Полный текст статьи
Печать

Сегодня, в условиях вхождения России в новые рыночные отношения важной проблемой является экономическая подготовленность молодежи к жизни в обществе, их активной деятельности. Государственный образовательный стандарт ориентирует педагогов на поиск новых подходов к содержанию учебно-воспитательного процесса. ФГОС принес нам понятие «компетенция», предполагающее развитие личности, умеющий решать определенный пласт задач. На основе нормативных государственных документов (Образование (XXI век), Национальная программа воспитания учащейся молодежи и др.) такая система образования является эффективной, так как направлена на гуманизацию и демократизацию учебно-воспитательного процесса.

Важность и актуальность этой проблемы подтверждается реализацией многочисленных проектов, в частности, сегодня, в рамках проекта «Уроки с предпринимательским фоном» прослеживается возможность формировать предпринимательскую компетентность среди молодежи не только на уроках экономики, основ предпринимательской деятельности, но и в рамках других школьных предметов [3]. Компетентностный подход перемещает акценты с процесса накопления нормативно определенных знаний, умений и навыков в плоскость формирования и развития у учащихся способности практически действовать и творчески применять полученные знания и приобретенный опыт в различных ситуациях.

На основе анализа психолого-педагогической литературы, мы трактуем понятие «предпринимательская компетентность» как совокупность качеств, знаний, которые помогают личности успешно и качественно решать бизнес-задачи и достигать высоких результатов в предпринимательской деятельности.

Формирование предпринимательских умений происходит уже тогда, когда ученики принимают участие в ученическом самоуправлении и исследовательской деятельности, выполняют роль организаторов школьных дел, выбирают будущую профессию, планируют создание собственного дела.

На современном этапе формирование предпринимательской компетентности начинается с начальной школы, ведь на основе рыночных условий младшие школьники должны ознакомиться с основами экономических истин, понятий, категорий, явлений, с потребностями людей. Следует отметить, что формирование предпринимательской компетентности связано не только с тем, как ученикам преподают экономику, а со всей системой обучения и воспитания в школе [1].

Исследователи данной области отмечают, что в начальной школе еще нет курса экономики, поэтому стоит формировать предпринимательскую компетентность на основе интегрированных уроков: с математикой, логикой, изобразительным искусством, естествознанием. В связи с этим, для учащихся младшего школьного возраста была разработана программа «Занимательная экономика» для 2-4 классов. Разработчики программы утверждают, что младшие школьники способны осознавать значение предпринимательской компетентности путем освоения таких умений как: рационально использовать материал, объективно оценивать результаты труда, честно и добросовестно относиться к своим обязанностям.

Для учащихся основной и старшей школы чрезвычайно важно является получение необходимых знаний об условиях и особенностях предпринимательской деятельности, точнее, осознать, насколько важна и необходима для современного общества.

Сегодня разработано большое количество программ экономического направления для основной школы: «Экономика для 10 класса», «География мирового хозяйства с основами экономики», «Коммерческая география», «Финансовая математика», «Основы предпринимательской деятельности», «Основы менеджмента», «Клиент банка» [4]. Все названные программы курсов должны обеспечивать развитие экономического мышления, формирование устойчивых профессиональных интересов, необходимых при выборе будущей профессии.

Разработчики программ считают, что формирование предпринимательской компетентности происходит в течение нескольких этапов:

‒            I этап (мотивация) – осознание учеником целей, содержания предпринимательской деятельности;

‒            II этап (актуализация) – определение необходимого опыта деятельности учащихся в экономической сфере жизни человека;

‒            III этап (овладение) – теоретический и практический учебно-информационный блок по вопросам предпринимательской деятельности в экономической сфере общественной жизни;

‒            IV этап (самоанализ) – анализ полученных результатов и соотнесение их с предполагаемыми.

По утверждениям ученых для успешности формирования предпринимательской компетентности нужно использовать новейшие формы работы, в частности тренинги: бизнес-тренинги, управленческие, лидерские и корпоративные тренинги. Соответственно к формированию предпринимательской компетентности предлагаем применять следующие виды тренингов:

1)           профессиональный тренинг (бизнес-тренинг, бизнес-среда, корпоративный, маркетинг-тренинг);

2)           тренинг лидерства (ведение переговоров, управление персоналом);

3)           социально-психологический тренинг (ориентирован на развитие социально-психологических характеристик личности предпринимателя);

4)           коммуникативный тренинг (формирование коммуникативных умений, решения конфликтов, межличностное общение, успешное ведение переговоров).

Глобализация, ускоренный научно-технический прогресс диктуют, что обществу нужна профессионально-компетентная молодежь, которая умеет быстро адаптироваться в нестабильных условиях, способна к риску, самостоятельному выбору сфер деятельности, поведения, ориентированной на успех, саморегуляцию, самоактивность.