Полный текст статьи
Печать

Проблема сохранения созданных и накопленных веками культурных ценностей и передача их новым поколениям является актуальным и должна решаться через систему этнопедагогического образования.

Этнопедагогика и культура это составляющие единого процесса, взаимодействие которых обеспечивает создание, приумножение, передачу и усвоение знаний и ценностей. Образовательные учреждения — основной институт национальной культуры и способ приобщения к ней, и чем раньше этот процесс начнется, тем эффективнее будет результат.

Цель профессионального образования - подготовка поколения людей с новым менталитетом - людей одухотворенных, профессионально подготовленных, конкурентоспособных специалистов в условиях рынка, освоивших национальную культуру, культуру народов вместе и рядом живущих.

В Якутском технологическом техникуме сервиса при переходе обучения на ФГОС 3 поколения произошло нивелирование регионального компонента в учебных планах, но вариативная часть (около 30%) дает возможность расширения и углубления подготовки, определяемой содержанием обязательной части, получения дополнительных компетенций, умений и знаний, необходимы для обеспечения конкурентоспособности выпускника в соответствии с запросами регионального рынка труда и возможностями продолжения образования.

Учитывая возросший интерес к национальной одежде, открытие мастерских в городах и улусах республики по пошиву национальной одежды, изготовлению сувенирных продукций было принято решение о введении в учебный план специальности «Конструирование, моделирование и технология швейных изделий» в общепрофессиональный цикл дисциплину «Технология национального  шитья» и в профессиональный модуль «Конструирование швейных изделий» междисциплинарный курс «Разработка национальных изделий». Знания, умения и навыки студенты получают не только на занятиях, но и в процессе творческой и исследовательской работы в научно-студенческом обществе.

Выбор или разработка технологии преподавания конкретного курса осуществляется преподавателем на основе его личных педагогических убеждений и составляет его индивидуальный стиль педагогической деятельности. Мною разработаны лекции, например, на темы: «Орнамент - как основной элемент национального шитья», «Комплект конского убранства - основной источник декоративно-прикладного искусства», «Традиционные виды якутского национального шитья» и.т.д.

Для сохранения и возрождения технологии национального вышивания и шитья, приобщения будущих специалистов швейного производства к творческой деятельности народных мастериц одним из направлений работы студенческого научного общества была выбрана тема - «Галерея творческого портрета народных мастериц по национальному шитью Республики Саха (Якутия)». Изучены и обобщены творческая деятельность народных мастеров в более чем 10 докладах, что, несомненно, повысило их профессиональную компетентность. Такая работа позволяет студентам раскрыть свой творческий потенциал, развивает в них самостоятельность, стремление к совершенствованию, повышает готовность к постоянному профессиональному росту, прививает навыки и умения. Результаты имеются как на российском, так и на республиканском уровнях: доклады студентов в НПК «Шаг в будущее» в Москве, «Интеллектуальное Возрождение» в С-Петербурге, «Шаг в будущую профессию» в Якутске отмечены дипломами лауреата, 1,2 и 3 степеней.

Как известно, знания, полученные только в теории, вызывают затруднения при применении их на практике, при выполнении конкретных изделий. Поэтому овладение профессиональными знаниями, умениями и практическим опытом требует организации непосредственной деятельности самих обучающихся.

В целях передачи и сохранения народных традиций для студентов техникума была открыта творческая лаборатория, проведены внеклассные мероприятия и мастер-классы с участием народных мастериц PC (Я) по темам: «Возрождая традиции предков...», «Технология лоскутного шитья «Кыбытыы» канта», «Якутское национальное вышивание» и.т.д.

Например, на организованной встрече с членами общества «Камелёк» г. Якутска, (руководитель Александрова М.К.), народные мастерицы поделились своим опытом по национальному шитью и конскому волосу со студентами, организовали выставку прикладного, декоративного творчества. Также мастер-класс по национальной ручной вышивке провели народный мастер PC (Я) Шишигина Т.Н и мастер народных художественных промыслов PC (Я) Козлова Д.С.

Постоянным является посещение студентами выставки народного творчества в галерее «Симэх». Интересны рассказы о каждой выставочной работе народного мастера PC (Я) по лоскутному шитью Гуляевой О.И. Они имеют огромное значение для подготовки будущих кадров в области народного искусства и художественных промыслов.

В техникуме имеется успешный опыт участия студентов на выставках декоративно-прикладного искусства не только республиканского уровня, но и российского, и международного. Например, студенты в 2016 году отмечены сертификатом и грамотой международного фестиваля в Будапеште, коллективная работа студентов «Якутские орнаменты», вошла в каталог лучших работ фестиваля лоскутного шитья «Нетрадиционные ткани» г. Гатчина Ленинградской области. В Улан-Удэ отмечены дипломом выставки «Мастера Сибири». Они являются постоянными участниками республиканских выставок «Лоскутная мозаика Якутии», «Якутия мастеровая» и.т. д.

Мониторинг по трудоустройству показывает, что 30% выпускников швейного производства создают свои индивидуальные предприятия. Большую часть индивидуальных заказов составляет пошив национальной одежды к национальному празднику-ысыах, к юбилею, танцевальные костюмы, сувенирная продукция. Кроме того, изделия прикладного творчества изготавливаются нашими выпускниками на дому.

Таким образом, с введением в образовательный процесс этнопедагогических подходов, использование забытых, редко применяемых элементов национального творчества, повысилась конкурентоспособность выпускника в условиях рынка труда. Этнопедагогические образовательные программы, построенные на новых стандартах, способствуют возрождению национальных традиций, приобщению молодежи с малых лет к истокам народной культуры, будут способствовать духовному и нравственному оздоровлению подрастающего поколения и в целом современного общества.