Обычно в школе знакомство с жизнью писателя ограничивается приведением некоторых фактов из его жизни и списка сухих дат в хронологической последовательности, что обуславливает потерю не только познавательных, воспитательных возможностей, но и интереса детей к жизни и творчеству великого человека в целом. А ведь биография писателя должна стать психологическим фоном к изучению его произведения. Эта задача решается при изучении жизненного и творческого пути писателя в их единстве.
При изучении биографии писателя важно на уроке рассказать об интересных, увлекательных моментах из его жизни, которые будут наиболее близки и понятны детям. Нужно раскрыть его как человека, с его чувствами, переживаниями, увлечениями, мечтами и планами, показать его судьбу, семью, отношения с близкими, родными людьми. Так, знакомство с личностью русского писателя А.П. Чехова в санаторной школе пройдет намного понятнее и ближе к детям, если мы приведем факты о том, что он был по специальности врачом, что он, как и многие другие известные люди того времени, страдал от туберкулеза. Но эти сведения из жизни великого человека должны быть преподнесены психологически весьма тактично и деликатно, чтоб не ранить душу больного ребенка. Наоборот, учитель должен преподнести это так, чтоб писатель стал для него близким человеком, другом, который в своей жизни испытал те же трудности, которые испытывают дети, находящиеся на длительном лечении в туберкулезном санатории. Также им наиболее понятным станет тот факт, почему Чехов часто обращался в своем творчестве к теме туберкулеза, к теме медицины в целом.
У многих детей, находящихся на лечении в туберкулезном санатории, могут развиться комплексы по поводу того, что они болеют нехорошей, заразной болезнью, что никто в будущем с ними общаться не захочет, будут брезговать, что эта болезнь оставит на всю жизнь тяжелый отпечаток. И тот факт, что таким недугом страдали многие великие люди, которые достигли в жизни больших высот, будет способствовать устранению таких негативных мыслей у детей.
Рассказывая о творчестве Антона Павловича, нужно познакомить ребят с теми произведениями, где упоминается эта коварная болезнь. Но это делается не с той целью, чтобы усугубить переживания больных детей по этому поводу, а с той, чтобы они поняли, насколько опасен этот недуг и как важно своевременное лечение от него.
На уроках можно использовать следующие материалы из жизни и творчества писателя: чахотка, туберкулез, упоминается во многих произведениях и письмах Чехова. От этой болезни умирает студент Саша в рассказе «Невеста»; лечится от такого же недуга жена главного героя пьесы «Иванов»; болеют последней стадией чахотки солдаты в рассказе «Гусев».
Чехова интересовал туберкулез не только потому, что он сам был болен этой болезнью. Чахотка была в то время самым распространенным и трудно поддающимся излечению заболеванием. Тогда противотуберкулезное движение в России только начиналось: первая туберкулезная амбулатория в Москве была открыта только в 1904 году. Научно-исследовательские институты туберкулеза начали появляться лишь после Октябрьской революции 1917 года.
Первое здание туберкулезного диспансера в Москве
Неблагоприятные условия и голод способствовали развитию и распространению этого недуга. В рассказе «Устрицы» Антон Павлович подробно, просто и доступно описывает симптомы и течение болезни, от которой и сегодня никто не застрахован.
Главной задачей этих произведений является не просто описание истории болезни, а призыв к чувству сострадания, сочувствия к больным людям.
Интересным и удивительным фактом при изучении биографии писателя является и то, что он был не только гениальным писателем, но и выдающимся врачом, доктором. Литература и медицина с самой древности тесно связаны друг с другом. Неудивительно, что врачи часто становились писателями. Это Франсуа Рабле, Фридрих Шиллер, Артур Конан – Дойль, Михаил Булгаков, Викентий Вересаев и многие другие.
Чехов занимает особое место среди врачей-писателей. На медицинском факультете Московского университета, где учился писатель с 1879 по 1884 год, преподавали такие известные, выдающиеся люди, как Захарьин, Боткин, Вальтер, Эрисман, которые оставили весомый след в науке.
Антон Павлович учился с большим интересом, охотой, особое внимание уделял лабораторным занятиям, лекциям по психиатрии, писал научную работу по половому воспитанию, позднее изучал историю врачебного дела в России. Изучал здоровье простого народа при князе Владимире, Иване Грозном. Чехов готовился к защите докторской диссертации по данным исследования острова Сахалин, но его работы были отклонены деканом медицинского факультета. Это свидетельствует о том, что писатель думал о преподавательской деятельности на медицинском факультете, для чего и занимался научной работой.
После окончания университета в 1884 году он работал врачом в Чекинской больнице Московской губернии. А в летний период трудился в земских больницах Подмосковья – в Воскресенске и Звенигороде. В Мелихове, когда в России началась эпидемия холеры, принимал самое активное участие в мероприятиях по предотвращению распространения этой страшной болезни. В 1886 году в Москве Антон Павлович занимался лечением тифозных больных. Но, где бы он ни работал, всегда соблюдал врачебную этику, был внимателен и доброжелателен к каждому пациенту не только по долгу службы, а по зову сердца и души.
Чехов следовал принципам своего учителя профессора Г.А. Захарьина: быть ближе к больному человеку; лечить не болезнь, а больного. Коллеги восхищались умением Антона Павловича ставить правильный и точный диагноз.
Работы было так много, что Чехов не успевал даже писать. О том, насколько трудна была работа земских врачей, мы узнаем, читая произведения писателя. Его волновало все: и тяжелые условия работы, и бездорожье, и нехватка врачей, и пьянство, и многое другое. Они создавали невыносимые, непреодолимые трудности в работе.
Земский врач
Антон Павлович работал часто не в соответствии с доходами. Некоторые пациенты, пользуясь его добротой, расплачивались не деньгами, а какой-нибудь картинкой, монеткой, вышитой подушечкой. Приятели направляли к нему на прием случайных знакомых, которых он смотрел, консультировал, несмотря на большую усталость и слабость своего здоровья.
Кроме врачебной работы, он занимался и организацией холерных бараков, поиском средств для них. Всеми этими общественными делами писатель занимался, уже будучи больным, с постоянным кашлем, кровохарканьем, оставаясь до конца верным клятве Гиппократа.
Холерный барак
В последние годы жизни Антон Павлович собирал материалы и писал научные статьи о расширении бронхов, о потере эластичности легочной ткани, то есть о том, что беспокоило его самого.
По рекомендации врачей, в 90-е годы писатель переселяется в Ялту, и с этого времени он прекращает лечебную работу и собирается посвятить себя только литературе, но все равно продолжает много заниматься земскими делами...
О болезни Чехова, ставшей причиной преждевременного ухода из жизни, известно не очень много. Первые признаки заболевания проявились, как полагают исследователи его биографии, еще в гимназии. В 1874 году Антон Павлович был в гостях у своего друга по гимназии Селиванова. После купания в холодной воде он тяжело заболел. Обеспокоенный приятель отвез его к трактирщику Моисею Моисеевичу, который всю ночь ставил горчичники и компрессы, а его жена выхаживала больного в течение нескольких дней, чтобы он мог добраться домой. А в Таганроге Чехова лечил школьный врач Шремпф. Болезнь не прошла бесследно: с этого времени Антон Павлович часто начал болеть простудными заболеваниями, а общение с умным, добрым доктором повлияло на его выбор будущей профессии.
Страшная болезнь проявила себя в 1884 году, когда 24-летний Чехов оканчивал медицинский факультет университета. Он впервые почувствовал себя плохо в зале суда, где присутствовал в качестве репортера.
Слабость, повышенная температура, недомогание, кровохаркание повторялись в течение многих лет, но Антон Павлович практически не лечился, хотя был серьезно болен.
Антон Павлович впервые обратился к врачам и прошел серьезное обследование в известной московской клинике профессора Остроумова только в 37-летнем возрасте. Он с обеспокоенностью, интересом спрашивал о своем состоянии, хотел знать результаты выстукивания, выслушивания и микроскопических исследований, но ему говорили не всю правду, многое скрывали.
Медицина тогда была беспомощна. А болезнь Чехова прогрессировала. Врачи отправляли его в разные санатории, курорты, но они не учитывали трудности дальней дороги. Поездку на кумыс в Уфимскую губернию писатель сравнил с путешествием на Сахалин.
Чехов с женой Ольгой Книппер в Уфимской губернии
Свои ощущения, чувства, связанные с болезнью, Антон Павлович передавал героям своих произведений. Герой «Рассказа неизвестного человека» кашлял всю ночь, как это часто было у писателя. У него часто поднималась температура, горело лицо, ломило ноги... У «неизвестного человека», как и у Антона Павловича, был плеврит. Он повторяет фразу из чеховского письма: «Даже болеть приятно, когда знаешь, что есть люди, которые ждут твоего выздоровления, как праздника».
Некоторые исследователи биографии Чехова считают, что роковую роль в его жизни сыграло путешествие на Сахалин. Он проехал тысячи километров на лошадях, в сырой одежде и обуви. Другие видели причину обострения туберкулеза в частых переездах из Ялты в Москву в самое неблагоприятное для здоровья время. Третьи говорили, что Чехов сам запустил болезнь, обратился к врачу только в 37 лет. Четвертые думали, что провал драмы «Чайка» пагубно сказался на нервной системе Чехова и это привело к обострению болезни. Пятые считали, что Антон Павлович всю жизнь напряженно работал, не имел возможности полноценно лечиться. Друзья, близкие к писателю люди причину преждевременной смерти видели в его личной жизни.
Но самая главная причина болезни и смерти Чехова — слабость медицинской науки того времени: не было рентгена, антибиотиков, других лекарственных препаратов, хотя в ранней стадии врачи успешно побеждали туберкулез.
Существует версия, утверждающая, что писатель сам точно не знал, что за болезнь у него была. Чехов был хорошим, опытным врачом, вылечившим сотни больных, в том числе и туберкулезных. В то же самое время — сам был больным. А больной человек, даже зная, что он болен, обычно опасается, что это могут подтвердить со стороны. Может быть, поэтому Чехов долгие годы избегал серьезного медицинского обследования— боялся получить подтверждение своим догадкам. Этим он напоминал своего героя - профессора Николая Степановича из рассказа «Скучная история», который боялся бывать на приеме у врача, чтобы по его выражению лица не прочитать приговор и не лишиться последней надежды.
Антон Павлович, будучи врачом, понимал, что с ним происходит. Он знал, что ему не вылечиться от коварной болезни. Но писатель все же надеялся на чудо. Однако его ждали разочарования и новые попытки исцеления.
Весной 1904 года здоровье Антона Павловича до такой степени ухудшилось, что доктора потребовали его срочного отъезда на лечение за границу, в Баденвейлер, в горный курорт в Шварцвальде.
В первые дни в Баденвейлере Чехов чувствовал себя бодро, строил планы на будущее, мечтал о путешествиях. Но вскоре все изменилось: он начал метаться, переезжать из гостиницы в гостиницу, из одного частного дом - в другой ... А о лечении, назначенном ему, Антон Павлович сказал: «Во всем этом много шарлатанства».
Смерть Чехова взволновала все общество, всех, кто любил истинную красоту, доброту, справедливость, честность и благородство. Уход великого человека — огромная утрата, но когда он уходит из жизни преждевременно, в расцвете сил, потеря вдвойне тяжела.
Писатель знал, что болен смертельно, но никогда не плакался, не подавал вида, что ему плохо, хуже, чем всем другим. Он писал: «Коль принадлежишь к племени людей, то все равно рано или поздно будешь страдать и умрешь, а раз так, значит, надо прожить до конца своего тихо, не рвать занавес в клочья, не вынуждать близких к страданию». Великий человек не умел жить по-другому даже тогда, когда оставались всего считанные часы и минуты. Ему было всего лишь 44 года. А сколько он мог бы сделать, сколько замечательных, гениальных произведений мог бы еще написать, сколько добра, чистоты и света принести этому миру!
Заключение
Страшная болезнь уносила жизни многих талантливых людей: писателей, поэтов, художников – в том числе и жизнь великого русского писателя Антона Павловича Чехова. Она подробно описывается во многих его произведениях. Читая их, можно изучать течение данной болезни. Наряду с этим перед нами открывается истинная картина всей той эпохи, когда жил писатель, мы находим ответы на вопросы: каков был уровень жизни в те времена, отчего люди умирали, что служило часто причиной их смерти, в каких условиях люди жили и работали и так далее.
А.П. Чехов и другие русские писатели во многом помогли медицине, показав в своих произведениях все грани и стороны туберкулеза.
Страницы, связанные с профессией писателя, его болезнью, помогут учителю наиболее широко и содержательно раскрыть его личность, характер, мировоззрение. А школьников они научат с большим пониманием относиться к чужой боли, беде, трагедии, сострадать, сочувствовать, к чему всегда призывал людей сам Чехов. Он был тем самым «человеком с молоточком», который «напоминал стуком, что есть несчастные, что как бы человек ни был счастлив, жизнь рано или поздно покажет ему свои когти, стрясется беда — болезнь, бедность, потери, и его никто не увидит и не услышит, как теперь он не видит и не слышит других…».
Хочется, чтоб наши дети были здоровы не только телом, но и духом, душою, чтобы они становились именно теми «людьми с молоточком» и сеяли «разумное, вечное, доброе…», о чем всю жизнь мечтал великий писатель.