Полный текст статьи
Печать

Give the pupils something to do, not something to learn.

John Dewey

Проект – временная целенаправленная деятельность на получение уникального результата

Цель проектной деятельности – понимание и применение учащимися знаний, умений и навыков, приобретенных при изучении различных предметов

В условиях реализации ФГОС одним из эффективных методов обучения иностранным языкам является проектная методика. Она наиболее полно обеспечивает личностно-ориентированное обучение.

Применение проектной методики на уроках иностранного языка – это один из способов развития и раскрытия творческого потенциала учащегося, а вместе с этим его познавательной деятельности и самостоятельности, что и делает его приоритетным методом в сфере ФГОС.

Проектный метод дает детям возможность выражать свои собственные идеи в удобной и наиболее приемлемой для них форме, например, разработка и подготовка мультимедиа презентаций, плакатов, стенгазет, открыток.

В сфере перехода на новые общеобразовательные стандарты проектная методика и использование ИКТ на уроках иностранного языка имеет особые преимущества в сфере обучения и воспитания разносторонне-развитой личности учащегося.

В сфере реализации ФГОС в учебно-образовательном процессе делается акцент на формирование УУД, проектная методика полностью соответствует требованиям ФГОС, т.к. она развивает следующие умения и навыки: самостоятельность, предприимчивость, активность и изобретательность, мотивация к изучению иностранного языка, саморегуляция и самоорганизация учащихся, способность находить, извлекать нужную информацию из различных источников, проецировать и проектировать свои идеи в креативной форме, отстаивать свое мнение, опираясь с уверенностью на изученные данные по определенной тематике, совершенствовать коммуникативные навыки, способность работать индивидуально и проявлять себя в группе.

На своих уроках я сочетаю метод проектов с использованием ИКТ, т.к. считаю, что в настоящее время это неотъемлемая часть учебно-воспитательного процесса, позволяющая осуществить деятельностный подход в обучении, успешно формировать коммуникативную и информационную компетентность моих учеников. Кроме того, применение ИКТ является эффективным фактором для развития мотивации учащихся.

Метод проектов помогает мне наиболее полно учитывать индивидуальные особенности моих учащихся и ориентироваться на их опыт, уровень интеллектуального, нравственного и физического развития, особенности их памяти, восприятия и мышления.

С полной уверенностью могу утверждать, что метод проектов позволяет решить проблему мотивации и интереса к изучаемому языку, создать положительный настрой у учащихся и научить их применять полученные знания, умения и навыки на практике для решения проблем.

Я работаю по УМК Афанасьевой О.В., Михеевой И.В. “Rainbow English” в 5-8 классах. По замыслу авторов, начиная с третьего года обучения (4-й класс) ученики оформляют так называемый Английский альбом (English Album), постепенно пополняя его новыми страничками. К примеру, их просят нарисовать свое генеалогическое дерево, дополнить его фотографиями или рисунками и написать по-английски краткую информацию о себе и некоторых членах своей семьи (Unit 1). Другой вариант проектного задания следующий: школьников просят нарисовать или сфотографировать свои любимые блюда и написать по-английски, кто их обычно готовит и когда они подаются к столу (Unit 5). Подобные задания творческого характера, как представляется, могут дать учащимся возможность применить на практике вновь полученные знания и умения, сравнить свои работы с работами других учеников, проследить свои успехи в изучении английского языка от года к году при условии, что Английский альбом, в определенной степени заменяющий портфолио, будет аккуратно и постоянно пополняться.

Вот примеры проектов, которые предлагают учащимся выполнить в завершении учебной ситуации:

5 класс

Project Work 1. HOLIDAYS ARE OVER

Write an e-mail or a letter to your imaginary pen friend about your summer. Illustrate it with pictures.

Project Work 2. FAMILY HISTORY

Write about your grandparent or great-grandparent. Illustrate your story with pictures.

Project Work 3. HEALTHY WAYS

Write what you do to keep healthy. Illustrate your story with pictures.

Project Work 4. AFTER SCHOOL

Write about your hobby or a hobby you would like to have. Illustrate your story with pictures.

Project Work 5. FROM PLACE TO PLACE

Write about an interesting place in your country or abroad. Illustrate your story with pictures.

Project Work 6. ABOUT RUSSIA

Write an-email to your imaginary pen friend; invite him or her to come to Russia. Give good reasons why he or she must do it.

8 класс

Project Work 1. SPORT AND OUTDOOR ACTIVITIES

Find information about some Olympic Games. Describe the Games and their results. Illustrate your story with pictures. Ask your family and/or friends to help you.

Project Work 2. PERFORMING ARTS: THEATRE

Find out what happened to Olivia, Viola, Orsino, Duke of Illyria and Sebastian in Shakespeare’s “The Twelfth Night”. Write a story about their adventures. Illustrate your story with the photos of the actors who played in the performance or pictures of scenery from the Internet, or your own pictures. Ask your family and/or friends to help you if necessary.

Project Work 3. PERFORMING ARTS: CINEMA

Write about your favourite Russian film, explain why you like it. Illustrate your story with pictures. Don’t forget to think of an outline for your story before you write it. Ask your family and/or friends to help you if necessary.

Project Work 4. THE WHOLE WORLD KNOWS THEM

Think of one or two people who you could name your role models. Describe them. Illustrate your story with pictures. Ask your family and/or friends to help you if necessary. Don't forget about an outline for your story before you begin writing it.

Все проекты мои ученики выполняют в разных формах: в электронном виде (презентация, созданная с помощью Microsoft Office Power Point или Microsoft Office Publisher) или на бумажном носителе (на листе А4 или А1 в виде реферата, стенгазеты, коллажа или рекламного буклета).

Оценка проектной работы – непростое дело. Ведь иностранный язык – это только составная часть всего проекта. Считаю, что неправильно оценивать проект только на основе лингвистической правильности. Оценку следует выставлять за проект в целом, учитывая его многоплановость, уровень проявленного творчества, четкость презентации. Важно практическое использование результатов работы над проектом в качестве наглядных пособий, докладов на других уроках, выставках и т.д.

К критериям внешней оценки проекта относятся:

– значимость и актуальность выдвинутых проблем, адекватность их изучаемой тематике;

– корректность используемых методов исследования и методов обработки получаемых результатов;

– активность каждого участника проекта в соответствии с его индивидуальными возможностями;

– коллективный характер принимаемых решений;

– характер общения и взаимопомощи участников проекта;

– необходимая и достаточная глубина проникновения в проблему, привлечение знаний из других областей;

– доказательность принимаемых решений, умение аргументировать свои заключения, выводы;

– эстетика оформления результатов проекта;

– умение отвечать на вопросы оппонентов.

Таким образом, я считаю, что проектная методика – это путь к активизации всех учащихся на уроке, т.к. учащиеся с разным уровнем подготовки могут принимать участие в создании проекта в соответствии со своими возможностями, знаниями, умениями и навыками. Метод проектов способствует развитию активного самостоятельного мышления учащихся и ориентирует их на совместную исследовательскую работу. На мой взгляд, проектное обучение актуально тем, что учит детей сотрудничеству, а обучение сотрудничеству воспитывает такие нравственные ценности, как взаимопомощь и умение сопереживать, формирует творческие способности и активизирует обучаемых. В общем, в процессе проектного обучения, прослеживается неразрывность обучения и воспитания.