Полный текст статьи
Печать

Как отмечают специалисты по проблемам управления образованием, эффективность управленческого процесса определяется соответствием логике реального процесса развития, оперативностью решений субъекта управления и адекватностью решаемой проблеме, способностями оценить ситуацию руководителями образовательных учреждений, владению навыками прогнозирования и управления рисками [3, 7, 8]. Кроме того, на управление инновационным процессом влияют различные факторы внешней и внутренней среды. Следовательно, управление можно рассматривать как совокупное управление взаимосвязанными процессами. Это может быть выполнение предписаний и рекомендаций вышестоящих органов управления образованием; освоение передового педагогического опыта; изучение и обобщение педагогического опыта внутри школы; внедрение в педагогическую практику новых достижений педагогической науки и смежных наук; изучение образовательных потребностей учащихся, пожеланий родителей и социального окружения; выдвижение инновационных идей, разработка, экспертиза и внедрение инноваций внутри школы; повышение инновационного потенциала школы.

          М.М.Поташник [5]отмечает, что управление инновационной деятельностью – процесс сложный, многофункциональный, который включает определенную систему и совокупность действий. К ним можно отнести: постановку стратегических и тактических целей, анализ внешней среды с учетом неопределенности и риска, анализ инфраструктуры и возможностей учреждения, диагностика реально сложившейся ситуации, прогнозирование будущего состояния учреждения, поиск источников творческих идей и их финансирования, формирование инновационного портфеля, стратегическое и оперативное планирование, управление научными и методическими разработками, совершенствование организационных структур, анализ и оценка эффективности инноваций, разработка стратегии и тактики инновационного маркетинга, диверсификации и управление рисками и др.

Вместе с тем, на наш взгляд, задачами инновационного менеджмента можно считать: разработку и осуществление единой инновационной политики; выбор и определение инновационных идей, системы стратегий, разработку проектов и программ; ресурсное обеспечение, экспертизу и контроль за ходом инновационной деятельности; подготовку и обучение персонала; формирование проблемных целевых групп, осуществляющих решение инновационных идей и проектов, создание инновационной среды. Управление инновационными процессами предполагает сочетание стандартов и неординарности комбинаций, гибкость и неповторимость способов действия, исходя из конкретной ситуации. Поэтому в инновационном менеджменте готовых рецептов нет и не может быть.

            Ученые считают (Т.И.Шамова, М.М.Поташник и др.), что управление инновационным процессом в контексте целостного развития школы должно осуществляться комплексно и включать следующие аспекты [5, 8, 9, 10]:

-                     создание мотивационной среды, направленной на создание предпосылок для инновационно-педагогической деятельности;

-                     пропедевтическая  работа с учащимися, включающую  изучение и учёт интересов и образовательных потребностей учащихся, создание условий для адаптации детей к происходящим преобразованиям;

-                     работа с родителями, направленную на формирование позитивного отношения семьи к вводимым в школе новшествам и привлечение родителей к участию в инновационном процессе;

-                     привлечение всех субъектов внутришкольного управления с целью максимального использования имеющихся в школе ресурсов (попечительский, управляющий советы, школьное самоуправление и др.);

-                     активизация связей с окружающей школу средой для наиболее полного удовлетворения образовательных потребностей социума и привлечения в школу дополнительных ресурсов;

-                     осуществление информационного обеспечения, контроля, анализа и регулирования инновационной деятельности.

Важной составляющей успешности управления инновациями является выбор инновационной стратегии.        С.А. Репин считает, что инновационная стратегия – это целенаправленная деятельность по определению важнейших направлений, выбору приоритетов, перспектив развития организации и выработке требуемого для их достижения комплекса мероприятий. Она детерминирована политикой государства в области образования, социальным заказом, региональными и местными особенностями и может меняться в зависимости от состояния образовательной системы и социума [2].

М.М. Поташник, В.С. Лазарев, Б.П.   Мартиросян выделяют следующие основные группы стратегий развития школы [3, 5]:

– стратегию локальных изменений, направленных на улучшение, обновление отдельных участков жизнедеятельности школы, достижение частных результатов (например, освоение новых методик преподавания по отдельным предметам);

– стратегию модульных изменений, которая предполагает внесение нескольких комплексных изменений. Данная стратегия направлена на многие участки жизнедеятельности школы, следовательно, вовлекает в инновационный процесс значительную часть педагогического коллектива, усложняет управление, требует большего кадрового, материального, информационного обеспечения;

– стратегию системных изменений, которая направлена на реконструкцию всех компонентов деятельности (цель, содержание, организацию, технологии и т. д.

Все это позволяет осуществить глубокие изменения, целостную систему преобразований, упорядочить инновационный процесс в масштабе всей школы, вовлечь в системные изменения весь педагогический коллектив.

Таким образом, можно констатировать, что чем более мощным стратегическим и системным ресурсом обладает инновация, тем труднее учесть ее последствия в управлении образовательным учреждением. Это необходимо учитывать в управлении, так как  инновационный процесс – это процесс вероятностный, характеризующийся повышенной неопределенностью и рисками, невозможностью применить четкое и жесткое целеполагание, Необходимо учесть, что эффективное управление инновационным процессом реализуется через инновационный механизм. Так, Н.Х. Розов пишет, что инновационный механизм – это совокупность организационных, управленческих, финансово-экономических, правовых, информационных, технических и морально-психологических факторов (их взаимосвязь и взаимодействие), способствующих успешному осуществлению инновационной деятельности и повышению эффективности ее результатов [6]. К элементам инновационного механизма можно отнести инновационное законодательство; организационные формы инновационных отношений; методы управления, финансирования и оценки эффективности результатов инноваций; морально-психологические методы воздействия на инновационную активность; меры информационно-технологического оснащения инновационного процесса и др.

            Противоречивость и разнонаправленность инновационных процессов в реальных условиях внутришкольного управления обусловливают необходимость их упорядочения. В этом случае оптимальным способом упорядочения инновационной деятельности будет являться программно-целевое управление развитием школы. В современном понимании, программно-целевое управление – это управление реализацией целевых программ развития школы. Программа развития школы является «средством интеграции усилий всех субъектов инновационной деятельности и направлена на качественное обновление жизнедеятельности школы как целостной педагогической системы» (Л. В. Шмелькова) [2].

            Т.В Черникова Т.И. Шамова, П.И. Третьяков [7, 8] отмечают, что управление инновационными процессами предполагает следующую совокупность управленческих действий: разработка нормативно-правовой базы управления инновационным процессом;  определение содержания инноваций, обеспечивающих целостное развитие школы на основе интеграции инновационных потенциалов школы, семьи и социальной среды; разработка научно-методического сопровождения инновационного процесса; мотивация и подготовка субъектов разработки и реализации новшеств (учителя, учащиеся и их родители); обновление структуры внутришкольного управления; создание экспертного совета школы, творческих объединений педагогов, учащихся, родителей; обновление материально-технического оснащения учебно-воспитательного процесса;  внедрение личностно адаптированной системы непрерывного образования и самообразования педагогических работников, направленной на повышение профессионально-педагогической компетентности в освоении инноваций; реализация системы организационно-процедурных механизмов выдвижения, экспертизы и реализации инновационных идей; внедрение методики экспертизы инноваций; разработка и введение нормативов оценивания инновационно-педагогической деятельности; внедрение технологии определения эффективности управления инновационным процессом в школе; введение дополнительных образовательных услуг и др.

В.С.  Сидоров справедливо отмечает: чтобы успешно управлять инновационными процессами, необходимо осуществить переход от работы с однородными коллективами к работе с разнофункциональными коллективами; переход от диффузного, точечного типа изменений в практике к системному проектированию преобразовательных процессов относительно целостного участка практики; переход от субъект-объектного типа отношений внутри коллектива (распределение и закрепление функций целеполагания, проектирования только за администрацией, а исполнение – только за педагогами) к субъект-субъектному, предполагающему совместное целеполагание и проектирование преобразовательных действий, реализацию и рефлексию осуществленной деятельности (Сидоров В.С.) [2].

Немаловажным фактором успешности инноваций является наличие в школе инновационной среды – определённой системы морально-психологических отношений, подкреплённой «комплексом мер организационного, методического, психологического характера, обеспечивающих введение инноваций в образовательный процесс школы»

Большое значение для успешного управления новациями является создание инновационной среды. Среди организационно-управленческих условий создания и развития инновационной среды ученые выделяют: осуществление личностно адаптированной системы непрерывного повышения профессионально-педагогической компетентности; управленческую поддержку образовательных инициатив и педагогического творчества; создание гибкой системы организационно-процедурных механизмов выдвижения, экспертизы и реализации инновационных идей; интеграцию инновационных потенциалов образовательной среды; формирование совокупного субъекта управления инновационным процессом в школе [1]. Инновационные модели школы: учеб.-метод. пособие: В 3-х кн. – СПб., 2003.  – 203 с.

В практике управления образованием (например, в МБОУ «Бердигестяхская СОШ с углубленным изучением отдельных предметов» Горного улуса) используются различные формы интеграции инновационных усилий, повышения инновационного потенциала и вовлечения учителей в инновационную деятельность. К ним можно отнести семинары по актуальным проблемам, над которыми работает школа; стажировка, повышение квалификации; экспертно-методические советы, круглые столы, дискуссии. Среди учителей, учащихся и родителей – проведение деловых, ролевых, эвристических игр по генерированию новых педагогических идей.  Поэтому с каждым годом увеличивалось количество педагогов, мотивированных на экспериментально-исследовательскую деятельность в рамках общешкольной проблемы. Управление в инновационном режиме в данной школе осуществляется с помощью различных методов, которые представляют собой систему правил и процедур выполнения различных задач управления инновациями. Нами успешно используются специальные методы, предлагаемые П.Н.Завлиным, А.К.Казанцевым, Л.Э.Миндели, доказавшие свою эффективность в управлении инновациями: методы выявления мнений (интервью, анкетирование мнений, выборочные опросы, экспертиза); аналитические методы (системный анализ, написание сценариев, сетевое планирование, функционально-стоимостный анализ, экономический анализ); методы оценки (риска, шансов, эффективности инноваций и др.); методы генерирования идей (мозговая атака, метод синектики, морфологический анализ, деловые игры и ситуации); принятия решений (таблицы решений, построение деревьев решений, сравнение альтернатив); методы прогнозирования (экспертные, экстраполяции, аналогии, метод Дельфи, имитационные модели), наглядного представления (графические модели, должностные описания и инструкции); методы аргументации (презентации, ведение переговоров) (П.Н.Завлин, А.К.Казанцев, Л.Э.Миндели) [1, 2]. Нами также весьма успешно используются следующие методы руководства инновационной деятельностью: формированияе творческих, исследовательских групп; мотивация (стимулирование, создание креативного поля, мотивирующий контроль); создание условий для профессионального роста членов педколлектива; регулирование социально-психологического климата в коллективе, формирование внутришкольной культуры, интегрирующей усилия субъектов инновационного процесса в достижении целей развития школы [6]. Специально организованное управление инновациями привело к следующему результату:  школа трижды становилась республиканской и получала гранты Президента РС (Я),   на данный момент является федеральной экспериментальной площадкой.

Таким образом, как указывает А.Д. Николаева, управление инновационным процессом в образовательном учреждении – это  специальное и определённым образом организованное взаимодействие управляющих и управляемых систем, направленное на повышение результата образования через введение нового в цели, содержание и организацию осуществляемой школой работы [4].