Полный текст статьи
Печать

Цель:
- определить глубину, долготу дыхания у детей, проходящих оздоровление в республиканском детском туберкулезном санатории;
- научить детей прислушиваться к своему дыханию;
Задачи:
- научить детей правильному дыханию;
- научить регулировать процесс дыхания;
- сделать анализ результатов показателей  групп;
-обучение основам  здорового образа жизни.
Методы работы:
-наблюдение;
-сравнительный  анализ.

Основные направления здоровьесберегающих технологий в школе при  туберкулезном санатории

- дыхательная гимнастика;

- хомусотерапия;

- гимнастика для глаз;

- аэротерапия.

Дыхательная гимнастика с использованием гласных звуков «у», «е», «о», «ы» (во время физкультминуток)

 

Звуки - это упругие волны, распространяющиеся в воздухе и воспринимаемые ушами человека. Эти волны могут приносить нам радость или печаль, в зависимости от характера воспроизводимых звуков. Ведь человек от рождения до последнего часа живет в царстве звуков.

Влияние произношения гласных звуков на легкие человека


звук Е -
  приводит в порядок среднюю часть  легких, улучшает работу трахеи.

звук А -  массирует гортань. улучшает верхнюю часть легких.

звук Ы -  активизирует работу дыхательной   системы (бронхов).

звук О -  улучшает работу нижней части легких, оказывает хорошее влияние на зрение и слух. 

Гласные звуки

            Это самые важные, самые энергетически насыщенные звуки речи, это тот фундамент, на котором держится здание слова и вся речь в целом. Чем больше гласных в языке, тем больше энергетика языка.

Методика применения дыхательной гимнастики

Методика дыхательной гимнастики основана на произношении различных звуков, имеющих направленное действие на различные органы человека.

            Когда мы говорим или поем, во внешнее пространство уходит не более 30 % звука, остальная же часть звуковой волны поглощается нашими внутренними органами, заставляя их вибрировать.

            Перед началом занятий для детей проводится краткий инструктаж и объясняется, для чего проводится дыхательная гимнастика, а также дается информация о том, какие звуки на какой орган влияют.

Положение тела человека во время дыхательной гимнастики

В полной тишине дети прислушиваются к своему дыханию: куда попадает воздушная струя воздуха и откуда выходит.

            Во время выполнения упражнений спина должна быть прямой, тело- расслабленным.  Вдохи делаются максимально глубокими, выдохи- максимально длинными. Если упражнения выполняются сидя, то ладони рук нужно положить на колени, ноги должны быть расставлены на ширину плеч.

            Во время дыхательной гимнастики надо следить за тем, чтобы звучание звуков было ровным, хорошо откорректированным. Произнося тот или иной звук, нужно следить за тем, чтобы его высота была все время одинаковой. Нельзя резко начинать и резко заканчивать, когда в легких уже не осталось воздуха.

Таблица1

Таблица наблюдений (с сентября по ноябрь 2014г)

Ф.И.участника

класс

сентябрь

октябрь

ноябрь

лидеры

1.

Б.А.

6

16

18

21

 

2.

Б.С.

5

18

17

18

 

3.

Ж.Л.

6

22

23

27

+

4.

З.Р.

5

32

38

45

+

5.

Л.Д.

5

14

17

19

 

6.

М.Д.

5

39

43

47

+

7.

П.П.

5

15

19

20

 


Таблица №2

Таблица наблюдений  (с января по март 2015г)
Спиро́метр
—   медицинский прибор для измерения объёма воздуха, поступающего из легких при наибольшем выдохе после наибольшего вдоха.

Ф.И. участника

класс

показание по спирометрии

январь

февраль

март

лидеры

1.

С.И.

6

1.7

12

17

22

 

2.

К.Т.

6

1.9

21

23

28

+

3.

С.Д.

5

1.5

12

13

20

 

4.

П.М.

5

1.8

15

22

28

+

5.

И.И.

6

1.5

10

15

19

 

Таблица 3

Таблица наблюдений (с декабря  по февраль 2017г)            

Ф.И.участника

класс

показание по спирометрии

декабрь

январь

февраль

лидеры

1.

Г.М.

6

1,6

9

12

17

 

2.

П.Л.

6

2

11

16

23

+

3.

Н.И.

5

1,5

13

19

27

+

4.

Р.А.

5

1,7

8

11

15

 

5.

С.А.

6

1,5

6

10

13

 

6.

М.О.

6

1,7

14

19

26

+

7.

К.Ж.

5

1,4

14

17

19

 

Выводы:

  • результаты наблюдений показывают, что у детей,  занимающихся спортом, дыхательная система наиболее развита;
  • исходя  из таблицы  видно, что долгота произношения, пропевания гласных звуков с каждым месяцем возрастает;
  • в ходе изучения информации о дыхательной гимнастике выяснилось, ее  положительное  влияние  на организм ребенка;
  • использование дыхательной гимнастики способствуют  расслаблению организма и релаксации;
  • материалы данной  исследовательской работы можно использовать на уроках и в домашних условиях.  

Дыхательная гимнастика        
(упражнение шариком)                                Измерения объёма воздуха,

                                                                        поступающего из легких при

                                                                       наибольшем выдохе после

                                                                       наибольшего вдоха.