Полный текст статьи
Печать

Вопрос, каким должен быть преподаватель вуза, всегда стоял в центре внимания среди педагогов. Велись наблюдения, исследования, эксперименты, писались статьи и монографии, в которых предпринимались попытки создания совершенной «модели» педагога. Во всех работах речь идет о том, что должен представлять собой педагог как личность, специалист и человек вообще. Мнение студентов в данном вопросе имеет существенное значение при оценке качества сферы деятельности преподавателей вузов, так как именно они испытывают на себе ее воздействие и являются партнерами педагога в образовательном процессе.

В нашем микроисследовании мы провели анкетирование среди иностранных студентов, прибывших на обучение в Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова по программе обмена, с целью выявить каким должен быть современный преподаватель вуза в международном масштабе. 

Для достижения цели ставились и решались следующие задачи: 1. Составить анкету с небольшим количеством вопросов; 2. Описать и проанализировать результаты исследования восприятия студентами образа современного преподавателя; 3. Выявить особенности образа преподавателя высшей школы в представлениях студентов из разных стран.

Объект микроисследования: современный педагог как целостная система в сфере высшего образования. Предмет – требование к профессии в мире развивающейся науки.

В анкетировании приняли участие 10 студентов из Китая и Японии: 6 девушек и 4 молодых человека. Средний возраст – 22 года. Уровень владения русским языком у всех студентов одинаковый – продвинутый В1-В2, поэтому трудностей перевода во время анкетирования, как показалось, не возникло.  Каждый пункт был разъяснен.

В работе был использован эмпирический метод, метод опроса – анкетирование.

Описание и результаты исследования

Выявление особенностей представлений о преподавателе высшей школы, как уже говорилось, мы проводили при помощи анкетирования.

Так как опрашиваемые – иностранные студенты, именно поэтому мы составили анкету всего из 5 вопросов и нескольких вариантов ответов. Вопросы касались внешнего вида преподавателя, профессиональных и личных качеств.

Анализ анкет показал следующие результаты.

На вопрос «Важен ли для Вас внешний вид преподавателя?» мнения студентов разделились. «Да» - ответили 4 студента, «нет» - 6 студентов. Многие студенты из стран Азии отмечают, что преподаватель должен быть красивым.

На вопрос «Как должен выглядеть современный преподаватель?» все 10 студентов ответили единогласно «Свободный стиль одежды».

Также для большинства иностранных студентов не важен возраст преподавателя, его опыт и стаж. Только один респондент ответил «Молодой педагог», и трое отметили «Педагог с большим стажем работы».

Наибольший интерес представляет вопрос о профессиональных качествах преподавателя, где студенты могли выбрать несколько вариантов ответов. 

Какими профессиональными качествами обязательно должен обладать современный преподаватель 

Самые частотные ответы, как мы видим, «Излагает материал ясно и доступно», «Творческий подход и интерес к делу», «Уважительное отношение к студентам».

Неудивительно, что для иностранных студентов очень важно, чтобы преподаватель преподносил учебный материал доступно, понятно для них. Также для более легкого усвоения неродного языка необходим творческий подход. Но стоит отметить, что в азиатских странах, таких как Китай, Япония, Корея, творческий подход при организации занятия преподавателями не используется. «Уважительное отношение к студентам» отметили большинство студентов. Кроме того, для двоих это был единственный важный критерий.

Следующие по частоте ответы: «Умеет снять напряжение и усталость аудитории», «Умеет вызывать и поддерживать интерес аудитории к предмету»,  «Доброжелательность и такт по отношению к студентам». 

Возможно, это связано с тем, что у студентов по обмену каждый день по 3-4 пары по дисциплине «Русский язык как иностранный». Поэтому для них важно, чтобы преподаватель мог разнообразием заданий снять усталость и поддерживать интерес аудитории к предмету.  

Остальные ответы имеют одинаковое соотношение – по 2 человека.

Абсолютно никто из респондентов не отметил  «Соблюдает логическую последовательность в изложении».

Следующий вопрос касался индивидуальных качеств преподавателя.

На первом месте, как оказалось, для студентов важно чувство юмора преподавателя. На втором – обаяние и оптимизм. Далее следуют ум и порядочность. Коммуникабельность преподавателя отметили только два студента.

Вывод

После анализа анкет мы пришли к следующим выводам.

Большинство иностранных студентов в вопросах, в которых можно отметить несколько вариантов ответов, выделили только два варианта. Может быть это говорит о том, что они четко представляют каким именно качеством должен обладать преподаватель. Но не исключено, что что-то им было не до конца понятно, разъяснено.

Внешний вид преподавателя, его чувство юмора и обаяние, не менее важны, чем его профессиональные качества. Причем они хотят видеть перед собой свободного и оптимистичного человека.  Возможно, это связано с менталитетом. В Китае студенты называют любимого преподавателя «красавицей».

Для большей наглядности было бы интересно провести аналогичное тестирование у российских студентов. Возможно тогда особенности образа преподавателя вуза в представлениях студентов из разных стран будут очевиднее.