Полный текст статьи
Печать

Формирование ценностного отношения к здоровью является важнейшей социокультурной задачей общества, определяющей его дальнейшее развитие. Культура питания - важнейшая составная часть общей культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся, что нашло отражение в федеральных государственных образовательных стандартах нового поколения (ФГОС). Формирование культуры здорового питания должно начинаться с самых первых этапов обучения ребенка в школе и продолжаться на протяжении всех лет обучения с учетом возрастного подхода.

Вопросы развития философских, педагогических, медицинских идей о ценности здоровья и путях его сохранения освещались в работах Ш.А. Амонашвили, Н.М. Амосова,  И.И. Брехмана, Н.А. Агаджаняна,  Р.И. Айзман,  Ю.П. Лисицына,  В П. Петленко, Н.Ф. Борисенко,  И.Ю. Глиняновой,  Н.П. Повещенко,  Л.Г. Татарниковой,  Н.Н. Куинджи.

В педагогической науке проблема формирования культуры питания у детей младшего школьного возраста рассматривалась в исследованиях Н.П. Абаскаловой, Г.А. Апанасенко, Л.В. Байкаловой, Н.А. Бирюкова, Э.Н. Вайнера, В.Н. Ирхина, Э.М. Казина, Г.А. Калачева.

В Письме Министерства образования и науки РФ от 12 апреля 2012 г. N 06-731 «О формировании культуры здорового питания обучающихся, воспитанников» предложены Методические рекомендации «Формирование культуры здорового питания обучающихся, воспитанников» (материалы разработаны сотрудниками Института возрастной физиологии РАО М.М. Безруких, Т.А. Филипповой, А.Г. Макеевой), где указываются направления работы по формированию культуры питания.

Одним из направлений является - реализация образовательных программ по формированию культуры здорового питания.

Внеурочная деятельность является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе и позволяет реализовывать образовательные программы по формированию культуры здорового питания.

В Бердигестяхской улусной гимназии Горного улуса организован кружок «Саха төрут аhа» (Якутская традиционная кухня). Целью которого является - через изучение особенностей якутской национальной кухни сформировать основы гигиены и режима питания, дается представление о полезных продуктах и полезной пище, о необходимых питательных веществах, о рациональной структуре питания, о культуре питания разных народов и т.п.

В этнографической и исторической литературе накоплен огромный материал по истории и культуре народов Севера, где традиционная пища рассматривается как органическая часть культуры народа. Серошевский В.Л., писал о том, что у якутов первое место в питании занимала молочная, затем растительная пища, а мяса употребляли мало, в основном зимой, и то «относительно немного, средним числом от 3 до 13 пудов на семью» в зависимости от достатка. По его свидетельству, богатые якуты варили «похлебки из душистых трав, ягод и кореньев. Особенно вкусный, но вместе с тем и малоизвестный напиток представляет княженика и земляника, вскипяченные со сливками и разбитые помощью мутовки в эмульсию. Они дают густой душистый напиток, справедливо могущий быть названным якутским шоколадом».

Пища, ее состав, способы приготовления повседневных, праздничных и обрядовых блюд любого народа, являются этнической традицией, составным элементом культуры. У каждого народа существует своя, исторически сложившаяся традиционная кухня. Это обусловлено укладом жизни, обычаями, традициями, которые находятся в прямой зависимости от географических и климатических условий региона.

Для изучения характера питания детей была проведена беседа. Участвовало 30 детей младшего школьного возраста. Для определения уровня компетентности правильного здорового питания нами были выделены его компоненты (когнитивный, поведенческий, эмоциональный) и критерии его оценки.

В результате были получены следующие данные: 80% детей знают, какие продукты считаются полезными и называют 4-5 из них, 20% детей могут назвать несколько «вредных» продуктов.

Для определения эмоционального отношения детей к ситуации принятия пищи в школе мы использовали модифицированный цветовой психодиагностический тест М. Люшера. Детям предлагалось выбрать цвет, на который чаще всего похоже его настроение за столом. Анализ результатов проведенного исследования показал, что 41% детей при выборе цветовой карточки оценивают свое эмоциональное самочувствие как негативное (выбирается черный, коричневый и серый цвет).

Наша задача – в доступной и интересной форме на основе изучения национальных блюд, традиций дать детям представления о здоровом образе жизни, здоровой пище и др.

Тематика занятий:

  1. Сентябрь - рыба. (Бала5ан ыйа - Улуу суорун. Аhа балык) - 2ч.
  2. Октябрь - кровяная колбаса. (Алтынньы ый - Улуу добдур5а кэмэ. Аhа хаан) - 2ч.
  3. Ноябрь – дичь. (Сэтинньи ый - Байанай алгыhа. Ыйбыт аhа - булт аhа - 2ч.
  4. Декабрь - кобуер. (Ахсынньы ый - Сэhэн. Ыйбыт аhа - көбүөр) - 2ч.

5. Январь - замороженная печень, рыба. (Тохсунньу ый - Танха Ыйбыт аhа - тоң ас - 2ч.

6. Февраль - похлебка. (Олунньу ый - Хомуhун ый. Ыйбыт аhа - үөрэ). 2ч.

7. Март - хаса. (Кулун тутар ый - дьөhөгөй түhэр.Ыйбыт аhа - сылгы хаhата) - 2ч.

8. Апрель - оладьи из молозива. (Муус устар ый - Айыыhыт түhэр.  Ыйбыт аhа - уоhах алаадьыта) - 2ч.

9. Май - саламат. (Ыам ыйа - Саха саңа дьыла. Ыйбыт аhа - арыы-сыа алла сылдьар алгыстаах саламаат) - 2ч.

10. Июнь - кумыс. (Бэс ыйа - Үрүң тунах ыhыах.Ыйбыт аhа - кымыс) -2ч.

Кружковая работа создает благоприятные условия для накопления опытно-коллективной работы и является основной сферой формирования коллективных отношений, а также дает простор для проявления самостоятельности, творчества, развития общественной активности.