Каждый из нас, будучи студентом, магистрантом сталкивается с людьми, которые дают нам знания, учат тонко чувствовать и стараются сделать нас образованнее. Безусловно, это — преподаватели. С самого начала студент рассматривает преподавателя как нечто недосягаемое и чужое, изначально строя преграду в общении.
Многие студенты, вступая на стезю получения знаний, не могут изначально воспринимать преподавателя как друга: преподаватель представляется как нечто «страшное». Разумеется, преподаватель не может уделить внимание каждому студенту, найти к каждому студенту подход, потому что через него проходят сотни за день. И студент, и преподаватель должны ставить себя на место друг друга, только так можно будет понять один одного.
Конечно, следует отметить тот факт, что между студентом и преподавателем существует разница в возрасте, в социальном положении, но это никак не должно мешать хорошим, положительным отношением студента и преподавателя.
Каждый преподаватель остается в памяти студента на всю жизнь. Взаимоотношения с преподавателем накладывают определенный отпечаток на изучение той или иной дисциплины. Отношения должны строятся на положительных эмоциях.
Современные условия в сфере труда оказывают влияние на цели профессиональной подготовки специалиста с высшим образованием. Переориентация обучения на компетентностный подход сопровождается пересмотром и переоценкой нормативных требований к профессиональной деятельности преподавателя вуза, включая ценностные ориентиры педагогической деятельности, организацию процесса обучения и роль преподавателя, главной задачей которого в новых условиях становится создание развивающей среды обучения, сопровождение профессионального становления будущих специалистов.
Изменения в целеполагании и операциональной части профессиональной педагогической деятельности предъявляют повышенные требования к исследовательской культуре преподавателя. Деятельность современного педагога характеризуется высоким уровнем недоопределенности, при котором возникает необходимость каждодневного постоянного поиска и исследования новых оснований и критериев профессиональной эффективности. Как отмечает В.В. Сериков, в связи с переходом на компетентностную модель обучения деятельность преподавателя вуза становится не просто педагогической, а научно-педагогической. Современное высшее профессиональное образование становится наукоемким процессом. Исследовательская деятельность сегодня рассматривается не просто как право педагога, но и как его профессиональная обязанность.
Целью работы является выделение критериев и построение уровневой характеристики отношения к исследовательской деятельности в структуре профессиональной компетенции преподавателя высшей профессиональной школы.
Материалы и методы. В настоящий момент в науке активно обсуждаются вопросы изучения отдельных компонентов и показателей профессиональной компетенции преподавателя вуза. Изучение отношения преподавателей вуза к научно-исследовательской деятельности предпринимаются в основном в структуре мотивационно-ценностного компонента. Между тем именно отношение, субъективное восприятие и переживание преподавателем значимости исследовательской деятельности представляет самостоятельную ценность, так как является пусковым механизмом для ее запуска, планирования и реализации как в индивидуальном варианте, так и в плане сотрудничества со студентами.
На основе теоретического анализа психолого-педагогических исследований предпринята попытка осмыслить и конкретизировать критерии и уровни развития отношения к научно-исследовательской деятельности в структуре профессиональной компетенции преподавателя высшей педагогической школы.
Результаты исследования и их обсуждение. Несомненно, что исследовательские действия и операции должны входить в состав обобщенных профессиональных умений современного педагога. Высокий уровень исследовательской культуры обеспечивает успешность решения профессиональных педагогических задач всех уровней. Исследовательская культура обеспечивает и адекватное целеполагание, и разработку новых технологий и методик обучения, и подходов к оценке результативности обучения. Кроме того, без высокого уровня исследовательских навыков невозможна и организация совместной деятельности преподавателя со студентами. Следовательно, установка на исследование, наличие методологии и развитых навыков исследовательской деятельности в современных условиях, как никогда, обеспечивает продуктивность целостной деятельности преподавателя высшей школы.
Можно выделить и еще одну грань данной проблемы. Современным обществом востребован специалист-исследователь, который в своей профессиональной деятельности руководствуется не раз и навсегда освоенными и неизменными технологиями, а умеющий гибко отвечать на происходящие изменения. Это профессионал, который находится в постоянном поиске. Следовательно, и обучаясь в вузе, студент должен быть вовлечен в процесс аналогичного профессионального поиска вузовского преподавателя. Такая деятельность является для студентов образцом комплексного восприятия будущей профессиональной реальности, разрушает преставления о существовании единственной правильной точки зрения, создает условия для развития собственной активной позиции в профессии, установки на исследование.
Готовность педагога к осуществлению исследовательской деятельности проанализирована в работе В.С. Лазарева (2006). Как субъект исследовательской деятельности педагог должен быть способным выявлять необходимость проведения исследования, ставить четкие и адекватные исследовательские задачи, выдвигать гипотезы, эффективно планировать исследование, качественно проводить его и грамотно анализировать результаты. Готовность к исследовательской деятельности понимается авторами как комплекс качеств, необходимых для выполнения функций субъекта этой деятельности и включает когнитивный, мотивационный, ориентировочный и операциональный компонент.
На совмещения в труде преподавателя вуза и компонента указывается многими авторами, также, как и на совмещения обучающей, воспитательной, и функций (С.И. Архагельский, Л.Н. Макарова, С.Д. и др.). тем в конкретного преподавателя тот или иной может над другими. В работе С.Д. (2005) на преобладания в преподавателя направленности на тот или иной вид выделяются три группы преподавателей: с педагогической направленности; преподаватели с исследовательской направленности; с одинаковой педагогической и направленности.
На этом же Л.Н. выделяет 4 типа индивидуального педагогической преподавателя вуза:
- явное преобладание направленности над педагогической;
- явное преобладание деятельности над научной;
- от активной научной – к педагогической;
- от активной педагогической – к научной.
Большинство сходятся во мнении, что педагогическая является в профессионального мастерства высшей школы, так как все виды профессиональной интегрируются и в ней. Но без подкрепления работой этот быстро угасает. В исследовании З.Ф. изучалась педагогической и научной деятельности преподавателей, на должностных уровнях, и выявлено, что сочетание и творчества больше у и и в степени – у ассистентов.
Многие отмечают, что возможность заниматься научной, деятельностью одним из наиболее значимых профессиональной преподавателя учебного заведения. В этой мы отношение к исследовательской в составляющей мотивационно-ценностного компонента компетенции высшей педагогической школы.
В показателей к исследовательской деятельности, проявляются в педагогической были выделены критерии преподавателя вуза к исследовательской деятельности:
- Увлеченность наукой.
- Использование научно-исследовательской деятельности в преподаваемых курсов.
- Организация и исследовательской деятельностью студентов.
- Привлечение к совместной научно-исследовательской деятельности.
На выделенных можно предложить следующие характеристики отношения вуза к исследовательской деятельности.
Существенным высокого развития к деятельности как компонента профессиональной преподавателя высокая увлеченность деятельностью, осознается и как ценность, устойчивостью и независимостью от внешних обстоятельств. не ведется активная исследовательская работа, является то, что он потребность включать ее в преподавательской деятельности (используются в лекциях, спецкурсах, по и т.д.). Такая возможность как ценность и саморазвития и самореализации в деятельности. Как цель своей деятельности воспринимает научно-исследовательской деятельности студентов. заниматься со студентами исследовательской входит в профессиональных мотивов-ценностей преподавателя.
Характерным среднего развития к деятельности как компонента профессиональной является то, что увлеченность научной эпизодична, и в под влиянием ситуации, например, аттестации и переизбрания на должность, показателей научно-исследовательской в эффективный и т.д. Если деятельность не и не контролируется извне, то к ней быстро угасает. Преподаватель редко результаты научно-исследовательской в практике студентов, научную и стороны профессиональной как друг от друга. Преподаватель эпизодически заинтересованность в самостоятельной исследовательской деятельности и не это как цель профессиональной деятельности, и привлекает к совместных исследований.
Низкий развития исследовательской как компонента профессиональной преподавателя высшей педагогической характеризуется тем, что научной исследовательской не или формальный характер, например, стремится соответствовать занимаемой должности. Даже при стимулировании и контроле, например, при включении данного в контракт, заниматься научной деятельностью негативные переживания, выраженную негативную эмоциональную окраску; и научной деятельности низкая, необходимым минимумом. исследовательской деятельности не в преподаваемых курсов. Преподаватель не заинтересованности в и исследовательской деятельностью студентов, по отказывается от нее, это как и требование к профессиональной деятельности.
В виде уровней развития отношения к деятельности в таблице.
Характеристика развития к исследовательской преподавателя вуза
Уровень Критерий |
Высокий |
Средний |
Низкий
|
Увлеченность наукой |
Увлеченность деятельностью высокая, устойчивая, как и для и самореализации. |
Увлеченность деятельностью эпизодична, и в под конкретной и стимулировании. |
Увлеченность исследовательской не или формальный характер. активизируется даже при стимулировании, вызывает эмоции. |
Использование научно-исследовательской деятельности |
Осознанная включать научно-исследовательской в преподавательской деятельности. подкреплена на уровне. |
Результаты научно-исследовательской в обучения редко, и стороны воспринимаются как изолированные. |
Результаты деятельности не в содержании, в этом не ощущается. |
Организация и исследовательской студентов |
Активно в и научно-исследовательской деятельностью студентов, это как цель профессиональной деятельности. |
Заинтересованность в самостоятельной деятельности студентов эпизодична, чаще – при стимулировании. Не это как цель своей деятельности. |
Не заинтересованности в и исследовательской студентов, по отказывается от нее. |
Привлечение к научно-исследовательской деятельности |
Активно студентов к работе. это как мотив-ценность. |
Редко студентов к работе, чаще – при внешнем стимулировании. |
К научно-исследовательской студентов не даже при стимулировании. |
Заключение. Таким образом, сказать, что исследовательская деятельность в поле компетенций современного преподавателя школы. к деятельности и к ее осуществлению значимыми развития мотивационно-ценностного компонента и интегрированной компетенции преподавателя вуза, современным профессиональным образованием.
На выделенных была предложена уровневая развития к деятельности как компонента в профессиональной преподавателя вуза. Предложенная уровней отношения к исследовательской деятельности быть не для внешнего мониторинга, но и инструментом самооценки и построения программ саморазвития высшей профессиональной школы, содержит ориентиры – актуальной и более ступеней квалификации.