Профессиональная компетентность учителя- решающий фактор обеспечения качества образования. Повышение компетентности педагогов необходимое условие развития современной школы. Под профессионализмом и педагогическим мастерством учителя принято считать его профессиональную компетентность
Под профессиональной компетентностью понимается совокупность профессиональных и личностных качеств, необходимых для успешной педагогической деятельности. Поэтому понятие профессиональной компетентности педагога выражает единство его теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности и характеризует его профессионализм.
Профессиональная компетентность- это качество действий учителя, обеспечивающих эффективное решение педагогических проблем и типичных профессиональных задач, возникающих в ситуациях педагогической деятельности, с использованием жизненного опыта, имеющейся квалификации, общепризнанных ценностей, владение современными образовательными технологиями, технологиями педагогической диагностики, психолого-педагогической коррекции, методическими приемами, педагогическими средствами и их постоянное совершенствование, использование методических идей, методической литературы и иных источников информации в области компетенции и методик преподавания для построения современных занятий с учащимися, осуществление оценочно ценностной рефлексии.
Компетентностный педагог-это педагог, знающий основы пед науки и нормативное обеспечение, теории и методики обучения и воспитания, владеющий практикой их применения.
Критерии компетентности учителя, составляющие компетентности:
- · Педагогическая деятельность (Уровень обученности Уровень сформированности ОУУН Инновационная работа Самообразование, исследовательская работа Образование, квалификация Самоанализ, самодиагностика).
- · Психолого-педагогическое общение (Психолого-педагогическое общение: Интерес, мотивация Сознательное обучение Отношения: учитель ученик Учет индивидуальных особенностей ученика)
- · Личность учителя (Эмоциональность Выразительность речи Творческое начало личности Организаторские способности Чувство юмора Настойчивость, дисциплинированность).
Критерии оценки учителя учениками: 1. Профессиональное мастерство 2. Ответственность 3. Чувство юмора 4. Организаторские способности 5. Творческие способности 6. Выразительность речи 7. Остроумие 8. Эмоциональность 9. Уважение к ученикам 10. Умение понять ученика и найти с ним общий язык 11. Доверие к ученикам 12. Доброта 13. Справедливость 14. Отходчивость 15. Строгость 16. Не обзывать учеников.
Цель школы: подготовить выпускника, обладающего необходимым набором современных знаний, умений и качеств, позволяющих ему уверенно чувствовать себя в самостоятельной жизни.
Основные задачи: создание условий для развития и самореализации учеников; усвоение продуктивных знаний, умений; развитие потребностей пополнять свои знания на протяжении всей жизни.
В связи с этим в современном педагогическом процессе существенно возрастает роль профессионально компетентных педагогов к организуемой ими учебной деятельности учащихся.
Современной российской школе нужен учитель, способный к постоянному профессиональному совершенствованию и умеющий выбирать необходимые направления и формы для собственного профессионального роста. В данное время в образовательной системе созданы все условия для повышения профессиональной компетентности учителя. Существуют различные формы и направления повышения квалификации педагога в предметных областях и в направлении воспитательной работы.
Эффективность и качество образовательного процесса напрямую зависит от развития учительского потенциала, от того, насколько каждый педагог компетентно выполняет свои обязанности, насколько успешно он может реализовать себя в своей педагогической деятельности, которая настолько многогранна, сложна и индивидуальна, что на первый взгляд кажется, что единых подходов к ее оценке просто не существует. Таким образом, профессия педагога постепенно переходит в разряд, характеризующийся высочайшим уровнем мобильности. Кроме того, она становится все более сложной, что предполагает появление новых задач, поведенческих парадигм и взглядов. Поэтому система развития профессионализма педагогов должна представлять собой связную комбинированную систему различных уровней. Только непрерывное повышение профессиональной компетентности может способствовать самореализации личности педагога, его креативных способностей и способствовать постоянному росту его профессионального мастерства. И только такой педагог, саморазвивающийся и самосовершенствующийся, готовый меняться и работать в изменяющихся условиях способен перевести образовательный процесс на новое качество и давать обучающимся качественное образование
Профессионально компетентным можно назвать учителя, который на достаточно высоком уровне осуществляет педагогическую деятельность, педагогическое общение, достигает стабильно высоких результатов в обучении и воспитании учащихся.
Исходя из современных требований, предъявляемых к педагогу, школа определяет основные пути развития его профессиональной компетентности:
- · Система повышения квалификации.
- · Аттестация педагогических работников на соответствие занимаемой должности и квалификационную категорию.
- · Самообразование педагогов.
- · Активное участие в работе методических объединений, педсоветов, семинаров, конференций, мастер-классов.
- · Востребованными формами методической работы являются теоретические и научно-практические конференции, форумы, съезды учителей.
- · Владение современными образовательными технологиями, методическими приемами, педагогическими средствами и их постоянное совершенствование.
- · Овладение информационно-коммуникационными технологиями. Участие в различных конкурсах, исследовательских работах.
- · Обобщение и распространение собственного педагогического опыта, создание публикаций.
Ни один из перечисленных способов не будет эффективным, если педагог сам не осознает необходимости повышения собственной профессиональной компетентности. Отсюда вытекает необходимость мотивации и создания благоприятных условий для педагогического роста. Необходимо создать те условия, в которых педагог самостоятельно осознает необходимость повышения уровня собственных профессиональных качеств. Анализ собственного педагогического опыта активизирует профессиональное саморазвитие педагога, в результате чего развиваются навыки исследовательской деятельности, которые затем интегрируются в педагогическую деятельность.
Педагогов разделяют по стажу и опыту работы на категории:
1. Начинающие педагоги- 1-2 года. Они отличаются поведением, ориентированным на внешние правила, образцы, рекомендации. Это объясняется небольшим опытом; страхом потерпеть неудачу или совершить ошибку.
2. Молодые специалисты-2-5 лет. Эти испытывают трудности при разграничении важных характеристик учебно-воспитательного процесса от второстепенных; стремятся выделить компоненты, составляющие реальную педагогическую ситуацию, подвергнуть их педагогическому и психологическому анализу.
3. Опытные учителя -5-10 лет. Стадия “учительской компетентности”. Способны самостоятельно организовать и спланировать как свою, так и детскую деятельность. Характерной особенностью является умение справиться с часто неординарными ситуациями.
4. Профессионалы- 10-20 лет. Период “профессионального мастерства”. Характерно умение целостно, системно видеть педагогическую реальность, вычленять наиболее существенные элементы педагогической практики.
5. Эксперты свыше 20 лет. Стадия профессионального становления. Склонны в своей деятельности к интуитивному схватыванию сложной, требующей незамедлительного решения педагогической ситуации, отбрасывая все второстепенное. Могут за внешними проявлениями увидеть глубокие, не лежащие на поверхности причины. Способны структурировать социально-психологические мотивы, определяющие тот или иной поведенческий акт подопечного.
Развитие профессиональной компетентности это динамичный процесс усвоения и модернизации профессионального опыта, ведущий к развитию индивидуальных профессиональных качеств, накоплению профессионального опыта, предполагающий непрерывное развитие и самосовершенствование.
В современных условиях требования к профессиональной компетентности учителя предъявляет не только новый образовательный стандарт, но и время, в котором мы живем. И перед каждым учителем поставлена сложная, но разрешимая задача «оказаться во времени». Чтобы это произошло каждый, выбравший профессию учителя, периодически должен вспоминать очень важные и правильные слова русского педагога, основоположника научной педагогики в России, Константина Дмитриевича Ушинского, на которых я и закончу своё выступление: «В деле обучения и воспитания, во всем школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя. Учитель живет до тех пор, пока он учится. Как только он перестает учиться, в нем умирает учитель».