Модернизация системы среднего профессионального образования (СПО), реализация новых федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) предъявляет все новые требования к методам и технологиям обучения, которые формируют новую образовательную среду взаимодействия преподавателя и обучающихся во всех видах учебных занятий, и, прежде всего, в лекционной.
Как показывает опыт, традиционное лекционное преподнесение материала посредством монотонного изложения лектором содержания учебных пособий, приводит к утомлению обучающихся и снижается интерес не только к определенной учебной дисциплине, но и ко всему учебному процессу. В то же время, отказ от лекций как формы обучения, приведет к снижению научности образовательного процесса, нарушит требования ФГОС СПО.
В связи с этим возникает необходимость в разработке и использовании в учебном процессе новых форм и методов интерактивного обучения, особенно в совершенствовании, активизации, видоизменении традиционных форм лекций.
Для формирования экологической компетентности на учебных занятиях по экологии нами используются такие интерактивные методы на лекционных занятиях, как дискуссия, эвристическая беседа, мозговой штурм, музейная экскурсия, проблемный метод, использование информационных технологий и т.д., которые дают возможность обучающимся через активную, творческую, плодотворную работу решать экологические проблемы в будущей профессиональной деятельности. Одним из эффективных видов образовательной деятельности являются экологические экскурсии, которые можно рассмотреть как организованное, коллективное посещение различных производственных объектов с целью изучения конкретной экологической темы, систематизации экологического материала. Такие экскурсии способствуют непосредственному осмыслению излагаемого материала, самостоятельному мышлению обучающихся над проблемой экологического содержания, в ознакомлении с методикой исследования объектов и явлений [1].
Проблемное изложение лекции начинается с постановки проблемных вопросов и вовлечением обучающихся в совместный анализ и поиск, порой, нестандартных решений. Основная задача преподавателя состоит не только в передаче информации, но и в привлечении студентов к постановке проблем и способам их разрешения. Это развивает мышление студентов, вызывает их познавательную активность и способствует формированию общих и профессиональных компетенций. Исследуя проблему и разрешая противоречия, обучаемые самостоятельно могут прийти к тем выводам, которые преподаватель должен сообщить в качестве новых знаний. На проблемной лекции студент высказывает свою позицию, с помощью ранее полученных знаний защищает их, задает вопросы и находит ответы, тем самым показывая свою активность, заинтересованность и понимание сущности вопроса. Особенность проблемного изложения материала на лекции состоит в том, что сразу устанавливается обратная связь между обучающимися и преподавателем, что не всегда видно при традиционном изложении материала.
Проведение во время лекций экологических викторин включает использование вопросов, тестов. Например, в конце лекции, группа делится на команды по 3-5 человек, командам предлагается сравнить свои записи и придумать три вопроса, основываясь на материалах прослушанной лекции. Команды зачитывают придуманные ими вопросы, а выбранная ими команда отвечает.
Применение лекций с использованиемИКТ связано с реализацией принципа проблемности, с одной стороны, а с другой - с развитием принципа наглядности. В таких лекциях передача информации сопровождается показом различных рисунков, структурно-логических схем с помощью презентаций или других форм. Такая наглядность компенсирует недостаточную зрелищность, «скучность» подачи лекции. Основной акцент в этой лекции делается на более активном включении в процесс мышления зрительных образов, то есть развития визуального мышления. Опора на визуальное мышление может существенно повысить эффективность предъявления, восприятия, понимания и усвоения информации, ее превращения в теоретические знания [2].
Таким образом, правильно организованная интерактивная лекция с помощью различных методических приемов позволяет студентам усваивать предлагаемый им учебный материал в живой и интересной формах.