Полный текст статьи
Печать

В настоящее время отмечается тенденция роста потребностей россиян в услугах и увеличение рынка сервисного обслуживания. Это объясняет необходимость подготовки высо­коквалифицированных специалистов для сферы сервиса. Основная функция сервиса – доведение до потребителя материальных и нема­териальных благ в соответствии с запросами клиентов путем удовлетворения соответствующих потребностей; обслужива­ние процесса потребления; создание условий для быта, отдыха и досуга, спо­собствующих увеличению свободного времени и рациональному его использо­ванию. В этом заключается личностная значимость сервиса: он непосредствен­но формирует условия, образ и уровень жизни населения, то есть реализует социальную константу экономики, особенно в условиях рынка [3].

В США и большинстве стран ЕС рынок услуг возник еще в 70-е годы ХХ века и на сегодняшний день явля­ется достаточно насыщенным квалифицированными специалистами, так как образование в области сервиса развивается уже не одно десятилетие. Сегодня в странах Западной Европы на сферу услуг приходится 66% от общего числа за­нятых, в США 79% всех рабочих мест и 74% ВВП. Постоянно возникают новые виды услуг, призванные удовлетворять изменяю­щиеся потребности населения. Российский рынок труда еще недостаточно насыщен квалифицированными специалистами сервиса, способными удовлетворять и формировать потреби­тельский спрос на услуги, соответствующие потребностям человека и общества.

Если за рубежом практика подготовки специалистов в области сервиса осу­ществляется в течение многих лет, то в России на протяжении десятилетий лишь несколько учебных заведений выпускали специалистов сферы услуг. Сегодня эта область стремительно осваивается: растёт количество вузов, осуществляющих подготовку по сервисным профилям, вместе с тем совершенствуются методология подготовки специалистов. В диссертационных исследованиях подчеркивается значимость общественных и гуманитарных дисциплин в учебных планах подготовки бакалавров сервиса. Особое внимание уделяется специалистам в сфере технического обслуживания. В обоих случаях исследователи обращают внимание на необходимость практической ориентации образовательного процесса, приближении его результатов к реальным требованиям работодателей, отечественным и зарубежным профессиональным стандартам в области сервиса. ФГОС ВО 3+ также выдвигает новые требования к освоению образовательных программ, связанные с переходом от стандарта содержания к стандарту результатов. Продуктом деятельности выпускающих кафедр вузов являются основные образовательные программы (ООП), освоение которых подготавливает выпускников к будущей профессиональной практике. Согласно ФГОС ВО 3+ основными результатами освоения ООП являются компетентностные результаты, соответствующие перечню общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций по направлению 43.03.01 «Сервис». Знания и умения в этом случае являются ресурсными образовательными результатами по отношению к компетентностным. При реализации ООП принципиально важны два аспекта: формулировка результатов по дисциплинам и обеспечение их формирования в образовательном процессе.

Реализации компетентностного подхода при подготовке бакалавров сервиса на факультете экономики, управления и сервиса Самарского государственного социально-педагогического университета осуществляется следующим образом:

1)    в аннотациях ООП представлены образовательные результаты направления подготовки;

2)     руководитель ООП отслеживает преемственность результатов по дисциплинам, отраженную в межпредметных связях, требованиях к «входам» и «выходам» курса и соответствие результатов компетенциям стандарта по направлению подготовки 43.03.01 «Сервис»;

3)    инструментом оценки сформированных результатов  в том числе компетентностных являются балльно-рейтинговые карты дисциплин.

Согласно стандарту область профессиональной деятельности бакалавров  сервиса (направление подготовки 43.03.01 «Сервис») включает потребителей (индивидуальных или корпоративных клиентов), их потребности; процессы сервиса; методы диагностики, моделирования и разработки материальных и нематериальных объектов сервиса; материальные и нематериальные системы процессов сервиса, информационные системы и технологии.

Бакалавр готовится к сервисной, производственно-технологической, организационно-управленческой и научно-исследовательской деятельности [7].

Несмотря на то, что компетентностный подход является приоритетным в современном образовании, эффективность его применения зависит от нескольких составляющих. Первое условие – это интерпретация самих компетенций. В противоположность традиционной триаде знаний, умений и навыков компетенции подразумевают готовность и способность применять знания в различных практических ситуациях. Знания и умения сохраняются, но в современных условиях являются ресурсами для формирования компетенций.

Общекультурные компетенции – способность и готовность субъекта организовывать внутренние и внешние ресурсы в соответствии с поставленной целью. Общекультурные компетенции (ОК) помогают для осуществления профессиональной деятельности в постоянно изменяющихся условиях, так как включают способность работать с информацией, поддерживать эффективную коммуникацию и т.д. Общепрофессиональные компетенции (ОПК) подразумевают способность субъекта к решению стандартных задач профессиональной деятельности, организации процесса сервиса.

Профессиональные компетенции (ПК) формируются при изучении дисциплин профессионального цикла и соответствуют видам профессиональной деятельности, на которые ориентирована программа бакалавриата. Формирование профессиональных компетенций предполагает освоение студентов конкретных компетентностных результатов – технологий профессиональной деятельности.

Второе принципиальное условие для эффективного перехода на стандарты результатов – это создание фонда оценочных средств. Задания по дисциплинам должны оценивать не знания или умения, а именно результаты формирования компетенций. Учитывая, что формирование компетенций происходит в нескольких дисциплинах, целесообразно представить каждую из компетенций в виде совокупности субкомпетенций (таблица 1).

Таблица 1

Бланк оценки профессиональных компетенций

ПК

Элементы ПК

Показатели оценки

Предмет оценивания

Процедура оценивания

 

 

 

 

 

 

Элементами ПК являются субкомптенции, показателями оценки – критерии, характеристика результата, которая свидетельствует о его качестве, предметом оценивания может быть продукт или процесс, а процедура оценивания осуществляться по эталону или в форме экспертного заключения. При этом к результату как цели образовательного процесса правомерно предъявляются требования конкретности, достижимости и измеримости.

Третьим существенным моментом в формировании ОК, ОПК и ПК является ознакомление студентов с результатами и требованиями, которые предъявляются к их оцениванию. Студенты должны четко представлять, как будет осуществляться их оценивание и что является конечным результатом освоения той или иной дисциплины. Существенную помощь в этом может оказать внедрение балльно-рейтинговой системы оценки и разработка балльно-рейтинговых карт по дисциплинам. Балльно-рейтинговые карты имеют модульную структуру. Модуль формирует законченные образовательные результаты.

При проектировании балльно-рейтинговых карт в рамках программ бакалавриата необходимо иметь в виду, что основными целями балльно-рейтинговой системы оценки образовательных результатов в рамках программ бакалавриата студентов является:

  • обеспечение четкого понимания студентами, что они должны освоить и каким образом эти результаты будут проверяться;
  • обеспечение осознанности обучения в течение всего срока обучения;
  • обеспечение восприятия студентами оценивания их образовательных результатов как объективных.

При разработке основной образовательной программы академического бакалавриата по направлению 43.03.01 «Сервис» на кафедре управления и сервисных технологий Самарского государственного социально-педагогического университета учтены организационно-управленческая, научно-исследовательская и сервисная виды деятельности и соответствующие им профессиональные компетенции. Для большинства профессиональных компетенций стандарта сформулированы компетентностные результаты, включенные в программу государственного экзамена [2, 5]. При формулировании результатов учитывалось, указывает ли компетенция на деятельность выпускника в рамках выполнения профессиональной функции. Если формулировка компетенции указывает на два или более вида деятельности, то формулируется несколько компетентностных образовательных результатов. Основной задачей становится сформулировать результаты, соответствующие компетенциям стандарта и позволяющие проверить понимание профессиональной деятельности выпускниками вуза [1, 4].

В стандарте отмечено, что конкретные виды профессиональной деятельности, к которым готовится бакалавр, определяются высшим учебным заведением совместно с обучающимися, научно-педагогическими работниками и объединениями работодателей. Это дает право расширить список профессиональных компетенций специальными компетенциями (СК).

Компетентностные результаты профессиональных и специальных компетенций для бакалавра сервиса (профиль «Информационный сервис») и соответствующие им результаты, проверяемые на итоговой государственной аттестации, приведены в таблице 2.

Таблица 2.

Компетентностные результаты, проверяемые на ИГА по направлению 43.03.01 «Сервис»

Компетенция

Результаты, проверяемые на ИГА

ПК-1 Готовность к организации контактной зоны предприятия сервиса

 

  • проектирует контактную зону на предприятиях сервиса;
  • проектирует эффективную коммуникацию с клиентом;

 

ПК-2 Готовность к планированию производственно-хозяйственной деятельности предприятия сервиса в зависимости от изменения конъюнктуры рынка и спроса потребителей, в том числе с учетом социальной политики государства

 

  • разрабатывает производственную стратегию организации сферы услуг на основе продуктово-маркетинговой стратегии и с учетом взаимосвязей с другими функциональными стратегиями;
  • разрабатывает финансовую стратегию предприятия;
  • разрабатывает кадровую стратегию в организации сфер услуг;
  • планирует  набор и отбор персонала в организации сферы услуг;
  • планирует обучение персонала в организации сферы услуг;
  • планирует процесс оценки персонала в организации сферы услуг;
  • проектирует изменения корпоративной культуры организации сферы услуг;
  • разрабатывает компенсационный пакет в организации сферы услуг;
  • обосновывает подбор оборудования и технических средств для реализации процесса сервиса;
  • разрабатывает проект логистической системы организации сферы услуг;
  • разрабатывает техническое задание на проектирование технологических процессов сервиса;
  • разрабатывает систему менеджмента качества в организации на основе требований международных стандартов;
  • формирует ассортимент продуктов организации сферы услуг;

ПК-4 Готовность к участию в проведении исследований социально-психологических особенностей потребителя с учетом национально-региональных и демографических факторов

  • разрабатывает программу маркетингового исследования в организации сферы услуг;
  • осуществляет сегментирование рынка организации сферы услуг;
  • разрабатывает план проведения рекламной кампании в организации (сфер производства товаров, услуг, торговли), в том числе малого бизнеса;

 

ПК-5 Готовность к выполнению инновационных проектов в сфере сервиса

  • разрабатывает управленческий проект в организации сферы услуг;
  • разрабатывает инновационный проект в управлении предприятием сервиса;

ПК-8 Способность к диверсификации сервисной деятельности в соответствии с этнокультурными, историческими и религиозными традициями

  • проектирует сервисную деятельность в соответствии с этнокультурными, религиозными и историческими особенностями;

 

ПК-9 Способность выделять и учитывать основные психологические особенности потребителя в процессе сервисной деятельности

  • планирует процесс экспресс-оценки коммуникативных свойств клиента;
  • планирует оценку потребностно-мотивационных характеристик клиента, необходимых для проектирования процессов сервиса;

 

ПК-10 Готовность к проведению экспертизы и (или) диагностики объектов сервиса

  • проектирует экспертизу объектов сервиса;

ПК-11 Готовность к работе в контактной зоне с потребителем, консультированию, согласованию вида, формы и объема процесса сервиса

  • разрабатывает программу консультирования потребителя в процессе сервисного взаимодействия;
  • проектирует управление конфликтами в процессе сервисного взаимодействия;

 

ПК-12 Готовность к осуществлению контроля качества процесса сервиса, параметров технологических процессов, используемых ресурсов

  • осуществляет документирование бизнес-процесса;

 

СК-1 Готовность к внедрению информационных технологий в организации сервиса

 

  • разрабатывает техническое задание на разработку сайта организации сервиса;
  • разрабатывает стандарты информационного обслуживания для оператора контакт-центра;
  • проектирует систему информационной поддержи веб-представительств и порталов информационных услуг;
  • формулирует техническое задание на разработку информационной среды организации;
  • разрабатывает систему внедрения и сопровождения веб-представительств и порталов информационных услуг;

СК-2 Готовность к разработке продуктов в сфере информационного сервиса и стратегии их производства и реализации;

 

  • разрабатывает новый продукт предприятия сферы услуг;
  • разрабатывает продуктово-маркетинговую стратегию организации сферы услуг;
  • разрабатывает мини-стратегию организации сферы услуг на основе осуществления первичного стратегического анализа;
  • разрабатывает ценовую политику организации сферы услуг;
  • разрабатывает бизнес-план создания предприятия сферы услуг;
  • разрабатывает бюджет бизнес-проекта предприятия сферы услуг.
  • разрабатывает управленческие решения на основе диагностики рентабельности деятельности предприятия сервиса;
  • разрабатывает управленческие решения на основе диагностики деловой активности предприятия сервиса;
  • разрабатывает управленческие решения на основе анализа ликвидности баланса предприятия сервиса;
  • разрабатывает управленческие решения на основе диагностики финансовой устойчивости предприятия сервиса;
  • разрабатывает управленческие решения по оптимизации налоговой нагрузки предприятия сферы услуг;
  • осуществляет финансовый учет в организации сферы услуг;
  • осуществляет калькуляцию себестоимости продукта предприятия сферы услуг;
  • осуществляет анализ безубыточности.

 

            Каждый из компетентностных результатов закрепляется за дисциплиной учебного плана подготовки бакалавров сервиса. С помощью матрицы компетенций и по согласованию преподавателей определяются промежуточные (ресурсные) результаты, необходимые для формирования компетентностного результата и формирующие их дисциплины.

На следующем этапе формулируются критерии к каждому из компетентностных результатов. Так, например, для результата «разрабатывает стандарты информационного обслуживания для оператора контакт-центра» критерии следующие (таблица 3).

Таблица 3.

Критерии компетентностного образовательного результата «разрабатывает стандарты информационного обслуживания для оператора контакт-центра» 

Компетентностный результат

На государственном экзамене студент:

Разрабатывает стандарты информационного обслуживания для оператора контакт-центра

описывает конкретную ситуацию с указанием:

  • размера и вида(ов) деятельности организации;
  • продуктов организации;
  • основных характеристик услуг контакт-центра;
  • особенностей потребителей (целевые группы)

обосновывает необходимость разработки стандартов информационного обслуживания для операторов контакт-центра

обосновывает, исходя из ситуации:

  • определение процедуры обслуживания; 
  • определение характеристик речи персонала при работе с клиентом, речевых приемов;
  • определение предпочтительных и недопустимых формулировок в информационном обслуживании;
  • установление правил поведения персонала в нестандартной (конфликтной) ситуации;
    • определение форм документирования стандартов информационного обслуживания

дает оценку (прогноз) результативности действий по разработке стандартов информационного обслуживания в приведенной ситуации

 

            Обеспечение преемственности образовательных результатов и формулирование чётких критериев к компетентностным образовательным результатам позволяет проверить сформированность профессиональных и специальных компетенций будущих бакалавров сервиса.