Профессиональная адаптация — это, вкратце, приспособление к требованиям и особенностям профессии. Профессиональная адаптация студентов же в идеале сопровождается осознанным пониманием студентами возможных трудностей в процессе обучения по выбранной специальности, а также готовностью у студентов преодолевать эти трудности с целью получения максимально качественного образования [1].
По опыту работы в университете я знаю, что у большинства студентов нет профессионального самоопределения. Они не представляют себе точно, чего хотят, не видят себя в будущей профессии. Учатся ради «корочки», а не ради знаний — лишь бы отучиться. Некоторые учатся потому, что «так надо». Всем им невдомек, что возможно придется переучиваться.
Зачастую эта проблема сопряжена с недостаточной информированностью студентов о своих качествах и способностях. Это не только приводит к проблемам с идентификацией работником — бывшим студентом — себя в профессиональной деятельности, но и в целом является неэффективным приложением трудовых усилий для целей пользы для общественного хозяйства.
Поэтому необходимо выстроить такую систему профессиональной ориентации в обществе, чтобы учащийся мог сделать правильный выбор будущей профессии с учетом всех аспектов этого выбора.
Известны следующие факторы, влияющие на выбор профессии учащимися (будущими студентами). Это:
1) Мнение близких родственников и друзей
2) Общественное мнение, делящее профессии на «хорошие» и «плохие»
3) Недостаточная информированность
4) Изменчивость мира профессий
5) Насыщение труда интеллектуальным содержанием [2,3].
Некоторые из этих факторов проистекают один от другого. Например, постоянно появляются новые профессии или же существующие профессии изменяются для того, чтобы соответствовать новым требованиям общества, некоторые профессии теряют свою актуальность по тем или иным причинам. Недостаток информации о таких изменениях может привести к тому, что учащийся не узнает, что есть какой-то новый вид деятельности, или же что та профессия, которую он выбрал теряет свою востребованность.
Рассмотрим эти факторы подробнее:
- Мнение близких родственников и друзей
Это, пожалуй, самый значимый фактор, влияющий на выбор профессии. Самое же значительное влияние на решение, какую профессию выбрать, оказывает мнение родителей. Именно родители с ранних лет ребенка закладывают в него многие из тех представлений о профессиях, с которыми студент поступает на учебу.
- Общественное мнение
Это второй по значимости фактор после мнения родственников. Ученик во время принятия решения о том, какую профессию выбрать, находится под давлением общественного мнения относительно того, какие профессии лучше, а какие хуже остальных. Именно общество создает «заказ», которому вынуждены следовать все его члены. Естественно, что каково общество, таков и заказ.
- Недостаточная информированность
Существуют тысячи профессий, некоторые из них очень редки. Вряд ли имеет смысл волноваться о том, что учащийся не узнает о редких профессиях, но желательно, чтобы он знал хотя бы о самых распространенных. К сожалению большинство поступающих имеют смутное представление о том, чем занимаются представители той профессии, которую они выбирают, и узнают подробности в процессе обучения. Для многих это может стать разочарованием, потому что в их представлении эта профессия выглядела иначе, чем есть на самом деле.
- Изменчивость мира профессий
Мир очень быстро меняется, появляются новые сферы деятельности, старые исчезают. Учебные заведения, к сожалению, не всегда успевают за научно-техническим прогрессом и зачастую предлагают обучающимся устаревшие учебные программы.
- Насыщение труда интеллектуальным содержанием
С каждым годом орудия труда становятся сложнее, главным образом из-за проникающей всюду компьютеризации, и для того, чтобы управляться с ними, работникам уже недостаточно базовых знаний [2, 3].
Неправильный выбор профессии в последующем может привести к:
- Переизбытку одних специалистов, а также дефициту других «невостребованных» специальностей;
- Неудовлетворенности выпускником выбранной специальностью и, как следствие, апатии в поиске работы по специальности;
- Низкой квалификации выпускника по выбранной специальности из-за того, что отсутствует интерес к профессии;
- Необходимости изучения новой специальности;
- Проблемам с трудоустройством;
- Работе не по специальности.
Профессиональная адаптация — важный процесс как с точки зрения учащихся, напрямую влияющий на их жизнь, так и с точки зрения общества, нуждающегося в достаточном количестве высококвалифицированных работников в народном хозяйстве [4].
Таким образом, стоит уделять внимание мотивационно-ценностному отношению в профессиональном становлении у студентов, помогать в профессиональном самоопределении, проводить беседы и мероприятия по повышению интереса к будущей профессии (день самоуправления, деловые игры), проводить профессиональные тесты по профориентации. Ввести социально-партнерские отношения семьи и учебных заведений для грамотного выбора будущей профессии студентами.
Профориентационная работа с обучающимися направлена на повышение качества подготовки, формирование дополнительных компетенций, востребованных на рынке труда. Она способствует освоению обучающимися нового опыта деятельности, социальных ролей, коммуникации, профессионального поведения, качеств.
В рамках профориентационной работы студентов нужно активно вовлекать их в общественно-полезную деятельность: в проведение учебно-практических семинаров в школах; различные акции по пропаганде здорового образа жизни; помощь в организации безопасности при проведении общественно-массовых мероприятий.
Еще одним направлением профориентационной деятельности со студентами можно рассмотреть организацию и проведение студенческих конференций с последующей публикацией сборников научных трудов.
Обеспечение успешной адаптации студентов к будущей профессиональной деятельности достигается в условиях личностно ориентированного образовательного процесса, предполагающего такую организацию взаимодействия студентов и педагогов, при которой создаются оптимальные условия для развития у субъектов обучения способности к самообразованию, самостоятельности и реализации себя. Приоритетом этой педагогической системы является профессиональное развитие личности обучаемого.
Цель такого образования заключается в становлении и развитии личности обучаемого, его познавательных способностей, формировании обобщенных знаний и способов учебно-профессиональной деятельности на основе его субъективного опыта. Это доказывает важность опоры в построении процесса адаптации к профессиональной деятельности на содержательный и процессуальный компоненты образовательного процесса [4].