, наши аниматоры по традиции завершают праздник MINI-CLUBом с анимационными танцами. В последнее время мы переименовали мини-клуб с интересным названием – «Детскотека».
Участие аниматоров в проектных работах за 2016 уч.год
№ |
Конференции |
Название проектной работы |
Аниматоры |
1 |
Городской конкурс «Выбор. ПРОФ. Якутск», по направлению «Эстрадная драматургия» |
Сценарий традиционного мероприятия п/к «Ласточка» «В семье единой», посвященного Дню единства |
Мартыновская Лиза |
2 |
Конкурс детских научно-исследовательских и проектных работ «Идея. Творчество. Наука» |
Научно-исследовательская работа на тему: «Сходство и различие традиционных народных праздников якутского и украинского народов» |
Слепцова Маша |
3 |
Городская научно-исследовательская конференция «Шаг в будущее» |
Научно-исследовательская работа на тему: «Сходство и различие традиционных народных праздников якутского и украинского народов» |
Слепцова Маша |
Для того чтобы родители и их дети были информированы о работе мини-клуба, необходимо проводить красочные рекламные мероприятия в виде анонса в начале каждой недели, а затем - ежедневно и более подробно. Чем ярче и интересней будет дана информация о предстоящем мероприятии, тем больше участников будет к нему привлечено.
Формы подачи информации могут быть самыми разными: объявление по радио, показ заготовленных видеороликов, вывешивание красочных объявлений на информационной доске и. т. д.
Анимация в мини-клубе творческого объединения «Контраст» должна отличаться от развлечений детей в школе или детском саду своей праздничностью, красочностью, эффектностью, чтобы запоминалась детьми надолго, поэтому важно тщательно подбирать интересные игры, развлечения, конкурсы и часто менять их. А самая главная фишка мини-клуба – массовые развлекательные танцы-повторялочки, т.е детские анимационные танцы. Необходимо продумывать альтернативные мероприятия на случай плохой погоды или каких-либо других непредвиденных обстоятельств. Программы для детей должны быть дифференцированы по возрастам (от 3 до 6 лет, от 6 до 9 и от 9 до 12 лет) и составлены с учетом особенностей данного возраста.
Предлагается краткая характеристика возрастных особенностей:
- Дети младшего возраста любознательны, подвижны, активны, но быстро утомляются, поэтому необходима быстрая смена деятельности. У детей этого возраста велик авторитет старших, они пытаются во всем подражать им, с удовольствием играют, танцуют. Однако надо помнить, что за ними надо следить очень внимательно, поскольку они быстро устают. Они мало что знают и умеют.
- Дети среднего возраста отличаются повышенной возбудимостью, эмоциональностью и даже конфликтностью. Они легко увлекаются игрой, соревнованием, творческим делом. Однако важно удержать этот интерес яркими мероприятиями, интересными делами.
Для анимационных танцев возраст детей неограничен. Движения анимационных танцев для всех доступные, позитивные и интересные, т.е всех объединяет. После детской дискотеки Мини-клуб дети уходят все довольные, с хорошим позитивным настроением.
Чтобы детям было интереснее и веселее, ведущие могут переодеваться в костюмы клоунов, пиратов, индейцев и т. п. Аниматоры мини-клуба занимаются также подготовкой и проведением детских шоу. Репетиции начинаются за неделю. Главное - задействовать всех желающих, но навязывать детям что-то, если они этого не хотят, нельзя. Многие дети занимаются в танцевальных, спортивных, музыкальных кружках по месту жительства и имеют готовые номера. Это облегчает работу аниматоров. Тем детям, у которых нет специальной подготовки, предлагаются танцы с легкими движениями. Дети охотно исполняют песни под фонограмму, пародируя знаменитых певцов. В конце шоу на сцену приглашают всех детей, они исполняют клубный танец.
Подготовка к заключительному анимационному мероприятию требует много времени, сил, энергии, но зато и отдача от него большая, поскольку родители с огромным удовольствием наблюдают за выступлениями своих чад, повзрослевших, загоревших, научившихся играть на сцене, танцевать или освоивших какие-либо другие умения и навыки. Родители всегда будут довольны проведенным отдыхом, если он понравился ребенку.
Поскольку большое значение в анимационных программах для детей имеют тематические дни и подготовка к ним, остановимся подробнее на одном из них.
Технология создания и реализации анимационных программ
Под технологией создания и реализации анимационных программ понимается комплекс приемов труда аниматора, организация этого труда, использование специальных технических средств (объектов, сооружений, инструментов и приспособлений). Это сложный и многоплановый процесс, поскольку решает следующие задачи: создание анимационных программ, экономический просчет стоимости каждой программы, их реализацию и, наконец, творческое воплощение запрограммированных анимационных мероприятий с последующим анализом. Данный технологический процесс представляет собой целостную систему, в которой взаимодействуют все компоненты.
Технология создания и реализации анимационных программ как система состоит из нескольких взаимосвязанных подсистем:
- организационная - организация совместной деятельности анимационной команды, экономического, технического, рекламного отделов;
- инструкторско-методическая - создание и разработка сценариев мероприятий, текстов экскурсий, подбор спортивных игр и соревнований, составление маршрутов походов с последующей разработкой методических рекомендаций на основе обобщения опыта;
- режиссерская - распределение ролей, составление плана репетиций, постановка спектакля, шоу;
- техническая - подготовка технических средств (объектов, сооружений, инструментов и т. д.), площадки (сцены) для анимационных мероприятий, реквизита, декораций, освещения, музыкального сопровождения и пр.
Все подсистемы составляют систему технологии, которая служит основанием функционирования анимационной службы. Анимационная деятельность - это реальный и совершенно особый мир с присущими только ему правилами действия, которые совершают профессионалы, чтобы включить в процесс их совершения как можно больше людей. Здесь существуют свои специфические закономерности функционирования анимационной деятельности.
В данный момент старший педагог дополнительного образования является методистом-аниматором (хореограф), который занимается постановкой танцев, подготовкой сценариев и шоу, разработкой костюмов и проведением репетиций и организатором-аниматором, который обеспечивает организацию процесса анимационной деятельности всем необходимым.
Помимо старшего педагога дополнительного образования, который непосредственно являются частью команды animation, делать более яркими и красочными представления, помогает и художник, который оформляет декорации к представлениям, рисует к ним анонсы, афиши и другие материалы, и портной, который шьет и отвечает за вечерние костюмы аниматоров.
Предполагаемый результат:
- знакомство с новой современной педагогической технологией;
- повышение познавательной активности подростков;
- развитие актерского мастерства и сценической речи;
- самореализация и самораскрытие личности подростков через анимационные танцы;
- развитие организаторских и творческих способностей у подростков.