Полный текст статьи
Печать

Центр творческого развития детей с ограниченными возможностями «Солнечный мир» работает с марта 2008 года при муниципальном бюджетном образовательном учреждении дополнительного образования «Детский (подростковый) центр» городского округа «город Якутск» целью которого является творческое развитие детей с ограниченными возможностями и их интеграция в общество. Центр посещают 449 детей школьного возраста от 6 до 18 лет, из которых 176 детей – инвалидов и 102 с ограниченными возможностями здоровья. Работа в Центре строится по следующим направлениям: образовательный процесс, социальные проекты, летний оздоровительный лагерь дневного пребывания «Дебют».

Положительный опыт способствовал стать опорным центром по теме «Инклюзивное образование как средство успешной социализации детей с ОВЗ в условиях МБОУ ДО «Детского (подросткового) центра».

В центре работают 8 педагогов дополнительного образования.  4 педагога имеют высшую категорию, 4 педагога высокую категорию. 3 педагога Отличника образования РС(Я). Педагоги прошли курс по специальной программе в Центре лечебной педагогики в г.Москва по теме: «Инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями».

Действуют 7 творческих объединений:

- в творческой студии «Дебют» изучают различные приемы и технологии художественного слова;

- занятия изостудии «Палитра» способствуют развитию моторики рук, координации движений, фантазии, воображения;

- в этностудии «Ай-сулустар» дети изучают якутский фольклор и обычаи, учатся играть на национальных инструментах: хомусе, на шумовых и ударных инструментах;

- студия танца «Ил – Дэгэй» не только дает возможность открыть для них волшебный мир танца, но и улучшить здоровье. Занятия ведутся по трем направлениям: оздоровительное, танцевальное и фитнес-аэробика;

- вокальная студия «Бельканто» развивает творческое воображение, музыкальный слух, чувство ритма, певческий голос, способность   сопереживать;

- керамическая мастерская «Кунчээнэ открылась с целью создания социально – педагогических условий для реабилитации и предпрофессионального обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей через гончарное дело».Занятия в мастерской выполняют терапевтическую функцию, позволяют решать разные проблемы ребенка;

- в творческой мастерской «Уран оhуор» дети овладевают практическими навыками работы с конским волосом, бисером и берестой.

Совместные творческие занятия способствуют формированию у здоровых детей толерантности к физическим и психическим недостаткам больных детей, развивают чувство взаимопомощи и стремление к сотрудничеству, происходит коррекция отношений участников процесса интеграции детей, педагогов и родителей.

В ЦТР «Солнечный мир» провели семинар для педагогов дополнительного образования на тему: «Инклюзивное образование как средство успешной социализации детей с ОВЗ в условиях Детского (подросткового) центра» в рамках Республиканской конференции «Система сетевого взаимодействия и социального партнерства постов ЗОЖ учреждений образований: опыт работы, проблемы и перспективы».

Педагоги «Солнечного мира» являются организаторами и активными участниками мастер классов республиканского и городского уровня.

Наши педагоги в течение года совместно с социально-психологической службой Детского (подросткового) Центра проводят мониторинг личностного развития детей в процессе освоения дополнительной общеобразовательной программы.

Мониторинг диагностической работы ЦТР «Солнечный мир» за 2016-2017 учебный год проведен психологами Центра социально-психологической службы Детского (подросткового) центра

              “Рисунок человека” первичная диагностика (март-апрель 2016 года)

В первой диаграмме показана внутренняя, эмоциональная сфера: в первой шкале чувство подавленности уменьшилась на 7%, внутренне напряжение тоже на 7%, пассивность уменьшилась на 19%, повышенное внимание к себе на 5%, а агрессия и враждебность на 6%.

Методика “Лесенка”- уровень самооценки ребенка за 2016-2017 учебный год 

Методика «Лесенка» - определение уровня самооценки. Первичная диагностика была проведена в III четверти 2015-2016 учебного года, повторная – в I четверти 2016-2017 учебного года. Результаты первичной диагностики:

- у 50% детей низкая самооценка;
- у 29% детей средняя самооценка;
- у 21% детей завышенная самооценка.

  По итогам проведения вторичной диагностики в III четверти 2016-2017 учебного года есть положительный прогресс:

- у 44% детей низкая самооценка;
- у 36% детей средняя самооценка;
- у 20% детей завышенная самооценка.

  Количество детей со средним уровнем самооценки увеличилось на 7 %. Это свидетельствует о том, что больше детей начали оценивать себя и свои возможности достаточно адекватно. Заниженная самооценка отсутствует еще у 6% детей, что является положительным результатом. Это говорит о том, что у 6% детей появился тот вид деятельности, в которой они успешно реализуется. На 1% детей с завышенной самооценкой стало меньше.

«Рисунок семьи»   

Проекционная методика «Рисунок семьи.

  Первичная диагностика была проведена с марта по апрель 2015-2016 учебного года. Вторичная диагностика была проведена с октября по ноябрь 2016-2017 учебного года. Чувство недостатка внимания уменьшилось на 4 %. Чувство незащищенности уменьшилось на 1 %. Неуверенность в себе уменьшилась на 4 %.

“Несуществующее животное” 

Проекционная методика “Несуществующее животное”.

Методика была проведена с марта по апрель 2015-2016 учебного года. Повторно методика была проведена в феврале и в марте 2016-2017 учебного года. После повторного тестирования наблюдается, что занятия творчеством благоприятно повлияли на развитие воображения у 3 % детей. Так же занятия в ЦТР «Солнечный мир» и участие в интересных проектах увеличили креативное мышление у 9 % учащихся. Благодаря индивидуальному подходу к каждому ребенку тенденции к размышлению улучшились у 2 %.

 “Рассказ по картинкам” – выявление школьной тревожности детей  

Методика “Рассказ по картинкам” – выявление школьной тревожности детей. Первичная диагностика была проведена в октябре 2016 учебного года. Школьная тревожность была выявлена у 4 % учащихся. После вторичной диагностики тревожность наблюдается у 3 % учащихся. У 1 % учащихся адаптация в новом коллективе прошла успешно.

Во всех методиках присутствует положительная динамика.

Ежегодно работает оздоровительный лагерь Летняя школа «Дебют», при ЦТР «Солнечный мир» для детей инвалидов. Программа лагеря включает в себя три ведущих социально-педагогических блока: «Здоровье», «Развитие», «Досуг».

В 2010 году создана Республиканская общественная некоммерческая организация по поддержке детей с особенностями развития «Дети Солнечного Мира». 

Цель общественной организации – защита прав и интересов детей – инвалидов и их семей, создание условий для реализации   всестороннего развития и совершенствования индивидуальных способностей детей, содействие становлению творческих инициатив, привлечение пожертвований юридических и физических лиц.

Большое внимание уделяется проектной деятельности, разработке и поддержке социальных проектов, способствующих социализации детей, внедрению в практику инновационных технологий для оказания помощи детям с ограниченными возможностями здоровья и их семьям.

Проект «Вслед за мечтой» - благотворительное мероприятие, которое реализуется на протяжении пяти лет благодаря сотрудничеству и активной поддержке наших социальных партнеров. Совместно со сверстниками и звездами якутской эстрады и цирка 1 июня в День защиты детей, воспитанники «Солнечного мира» демонстрируют таланты со сцены перед большим количеством зрителей, чувствуя себя настоящими артистами, используя те навыки и умения, которые получили на творческих занятиях и совместных репетициях. Проект - обладатель гранта Министерства образования РС(Якутия).

Проект «Творческое объединение «Керамическая мастерская», как средство общения детей с ограниченными возможностями здоровья» выиграл конкурс на грант НКО Благотворительного Фонда «Харысхал», Управления молодежи, семейной политики и физической культуры Окружной администрации г. Якутска в результате чего была открыта керамическая мастерская «Кунчээнэ».

Совместно с УСЗН г. Якутскас 2012 годапроходит фестиваль “Тэрра”, который включает в себя конкурс научно – исследовательских работ в различных областях, творческих проектов и конкурс социальных роликов,направленных на создание безбарьерной среды, освещение позитивной рекламы толерантных отношений к детям – инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья.

Проект “Возьмемся за руки друзья” привлекает детей с ограниченными возможностями здоровья к активному досугу и общению со сверстниками через организацию спортивных игр, соревнований на дворовых, спортивных площадках. В рамках этого проекта проводится Спортивно-развлекательное мероприятие «Спорт для всех», посвященное Международному дню инвалидовв Спортивном комплексе «Дохсун».

Проект«Реабилитационный курс иппотерапии» (лечебная верховая езда для детей с ДЦП)совместно с клубом "Золотая подкова", входит в план мероприятий муниципальной программы «Социальная поддержка и содействие занятости населения города Якутска на 2013-2017 г.г.» по инициативе Управления социальной защиты населения и труда г. Якутска при МТ и СР РС(Я).

Проект «Столярная мастерская как способ реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья» стал победителем городского конкурса грантов «Народный бюджет-2017». Создание столярной мастерской для детей с ограниченными возможностями здоровья» станет необходимой ступенькой для поддержки детей и подростков, имеющих особенности развития.

Большую помощь для успешной реализации проектной деятельности оказывают социальные партнеры.

Для социальной адаптации, оздоровления, развития коммуникативных способностей детей и их семей создан родительский клуб «Доверие», в рамках которого проводятся интересные творческие конкурсы, детские праздники, тренинги личностного роста и семинары.

Родители детей с ОВЗ, получая поддержку в нашем Центре, проявляют социальную активность, становятся объективными в оценке проблемы, связанной с инвалидностью и не замыкаются на своем ребенке. Наши родители присутствуют на занятиях, потому что некоторые дети не могут заниматься без помощи.

За это время мы стали дружной командой, помогающей Центру, в оперативном решении проблем, связанных с обучением детей, работой самого Центра.

Дети с особыми образовательными потребностями участвуя в творческой деятельности, проходят путь от интереса через приобретение конкретных навыков до профессионального самоопределения, что, первостепенно для успешной социализации. Учащиеся раскрываются, развиваются и достигают больших успехов, являются обладателями Гран-При, лауреатами и дипломантами международных, всероссийских, республиканских и городских фестивалей, смотров, конкурсов. В Республиканском конкурсе «JuniorSkills-2016» заняли призовые места:  в компетенции «Гончарное дело» Сметанина Кюнкуо - 1 место, Анисимова Алиана - 3 место, в компетенции «Плетение из конского волоса» Мойтохонова Яна - 1 место, Игнатьева Наташа - 1 место. Удостоились путевок во Всероссийский лагерь «Океан». Инклюзивный танцевальный ансамбль «Ил Дэгэй» завоевал Гран - При на инклюзивном международном фестивале-конкурсе «Алтын-Майдан» в Крыму. В 2016 году наш педагог - Степанова Елена Ивановна стала дипломантом Всероссийского конкурса профессионального мастерства педагогов дополнительного образования «Сердце отдаю детям» в номинации «Художественная» в городе Красноярск.

Центр творческого развития «Солнечный мир» помогает осознавать детям с ОВЗ собственные способности и возможности, укрепляет духовные и физические силы, направляет на развитие, проявление способностей и талантов. Родители детей с ОВЗ получают поддержку, становятся более объективными в оценке проблемы, связанной с инвалидностью, начинают проявлять социальную активность.