Полный текст статьи
Печать

Основная цель подготовки юных спортсменов в пожарно-прикладном спорте и в спорте в целом – воспитание спортсменов высокой квалификации и предпрофессиональная подготовка к работе, службе в органах МЧС, МВД, ФСБ или других спецслужбах. Это прикладная направленность и отличает группу прикладных видов спорта не только в плане совершенствования основных физических качеств, приобретения нужных специальных качеств для предотвращения техногенных катастроф, спасения человеческих жизней и ликвидации последствий стихийных бедствий. Современный пожарно-прикладной спорт требует от спортсмена высокого уровня развития физических качеств, высокой психологической устойчивости, умение реализовывать свои физические и психологические возможности в условиях стресса. Важным звеном управления подготовкой спортсмена является система педагогического контроля, благодаря которой можно оценить эффективность избранной направленности тренировочного процесса, того или иного принятого решения. С помощью педагогического и тренерского состава определяются сильные и слабые стороны в подготовке юных спортсменов. Он используется для оценки эффективности средств и методов тренировки в соответствии с установленными контрольными нормативами для выявления динамики развития спортивной формы и прогнозирования спортивных достижений. Каждый из видов многоборья в пожарно-прикладном спорте непосредственно связан с выполнением упражнений, содержащих реальные элементы боевой подготовки пожарных, а технические средства, используемые спортсменами, взяты из арсенала пожарно-технического вооружения.

26 октября 2017 г. пожарно-прикладному спорту в России исполняется 80 лет.  Свое начало в 1937 году, когда состоялись первые состязания пожарной охраны НКВД СССР. Основоположниками создания и развития пожарно-прикладного спорта в стране явились ответственные работники оперативного отдела ГУПО НКВД, Центрального и местных советов общества "Динамо".

В Республике Саха (Якутия) этот вид спорта развивается очень динамично, свидетельством тому стали отличные результаты, которые показывают в последние годы наши пожарные, а также дети и подростки. В последние годы школьники Якутии выезжают на соревнования по пожарно-прикладному спорту в центральные города России, занимают призовые места.

Программа соревнований для юношей и юниоров.

-подъем по штурмовой лестнице на 2-й этаж учебной башни для юношей младшей возрастной группы (14 лет и младше);

- подъем по штурмовой лестнице на 2-й этаж учебной башни для юношей средней возрастной группы (15-16 лет);

- подъем по штурмовой лестнице на 3-й этаж учебной башни для юниоров (17-18 лет);

- преодоление 100-метровой полосы с препятствиями для юношей младшей возрастной группы (14 лет и младше);

- преодоление 100-метровой полосы с препятствиями для юношей средней возрастной группы (15-16 лет);

- преодоление 100-метровой полосы с препятствиями для юниоров (17-18 лет);

- пожарная эстафета для юношей и юниоров 4х100 метров;

- боевое развертывание для юношей и юниоров.

Основными задачами пожарно-прикладного спорта для учащихся 10-11 классов являются:

1) Целенаправленное развитие физических способностей, отвечающих специфической деятельности юношей и девушек.

2) Совершенствование умений и навыков, необходимых в трудовой деятельности и на военной службе.

3)   Повышение функциональной устойчивости организма юношей и девушек к необычным и экстремальным условиям.

4) Развитие основных физических качеств: мышечная сила, быстрота, гибкость, выносливость, ловкость;

ВЫНОСЛИВОСТЬ – способность к длительному выполнению какой- либо деятельности без снижения ее эффективности. Выделяют четыре типа выносливости: умственная, сенсорная, эмоциональная, физическая. ВЫНОСЛИВОСТЬ ФИЗИЧЕСКАЯ – это способность противостоять физическому утомлению в процессе мышечной деятельности. Мерилом выносливости является время, в течение которого осуществляется мышечная деятельность определенного характера и интенсивности. Различают общую специальную выносливость [1].  

Посредством пожарно-прикладного спорта мы развиваем в школьниках физическую, умственную, эмоциональную, сенсорную выносливость. Преодоление препятствий, эмоциональная нагрузка на школьников закаляет в ребенке не только физические качества, но и морально-волевые качества, кроме того наступает оптимизация психоэмоционального и нравственного состояния.

Исходя из опыта Жатайской СОШ г. Якутска занятия по ППС можно проводить на уроках физической культуры и на внеклассных спортивно-массовых мероприятиях, например, на спортивно – прикладных соревнованиях, военно-спортивных играх, военные сборы. При этом максимально приблизить условия выполнения двигательных действий и тренировки физических качеств к реальным жизненным ситуациям, в которых изученное на занятиях будет использоваться.