Полный текст статьи
Печать

Происходящие сегодня инновационные изменения в обществе и образовании требуют серьезного переосмысления процесса профессиональной адаптации начинающего учителя. Современный учитель способствует социальному прогрессу только тогда, когда его общая, профессиональная, духовная культура также развивается опережающими темпами.

Профессиональное становление личности, ее самореализация успешно происходит только в процессе эффективной адаптации молодого специалиста [1]. Именно от того, как подготовлен молодой специалист будет зависеть уровень его профессионально-педагогической деятельности, а следовательно уровень подготовки и развития его учеников. В то же время начинающие учителя затрудняются перевести цели воспитания в область конкретных педагогических ситуаций и задач, недостаточно владеют методикой обучения и технологиями педагогической деятельности. Все это мешает успешной профессиональной адаптации молодого учителя.

Основным понятием нашего исследования является понятие «адаптация», которое означает «приспособление» и «профессиональная адаптация». Это прежде всего приспособление, привыкание человека к требованиям профессии, усвоение им производственно-технических и социальных норм поведения, необходимых для выполнения трудовых функций[4]. Таким образом, благополучное приспособление специалиста к новым условиям труда, помогает успешно владеть необходимыми компетенциями.

 «Процесс социальной адаптации в обществе, - утверждает В.С. Олейников, - заключается в том, что взаимоотношение личности  и общества носит по преимуществу характер осознанного и свободного взаимодействия». В.С. Торохтий определяет «социализация – это приобретение (усвоение) социального опыта, опыта жизнеспособности, опыта взаимодействия в социальной среде, опыта определенных знаний, навыков и жизнеутверждающих качеств личности. Социализация – это обоюдный процесс: личность познает социальный опыт, одновременно влияет на окружающую среду, изменяя ее». Данный подход акцентирует внимание на том, что человек в процессе социализации не только обогащается опытом, но и реализует себя как личность, влияя  на жизненные обстоятельства, на окружающих его людей. По мнению О.И. Зотовой и И.К. Кряжевой в отличие от социализации, отражающей становление личности, обусловленное в основном влиянием со стороны общества, процесс адаптации отражает в большей степени субъективно опосредованное развитие личности, соответствующее ее индивидуальным особенностям и склонностям.

Таким образом, процесс социальной адаптации личности постоянно предполагает некоторые изменения норм и отношений во взаимодействии личности и общества.

В МОБУ СОШ №21 г. Якутска создано объединение молодых педагогов – Совета молодых учителей, представляющее собой добровольную, самоуправляемую, общественную организацию.

Целью Совета является консолидация сил молодых учителей для обеспечения их правовой и социальной защиты, повышение их профессиональной квалификации, углублении межрегиональных и международных связей.

Задачами объединения являются:

- содействие молодым учителям в защите их прав и социальных интересов;

- помощь и содействие учителям в их профессиональной деятельности;

- выявление, поддержка, освещение и распространение передового практического опыта;

- содействие в проведении независимой общественной экспертизы учебных и учебно-методических пособий, документов по вопросам школьного образования и участия в аттестации молодых учителей;

- возобновление системы наставничества.

В ходе деятельности Совета, молодой педагог не только получает недостающие знания и опыт, которые затем в той или иной степени применяет в профессиональной деятельности, а приобретает умение работать в условиях совместной деятельности, адекватно реагировать в экстремальной ситуации и в условиях новой социальной среды, конструктивно разрешать межличностные конфликты, преодолевать трудности[3].

Успешные социальная и профессиональная адаптация, становление профессионального «Я» может происходить лишь в общении, когда осуществляется не только обмен информацией, но и появляются межличностные контакты интеллектуального и эмоционального характера, основанные на общности профессиональных и возрастных интересов. Формирование социально-профессиональных общностей будет содействовать формированию чувства защищенности молодого человека и профессиональной уверенности[2].

Таким образом, процесс профессиональной адаптации можно обозначить как «врастание» человека в профессию. Важнейшими моментами этого процесса выступают развитие, упрочение, стабилизация профессиональной мотивации.