Полный текст статьи
Печать

Модель агрошколы прошла достаточную апробацию, но все еще рано говорить о том, что данный вид сельской школы находит свой, прежде всего, правовой статус, т.е. пройдены не все этапы становления и развития ([1], [2], [3], [4] и др.). Если модель кадетской школы была принята в свое время относительно быстро, то агрошкола постоянно сталкивается с проблемами нормативно-правового, финансово-экономического, материально-технического и кадрового обеспечения.

Агрошколы – это инновационные общеобразовательные учреждения, реализующие программы основного общего и среднего (полного) образования, обеспечивающие подготовку обучающихся по предметам агротехнологического профиля, реализующие образовательные программы допрофессиональной подготовки.

Принципиально новым в деятельности агрошкол является то положение, что «на основании договоров с высшими учебными заведениями, а также учреждениями, предприятиями и организациями (кооперативами, обществами и другими юридическими лицами) агрошколы могут осуществлять целевую подготовку обучающихся с последующим их обучением в высшем учебном заведении и трудоустройством в этих учреждениях, предприятиях и организациях (кооперативах, обществах и др.). При наличии соответствующей материально-технической базы, лицензии на право ведения образовательной деятельности в области профессиональной подготовки, а также по договорам с заинтересованными предприятиями, организациями, учебными заведениями агрошколы могут осуществлять профессиональную подготовку обучающихся с присвоением выпускникам в установленном порядке соответствующей квалификации» (п. 3.6 раздела 3 «Примерного положения агрошколы»).

Первыми шагами по поддержке агрошкол стали принятие распоряжения Президента Республики Саха (Якутия) от 16 октября 2003 года № 223-РП «О поддержке и развитии сельских общеобразовательных школ, работающих по агротехническому профилю (агрошкол) Республики Саха (Якутия)» и подписание Соглашения о сотрудничестве между министерствами по образованию и сельского хозяйства в области развития села и сельских школ на 2004-2006 годы от 17.08.2003 г. Принятие указанного распоряжения нацеливало государственные и муниципальные органы на поддержку развития системы агрошкол в республике, а самих школ к более высоким результатам в обучении и воспитании сельских школьников. Следующим новым этапом стало принятие Постановления Правительства Республики Саха (Якутия) №107 от 24.03.2009 г. «О развитии агрошкол и подсобных хозяйств образовательных учреждений Республики Саха (Якутия)». На основе данного постановления агрошколы получали государственный статус республиканского уровня наряду с лицеями и гимназиями с соответствующим коэффициентом финансирования, что стало одним из стимулирующих факторов. Были утверждены «Примерные положения об образовательном учреждении агротехнологического профиля (агрошколе) Республики Саха (Якутия) и о подсобном хозяйстве образовательного учреждения Республики Саха (Якутия)».

Первые средние общеобразовательные агропрофилированные школы в республиканской системе образования появились в 1988 году. Новатором идеи «агродвижения» стала Диринская средняя школа Чурапчинского улуса, под руководством директора И.Г.Корякина. С тех пор количество агрошкол увеличивается, расширяется их география, появляются новые профили.

Республиканская система образования остается пионером в этой области, накоплен огромный опыт и соседние регионы (Амурская область, Республика Бурятия и др.) также следуют путем создания агрошкол. Но, пример с Удинской школой Бурятии говорит о том, что там ведется профильное обучение, нацеленное на поступление в колледжи и вузы с углубленным (выборочным, элективным) изучением отдельных предметов («Основы ведения фермерского хозяйства», «Введение в методику математических, химических и физических исследований» и др.) [5, с. 23].

Здесь нужно отличать углубленное изучение отдельных предметов от профильного обучения в целом. От уровневой или профильной дифференциации обучения необходимо формировать индивидуальные образовательные маршруты учащихся. В отличие от организации школ с фермерским (подсобным) хозяйством, организованные в центральных областях России, особенностью профилирования агрошкол в условиях республики является ориентация на усиление содержательной части образовательного процесса сельскохозяйственной тематикой. По принятому положению количество учащихся охваченных агропрофилированным обучением должно быть не менее 70% от общего количества учащихся, в некоторых агрошколах этот показатель достигает 100%. Другой отличительной особенностью образовательных задач агрошколы является усиление сельскохозяйственной грамотности школьников. Оптимальный объем умений и знаний по сельскохозяйственному производству, полученный ими в школе, не только способствует их адаптации на селе за счет грамотного ведения хозяйства, но и получать среднее и высшее профессиональное образование.

Школы, претендующие на получение статуса общеобразовательной школы с агротехническим профилем (агрошколы) должны отвечать следующим требованиям:

- ведение профессионально-ориентационной работы, направленной на перспективу развития личности, отвечающей интересам ее профессионального самоопределения;

- тесное сотрудничество школы с учреждениями науки и профессионального образования по направлениям, связанным с сельскохозяйственным производством, опытничеством и экологией;

- организация проектно-исследовательской деятельности школьников, развитие детского творчества по профилю школы, участие школьников на выставках, конкурсах, олимпиадах, научно-практических конференциях улусного (районного) и республиканского уровней;

- организация круглогодичной учебно-воспитательной деятельности школы на базе подсобного хозяйства, пришкольного участка, закрепленной земельной площади, лесного и водного участков, учебно-производственной мастерской, учебно-производственного комбината, а также фермерских, кооперативных и иных хозяйствах на основе договора в интересах развития трудового, экономического образования и укрепления здоровья школьников;

- предпринимательская деятельность, ведение школьного хозяйства с прибылью, обращенной в пользу учебно-воспитательного процесса, улучшения учебно-материальной базы и горячего питания школьников, предусмотренных Уставом общеобразовательного учреждения;

- организация профессионального роста педагогических кадров, привлечение их к научно-исследовательской работе;

- наличие учебно-производственной базы (сельскохозяйственных машин, земельных участков, домашнего скота, стойла, цехов переработки продукции);

- отсутствие грубых нарушений общественного порядка и правонарушений среди учащихся агрошколы.

Агрошколы должны иметь круглогодичный цикл учебно-производственной деятельности, но большая нагрузка производственного характера совпадает с теплым периодами года: весной, летом и осенью. В целях формирования целостного образовательного пространства необходимо исходить из непрерывности технологических процессов. Методика анализа качества учебного процесса должна основываться на положении о том, что учебный процесс является частным случаем технологического процесса, и поэтому ему свойственны такие же методы анализа, какие приняты для производственных процессов. Данный принцип должен стать системообразующим, связующим другие принципы (соединения обучения с общественно полезным производительным трудом, политехнизации общего среднего образования).

В силу этих основополагающих принципов агрошколы и должны вести свою учебно-воспитательную работу как непрерывную деятельность, как непрерывный процесс обогащения жизненным опытом и умениями учиться, работать и жить в современных рыночных условиях. Посильный по возрасту труд, требуемый растущим организмом школьников в сочетании с благотворным влиянием окружающей природы составляют необходимую воспитывающую среду. Агропрофилированные школы на результатах учебно-производственной деятельности проводят реальное рыночное экономическое образование школьников. Вся совокупность произведенной продукции становится предметом рефлексии результатов трудового вклада каждого школьника, анализа деятельности групп и всей школы – это становится впоследствии базой формирования дидактических средств и дополнительного практического материала для образовательных областей, форм и методик образовательного процесса. За счет своей продукции агрошколы организуют полноценное горячее питание школьников.