В сегодняшних обстоятельствах активного формирования общества вопрос эмоциональной адаптации не прекращает актуализироваться. Слово «адаптация» происходит с латинского пригодный, удобный», «приспособление». Представление адаптации (приспособления) представляет немаловажную значимость в различных отраслях сегодняшней науки и, конечно, же в психологии. Различают два вида адаптации: биофизиологическую и социально-психологическую. Cоциально-психологическая предполагает из себя процесс усвоения людьми конкретного социально-психологического статуса, освоение этими либо другими социально-психологическими ролевыми функциями. В процессе социально-психологической адаптации индивидуум стремится непосредственно достичь согласия между внутренними и наружными критериями существования и работы. [2, с. 245].
Французский физиолог К. Бернар выдвинул догадку о том, что любое живое тело существует из-за способности регулярно сохранять благоприятные для личного существования параметры внутренней среды организма. Бернар первый выразил мысль о том, что стабильность внутренней среды – необходимое условие каждой жизни. В последующем североамериканский физиолог У. Кэннон сформировал эту концепцию и именовал данное идеальное состояние гомеостазом [1, с. 97].
Реализация процесса психологической адаптации, согласно словам Ф.Б. Березина, обеспечивается трудной многоуровневой многофункциональной концепцией, в различных степенях которой регулирование исполняется в большей степени психическими (общественно-психическими и непосредственно психологическими) или физиологическими механизмами. В единой концепции психологический адаптации акцентируется 3 ключевых уровня или подсистемы: психофизиологический, непосредственно психологический и социально-психологический [3, с. 183].
Одним из первых идею о изменении организма и среды, как сторонах процесса приспособления, выразил в собственных трудах Ж. Пиаже. Под ассимиляцией подразумевается комплекс умственных действий индивидуума, нацеленных в введение условий находящейся вокруг сферы в ранее сформировавшиеся у него когнитивные структуры: «...психическая ассимиляция есть включение объектов в схемы поведения, которые сами представляются не чем иным, как перечнем операций, владеющих возможностью стремительно воссоздаваться» Профессор тщательно представил два ключевых механизма, содействующих адаптации человека к обстоятельствам находящейся вокруг среды: ассимиляцию и аккомодацию.
Большинство ученых, исследуя этот либо другой подход приспособления, связывают в две крупные категории: конкретные (наружные) и индивидуальные (внутренние), которые, в собственную очередность, также разделяются в группы [1, с. 79]. В.Н. Безносиков к объективным критериям, характеризующим адаптированность в две группы: 1) непосредственно индивидуальные, т. е. самомнение субъекта приспособления; 2) индивидуально-конкретные, если адаптант считается предметом оценки его состояний сравнительно объективным (экспертным) способом. К основной категории принадлежат подобные характеристики, равно как: удовлетворение, взаимоотношения, ценностные ориентации, нацеленность, социальные установки и т. д. К второй категории писатель причисляет обширный комплект критериев, основанных в обобщении оценок общественного поведения адаптанта, к примеру: выполнение рабочей выдержки, социальная динамичность, желание к увеличению профессиональной квалификации и т.д. [1, с. 67].
Е. В. Осипчукова акцентирует в адаптации личности студента-первокурсника и соответственно учебной категории, в какую он вступает, к новой для него социокультурной среде университета следующие стадии:
1. начальная ступень, если человек либо категория понимают, равно как они обязаны вести себя в новой для их общественной сфере, однако ещё никак не склонны принять и осуществить концепцию ценностей новой среды университета и стараются соблюдать прежней системы ценностей;
2. стадия терпимости, если личность, категория и новая среда выражают обоюдную толерантность к концепциям ценностей и стандартам поведения друг друга;
3. аккомодация, т.е. признание и установление индивидумом главных компонентов концепции ценностей новой среды при одновременном признании определенных ценностей индивидуума, группы новой социокультурной средой;
4. ассимиляция, т.е. абсолютное единство концепций ценностей индивидуума, категории и окружения.
В следствии реализации индивидуального адаптационного потенциала в ходе приспособления достигается конкретное положение персоны – адаптированность, равно как итог, результат хода приспособления.
Обеспечение успешной адаптации студентов первого курса к новой воспитательно-образовательной сфере явилось этой целью, что обозначила сущность определенных педагогических проблем. Деятельность в данном направлении дала возможность отметить концепцию поочередных и взаимозависимых шагов:
• изучение индивидуальных отличительных черт первокурсников;
• выявление проблем адаптационного этапа и отличительных черт «вхождения» обучающихся в студенческую жизнь;
• анализ и обобщение полученных данных;
• подготовка в базе данных исследований направлений для кураторов и педагогов, работающих с студентами первых курсов, направленных в оптимизацию адаптационного периода;
• проведение круглого стола с участием проректора по соц и внеучебной работы, заместитель, деканов по воспитательной работе, экспертов управления координационно-воспитательской работы по вопросу адаптации первокурсников;
• включение в учебное расписание учащихся первого курса кураторского часа, в рамках которого ведутся разномасштабные события согласно разным предметным программам;
• разработка и непрерывное усовершенствование предметных образовательных проектов для студентов первых курсов;
• организация и осуществление цикла практических уроков с студенческими активами и старостами первых курсов, нацеленных в увеличение уровня осознания проблем адаптационного периода, осваивание методов их преодоления и формирование способностей конструктивного общения;
• разработка цикла фактических уроков с целью студенческих групп первого курса, которые в последующем станут рекомендованы для выполнения в рамках кураторского часа;
• апробация сведений уроков экспертами УОВР в реальных учебных группах первокурсников и введение необходимых корректив;
• организация и осуществление Школы кураторов и юных педагогов, работающих со студентами первых курсов, направленной в повышение у преподавателей степени психолого-преподавательской грамотности;
• организация и осуществление методичных семинаров с кураторами первых курсов согласно освоению ими технологии выполнения практических уроков в студенческих группах в рамках кураторского часа;
• социально-психическое и учено-методичное сопровождение деятельности кураторов в ходе изучения ими предложенной технологии выполнения массовых занятий с первокурсниками;
• индивидуальное и массовое консультирование учащихся вузов и педагогов;
• совместное подведение итогов, анализ результатов проделанной работы и составление плана работы в будущее. [4].
Результаты теста “психических состояний Айзенка” студентов СВФУ ФТИ гр.ФП-15
Тест самооценки психических состояний Айзенка |
||||||||
Ф.И.О |
I курс |
II курс |
||||||
Порядковые номера результатов |
1 |
2 |
3 |
4 |
1 |
2 |
3 |
4 |
1 |
11 |
8 |
11 |
12 |
10 |
8 |
10 |
13 |
2 |
7 |
8 |
13 |
12 |
9 |
6 |
6 |
8 |
3 |
10 |
8 |
14 |
14 |
13 |
7 |
13 |
12 |
4 |
9 |
9 |
8 |
11 |
9 |
7 |
6 |
11 |
5 |
12 |
8 |
4 |
11 |
9 |
11 |
9 |
10 |
6 |
8 |
10 |
4 |
14 |
12 |
9 |
8 |
9 |
7
|
16 |
13 |
9 |
14 |
12 |
12 |
7 |
13 |
8
|
13 |
11 |
12 |
13 |
14
|
9
|
16 |
17 |
С учетом проведенного теста можно прийти к следующим выводам:
1) У большинства тестируемых повысился уровень тревожности ко второму курсу чем в первом, это может говорит о том что в процессе адаптации первокурсники стали более серьезно относиться к учебе так как прочувствовали требования и сложности университетской программы обучения.
2) Показатели фрустрации понизились к второму курсу чем в первом, можно прийти к выводу что студенты вполне адаптировались к студенческой жизни, так как уже чего-то нового будет поменьше чем в первом курсе, препятствия от воображаемых страхов уменьшилось, у студентов уже нет таких вопросов как:
Что меня там ждет? как я там буду? что буду делать? какие знакомства меня ждут? и т.д.
3) У большинства студентов так же понизился уровень агрессивности, это может говорить о том что процесс социализации прошел успешно, студенты уже привыкли к окружающим людям и к среде обитания, сдружились, познакомились по ближе не испытывают тревожных чувств по отношению к окружающим в университетской жизни.
4) Показатели ригидности уменьшились у большинства студентов, можно прийти к выводу что тестируемые стали более гибкими по отношению к учебе и университетской жизни.
Проведенный анализ демонстрирует, то что представление приспособления способно исполнить важную значимость в психическом познании, в случае если трактуется не тесно (равно как адаптацию к среде), а широко, равно как целостность взаимовлияющих обратно нацеленных процессов уравновешивания субъекта с окружением. Этим наиболее облегчается представление человеческой деятельности – никак не исключая её высших творческих взлетов – равно как определенного фрагмента, звена бытия, при этом такого звена, которое, при всей собственной специфичности, покоряется единым основам детерминизма.