Полный текст статьи
Печать

Профессиональная компетентность учителя- решающий фактор обеспечения качества  образования. Повышение компетентности педагогов необходимое условие развития современной школы. Под профессионализмом и педагогическим мастерством учителя принято считать его профессиональную компетентность

Под профессиональной компетентностью понимается совокупность профессиональных и личностных качеств, необходимых для успешной педагогической деятельности. Поэтому понятие профессиональной компетентности педагога выражает единство его теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности и характеризует его профессионализм.

Профессиональная компетентность- это качество действий учителя, обеспечивающих  эффективное решение педагогических проблем и типичных профессиональных задач, возникающих в ситуациях педагогической деятельности, с использованием жизненного опыта, имеющейся квалификации, общепризнанных ценностей, владение современными образовательными технологиями, технологиями педагогической диагностики, психолого-педагогической коррекции, методическими приемами, педагогическими средствами и их постоянное совершенствование, использование методических идей, методической  литературы и иных источников информации в области компетенции и методик преподавания для построения современных занятий с учащимися, осуществление оценочно ценностной рефлексии.

Компетентностный педагог-это педагог, знающий основы пед науки и нормативное обеспечение, теории и методики обучения и воспитания, владеющий практикой их применения.

Критерии компетентности учителя, составляющие компетентности:

  • · Педагогическая деятельность (Уровень обученности Уровень сформированности ОУУН Инновационная работа Самообразование, исследовательская работа Образование, квалификация Самоанализ, самодиагностика).
  • · Психолого-педагогическое общение (Психолого-педагогическое общение: Интерес, мотивация Сознательное обучение Отношения: учитель ученик Учет индивидуальных особенностей ученика)
  • · Личность учителя (Эмоциональность Выразительность речи Творческое начало личности Организаторские способности Чувство юмора Настойчивость, дисциплинированность).

Критерии оценки учителя учениками: 1. Профессиональное мастерство 2. Ответственность 3. Чувство юмора 4. Организаторские способности 5. Творческие способности 6. Выразительность речи 7. Остроумие 8. Эмоциональность 9. Уважение к ученикам 10. Умение понять ученика и найти с ним общий язык 11. Доверие к ученикам 12. Доброта 13. Справедливость 14. Отходчивость 15. Строгость 16. Не обзывать учеников.

Цель школы: подготовить выпускника, обладающего необходимым набором современных знаний, умений и качеств, позволяющих ему уверенно чувствовать себя в самостоятельной жизни.

Основные задачи: создание условий для развития и самореализации учеников; усвоение продуктивных знаний, умений; развитие потребностей пополнять свои знания на протяжении всей жизни.

В связи с этим в современном педагогическом процессе существенно возрастает роль профессионально компетентных педагогов к организуемой ими учебной деятельности учащихся.

Современной российской школе нужен учитель, способный к постоянному профессиональному совершенствованию и умеющий выбирать необходимые направления и формы для собственного профессионального роста. В данное время в образовательной системе созданы все условия для повышения профессиональной компетентности учителя. Существуют различные формы и направления  повышения квалификации педагога в предметных областях и в направлении воспитательной работы.

Эффективность  и качество образовательного процесса напрямую зависит от развития учительского потенциала,  от того, насколько каждый педагог компетентно выполняет свои обязанности, насколько успешно он может реализовать себя в своей педагогической деятельности, которая настолько многогранна, сложна и индивидуальна, что на первый взгляд кажется, что единых подходов к ее оценке просто не существует. Таким образом, профессия педагога постепенно переходит в разряд, характеризующийся высочайшим уровнем мобильности. Кроме того, она становится все более сложной, что предполагает появление новых задач, поведенческих парадигм и взглядов. Поэтому система развития профессионализма педагогов должна представлять собой связную комбинированную систему различных уровней. Только непрерывное повышение профессиональной компетентности может способствовать самореализации личности педагога, его креативных способностей и способствовать постоянному росту его профессионального мастерства. И только такой педагог, саморазвивающийся и самосовершенствующийся, готовый меняться и работать в изменяющихся условиях способен перевести образовательный процесс на новое качество и давать обучающимся качественное образование

Профессионально компетентным можно назвать учителя, который на достаточно высоком уровне осуществляет педагогическую деятельность, педагогическое общение, достигает стабильно высоких результатов в обучении и воспитании учащихся.

Исходя из современных требований, предъявляемых к педагогу, школа определяет основные пути развития его профессиональной компетентности:

  • · Система повышения квалификации.
  • · Аттестация педагогических работников на соответствие занимаемой должности и квалификационную категорию.
  • · Самообразование педагогов.
  • · Активное участие в работе методических объединений, педсоветов, семинаров, конференций, мастер-классов.
  • · Востребованными формами методической работы являются теоретические и научно-практические конференции, форумы, съезды учителей.
  • · Владение современными образовательными технологиями, методическими приемами, педагогическими средствами и их постоянное совершенствование.
  • · Овладение информационно-коммуникационными технологиями. Участие в различных конкурсах, исследовательских работах.
  • · Обобщение и распространение собственного педагогического опыта, создание публикаций.

Ни один из перечисленных способов не будет эффективным, если педагог сам не осознает необходимости повышения собственной профессиональной компетентности. Отсюда вытекает необходимость мотивации и создания благоприятных условий для педагогического роста. Необходимо создать те условия, в которых педагог самостоятельно осознает необходимость повышения уровня собственных профессиональных качеств. Анализ собственного педагогического опыта активизирует профессиональное саморазвитие педагога, в результате чего развиваются навыки исследовательской деятельности, которые затем интегрируются в педагогическую деятельность.

Педагогов разделяют по стажу и опыту работы на категории:

1. Начинающие педагоги- 1-2 года.       Они отличаются поведением, ориентированным на внешние правила, образцы, рекомендации. Это объясняется небольшим опытом; страхом потерпеть неудачу или совершить ошибку.

2. Молодые специалисты-2-5 лет.          Эти испытывают трудности при разграничении важных характеристик учебно-воспитательного процесса от второстепенных; стремятся выделить компоненты, составляющие реальную педагогическую ситуацию, подвергнуть их педагогическому и психологическому анализу.

3. Опытные учителя -5-10 лет. Стадия “учительской компетентности”. Способны самостоятельно организовать и спланировать как свою, так и детскую деятельность. Характерной особенностью является умение справиться с часто неординарными ситуациями.

4. Профессионалы- 10-20 лет. Период “профессионального мастерства”. Характерно умение целостно, системно видеть педагогическую реальность, вычленять наиболее существенные элементы педагогической практики.

5. Эксперты свыше 20 лет.           Стадия профессионального становления. Склонны в своей деятельности к интуитивному схватыванию сложной, требующей незамедлительного решения педагогической ситуации, отбрасывая все второстепенное. Могут за внешними проявлениями увидеть глубокие, не лежащие на поверхности причины. Способны структурировать социально-психологические мотивы, определяющие тот или иной поведенческий акт подопечного.

Развитие профессиональной компетентности это динамичный процесс усвоения и модернизации профессионального опыта, ведущий к развитию индивидуальных профессиональных качеств, накоплению профессионального опыта, предполагающий непрерывное развитие и самосовершенствование.

В современных условиях требования к профессиональной компетентности учителя предъявляет не только новый образовательный стандарт, но и время, в котором мы живем. И перед каждым учителем поставлена сложная, но разрешимая задача «оказаться во времени». Чтобы это произошло каждый, выбравший профессию учителя, периодически должен вспоминать очень важные и правильные слова русского педагога, основоположника научной педагогики в России, Константина Дмитриевича Ушинского, на которых я и закончу своё выступление: «В деле обучения и воспитания, во всем школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя. Учитель живет до тех пор, пока он учится. Как только он перестает учиться, в нем умирает учитель».