Полный текст статьи
Печать

Внеклассная деятельность  в последние годы по праву стало одним из приоритетных направлений воспитательной работы образования. Социальный заказ государства на воспитание  творческого  человека – нашел отражение  в Концепции модернизации российского образования на предстоящее десятилетие.

В философии личность рассматривается как устойчивая система социально-значимых черт. Быть личностью означает быть субъектом деятельности самосознания. Личность – это человек, сознательно создающий себя [Ф.Д. Товарищева. Формирование профессиональной направленности сельских старшеклассников в условиях профильного обучения. Дисс. на соискание ученой степени к.п.н. Якутск 2000. С. 12].

            В теории развития высших психических функций Л.С. Выгодского подчеркивается  социальная сущность человека  и опосредованный характер его деятельности.  В ходе  развития происходят  изменения и самих интеллектуальных процессов. Они качественно изменяются.

Рассматривая  влияние  творческой  среды, важно отметить, что она оказывает основательное воздействие на развитие личности. Развитие в нашем исследовании, представлено посредством творческой среды.

Творческая среда представлена в нашей работе техническими образованиями, представленными кружками радиотехники, робототехники, программирования, технического моделирования, военно-командными играми, представленными страйкболом, пейнтболом и лазертагом, а так же творческо-тематические мероприятия, представленные событием под названием YKT GEEK FEST, он же фестиваль гиков. (Гик – человек, увлечённый популярной культурой, член фэндома, т.е. приверженец субкультуры).

Теоретическое осмысление влияния творческой среды на личности(Л.С.Выгодский, В.В. Давыдов,  И.С. Якиманская  и др.) раскрывает, что в целом «воспитание» рассматривается как деятельность по развитию творческого потенциала личности.  Творческая среда,  по нашему мнению,  – это совокупность условий окружения, предполагающие культурное влияние на личность.

 Рассматривая понятие «воспитательная деятельность», следует отметить, что человек своей многогранной жизни осуществляет разные конкретные виды деятельности, которые различаются между собой, прежде всего, своим  предметным содержанием [Российская педагогическая энциклопедия/ Гл. ред. Давыдов В.В.- М.: Наука, из. «БСЭ», Т.1, 1993]. Эта деятельность включает как целенаправленное воздействие на ученика с учетом особенностей окружающей его среды, так и активное воздействие на саму среду. Воспитание раскрывается как  процесс самоорганизации личности средствами внутренних ресурсов, требующих определенной внешней инициации.

Исходя из вышеизложенного, следует отметить, что воспитательная деятельность – это целенаправленный процесс образовательного учреждения. Это создание условий для целенаправленного развития личности и удовлетворения ими ряда потребностей, которые могут быть реализованы в процессе воспитания.

А теперь рассмотрим  понятие «деятельность». По мнению С.Л. Рубинштейна, деятельность – это усвоение содержания исторического опыта  осуществляется не путем передачи информации о нем субъекту, а в процессе  его собственной активности, направленной на предметы и явления окружающего мира.   Итак, рассматривая  влияние творческой среды на развитие личности школьника как деятельность ученика в  воспитательном процессе, следует отметить, что оно осуществляется в современных творческих условиях.  

Творческая  деятельность – это процесс, опережающий разработки целенаправленной воспитательной практики в различных условиях. Творческая среда рассматривается нами как средство развития личности. В процессе творчества учащиеся овладевают  умениями:

- выделять проблемы и ставить задачи;

- планировать содержательной деятельности;

- усвоению необходимого знания;

- обучаются применению знаний из разных областей наук;

- выбирают подходящие технологии изготовления продукта.

Таким образом, творческая среда как предмет педагогически ориентированной социальной реальности, развивает личность школьника.

В ходе исследования нами разработаны модель и кейс по проблеме  данного исследования.

В кейсе  нами была сделана попытка разработать педагогические ситуации, которые сопровождаются вариантами решения, опираясь на теоретические знания и жизненный опыт.           

Итак, в определённых случаях можно столкнуться с некоторыми проблемами, которые помешают выполнению роли творческой среды в развитии учащегося. Есть риск столкнуться с предвзятым отношением и подобными проблемами, которые будут описаны ниже.

Некоторое количество людей предвзято относятся к субъектам творческой среды, что в некоторых случаях создаёт иллюзию, что субъекты творческой среды мешают учёбе, а, следовательно, и основной деятельности ученика.

Иногда учащегося принуждают к посещению некоторых кружков/секций/мероприятий/и т.п. не уделяя должного внимания желанию самого учащегося, что негативно сказывается на общем формировании личности и появлению некоторых негативных аспектов в частности.

Некоторым индивидуумам для полного раскрытия личности не хватает разнообразия в повседневной деятельности. Это порождает усталость, и эта усталость имеет скорее психологический подтекст, нежели физический.

Задача для решения первой проблемы состоит в том, что бы развеять предрассудки, касающиеся субъектов творческой среды. Мы  видим следующие пути решения данной проблемы: тематическая пропаганда, направленная на реабилитацию субъектов творческой среды в глазах родителей учащихся, тематическая пропаганда, направленная на реабилитацию субъектов творческой среды в глазах самих учащихся и тематическая пропаганда, направленная на реабилитацию субъектов творческой среды в глазах педагогического состава.

Вторая задача состоит в том, что бы показать  учащемуся и его родителям значимость творческой среды и её позитивное влияние лишь в том случае, когда самому учащемуся интересна занятость такого рода: попытаться помочь выбрать учащемуся ту творческую среду, которая ему действительно интересна; вести пропаганду среди родительского и учительского состава, которая убедит их в необходимости предоставления учащемуся право выбора.

 Задача для решения третьей проблемы состоит в том, что бы вызвать интерес к субъектам творческой среды у тех учащихся, которые зациклились на единственном предмете деятельности, для этого можно организовать классные часы, посвященные вышеописанной теме и вести просветительскую деятельность в рядах ученического состава.

            Итак, теперь следует рассмотреть, что же дают учащемуся вышеперечисленные формирования творческой среды. Кружки радиотехники, робототехники, программирования и технического моделирования развивают в ребёнке лучшие качества, связанные с техническими навыками. Начальные познания в технической сфере со временем углубляются и создают у учащегося интерес, который, возможно, определи всю его дальнейшую судьбу. Это важно не только в локальном становлении полноценной личности, но и масштабе развития каждого индивида.

            Такие игры как лазертаг, пейнтбол и страйкбол развивают не только реакцию, но и множество других качеств: стратегические навыки, скорость принятия решений, логику и умение мыслить нестандартно. И хоть эти игры не дают столько полезных практических навыков и умений, как вышеупомянутые технические кружки, с другой стороны они занимают меньше времени у учащегося. Тем не менее, они играют положительную роль в процессе развития личности. Все навыки, которые человек приобретает в ходе занятий такого рода, могут пригодиться ему в самых неожиданных местах и ситуациях.

            Творческо-тематические мероприятия на примере проводящегося в Якутске события YKT GEEK FEST тоже положительно влияют на личность учащегося, но в случае с этим и с другими похожими мероприятиями, происходит не только культурное развитие, но и осуществляется социальная адаптация, благодаря большому количеству людей с похожими или одинаковыми интересами.

            Так же, кружки, военно-командные игры и творческо-тематические мероприятия дают учащемуся конкретный объект заинтересованности, которому тот будет посвящать часть своего свободного времени. Это, в свою очередь, значительно уменьшает шанс того, что это время будет потрачено на вредные, как для самого ученика, так и для окружающих людей, занятья.

            Подводя итоги можно с уверенностью заявить, что все вышеперечисленные кружки, игры и мероприятия благотворно влияют на становление личности учащегося, его развитие, культурные и социальные качества. Не стоит недооценивать роль такого вида деятельности, которая может радикально повлиять на личность.

Структура модели по проблеме исследования состоит и трех этапов: подготовительный, основной и заключительный.  В подготовительном этапе показано, что было нами изучено, литература какого рода была рассмотрена, каким темам было уделено значительное внимание и какие понятия рассматриваются в работе. В основном этапе были рассмотрены конкретные авторы (Л.С.Выгодский, В.В. Давыдов,  И.С. Якиманская), были проанализированы и осмыслены их теории в контексте работы. В третьем этапе были рассмотрены критерии, показатели и уровни научной работы. В целом, модель создана для того, что бы помочь в исследовании, систематизировать план работы и обратить внимание на то, что нуждается в исследовании в большей степени. Модель работы в данном случае является планом, которому необходимо следовать для реализации целей, которые преследует научная работа.

Вывод. Творческая среда играет важную роль в развитии учащегося и становлении личности. Технические образования, представленные вышеперечисленными кружками, военно-командные игры, представленные страйкболом, пейнтболом и лазертагом, а так же творческо-тематическое мероприятие YKT GEEK FEST могут кардинально сменить жизненный путь учащегося в лучшую сторону. Качества, которые развивает вышеизложенная творческая среда, нужны, а иногда и необходимы для конкретных учащихся. 

Модель научной работы

 Этап №1 Подготовительный.

 

Этап 2. Основной  

 Этап №3. Заключительный.