Полный текст статьи
Печать

Согласно ФГОС [1] важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности универсальных учебных действий, которые помогут учащимся «научиться учиться», что является основой способности к дальнейшему саморазвитию и самообразованию. В концепции универсальных учебных действий, наряду со многими универсальными действиями, выделены действия смыслового чтения. Чтение – фундамент всех образовательных результатов, обозначенных ФГОС. Умения чтения в современном информационном обществе носят «метапредметный характер», а смысловое чтение направлено на понимание читающим смыслового содержания текста.

Процесс чтения состоит из трех фаз. Первая – это восприятие текста, раскрытие его содержания и смысла, своеобразная расшифровка, когда из отдельных слов, фраз, предложений складывается общее содержание. В этом случае чтение включает: просмотр, установление значений слов, нахождение соответствий, узнавание фактов. Вторая – это извлечение смысла, объяснение найденных фактов с помощью привлечения имеющихся знаний, интерпретация текста. Здесь происходит упорядочивание и классифицирование, объяснение и суммирование, различение, сравнение и сопоставление, группировка, анализ и обобщение, соотнесение с собственным опытом, размышление над контекстом и выводами. Третья – это создание собственного нового смысла, то есть – присвоение добытых новых знаний как собственных в результате размышления.

В научной литературе «стратегии смыслового чтения» понимаются как различные комбинации приемов, которые используют учащиеся для восприятия графически оформленной текстовой информации и ее переработки в личностно-смысловые установки в соответствии с коммуникативно-познавательной задачей [2, 3].

Стратегия – одинаковый способ работы с материалом при изменении самого материала. Стратегия чтения – путь и программа действий чтеца. Стратегиальный читатель должен обладать набором стратегий. В целом насчитывается около ста стратегий чтения, и согласно статистике, около 30-40 применяется в школе. Право выбора остается за учителем [4].

Рассмотрим некоторые из существующих стратегий:

Всем известна стратегия кластер. Кластер – графический прием систематизации материала. Кластер в переводе с английского означает «гроздь», «созвездие» – отражение нелинейной формы мышления, способ графической организации мышления, наглядный мозговой штурм. Эта стратегия возможна на любой стадии освоения материала.

Также прием заполнение таблицы «Знаю – Хочу узнать – Узнал» сокращенно ЗХУ – интерактивный методический прием, направленный на развитие обратной связи в познавательном процессе.

Это очень удобный способ структурирования и систематизации изучаемого материала. При применении таблицы ЗХУ в учебном процессе происходит двустороння активность: как со стороны учителя, так и со стороны учащихся. В ходе заполнения таблицы ученики учатся соотносить между собой уже знакомое и новое, определять свои познавательные запросы, опираясь при этом на уже известную информацию.

Эффективным будет использование приема «Знаю. Хочу знать. Узнал» на занятии, за которым последует в дальнейшем исследовательская деятельность учащихся. Работа же с таблицей является своеобразной установкой на последующую самостоятельную деятельность.

Я в своей работе использую и прием «Fishbone». В основе Фишбоуна – схематическая диаграмма в форме рыбьего скелета. В мире данная диаграмма широко известна под именем Ишикавы (Исикавы) – японского профессора, который и изобрел метод структурного анализа причинно-следственных связей. Схема Фишбоун представляет собой графическое изображение, позволяющее наглядно продемонстрировать определенные в процессе анализа причины конкретных событий, явлений, проблем и соответствующие выводы или результаты обсуждения [5].

При этом технология работы может варьироваться. 1. Индивидуальный путь. У всех текст одинаковый. В этом случае чтение текста и составление схемы происходит индивидуально. На этапе рефлексии возможен обмен мнениями, добавления в составленную схему, суммирование информации в единую схему, представленную на доске. 2. Парная или групповая работа. Возможно использование разных текстов по одной проблеме. Каждая группа получает для чтения свой текст; чтение текста происходит индивидуально, составление схемы – в группах (но на этих схемах оставляется место для добавления верхних и нижних косточек); происходит обмен информацией между группами, в результате чего появляется общая схема. Группы не соревнуются между собой. В этой ситуации осуществляется взаимоконтроль, консультирование и обучение слабых учащихся их товарищами, более глубокое осмысление материала сильными.

Пример использования стратегии «Fishbone»:

Английский язык. RainbowEnglish. 4 класс. Учебник. Часть 1. Афанасьева О.В., Михеева И.В., 2014[1] с. 77 № 4:

A lot of houses in England have two floors, two or three bedrooms, a living room, a kitchen, one or two bathrooms and a hall. Bedrooms are usually upstairs. Kitchens and halls are downstairs. You can often see a bathroom upstairs and downstairs. In England they like gardens. Little gardens with one or two trees and a lot of flowers can be in front of a houses or behind it. You can often see roses in these gardens. Sometimes next to a house you can see a garage. In English towns the streets are often narrow and the houses are small In Britain they say, "My house is my castle!"

К стратегиям смыслового чтения относятся технологии, направленные на развитие критического мышления учеников. Критическое мышление означает систему суждений, которая используется для анализа вещей и событий с формулированием обоснованных выводов и позволяет выносить обоснованные оценки, интерпретации, а также корректно применять полученные результаты к ситуациям и проблемам. При этом возникают ситуации, когда приходится корректировать собственные убеждения или даже отказываться от них, если они противоречат новым знаниям

Еще один метод «Шесть шляп». Стратегия «шести шляп» предполагает шесть разных видов мышления. Каждая цветная шляпа указывает на роль, на определенный тип мышления и деятельности.

Белая шляпа – беспристрастные факты, информация.

Надевая шляпу белого цвета, учащиеся констатируют факты, цифры без каких-либо эмоций и субъективных оценок.

Желтая шляпа это положительное, позитивное мышление.

Учащиеся данной группы выделяют только позитивные стороны для аргументирования.

Черная шляпа – минусы.

Надевая шляпу данного цвета, учащиеся выявляют противоречия, недостатки, их причины, называют только отрицательные черты.

Красная шляпа – эмоции.

Надевая красную шляпу, учащиеся группы называют эмоции, возникшие в связи с исследуемым предметом, указывают, с чем они связаны, как изменяются эмоции, определяют связь изменения эмоционального состояния с рассматриваемыми явлениями.

Зеленая шляпа это творческое начало и расцвет новых идей, поиск новых граней в изучаемом материале.

Надевая зелёную шляпу, учащиеся презентуют свой проект, свою идею остальным членам групп. Предлагают свой вариант того, что можно усовершенствовать.

Синяя шляпа связана с организацией и управлением. Это осмысление, поиск обобщающих параллелей, общие выводы.

Надевая шляпу синего цвета, учащиеся группы обобщают и анализируют полученную информацию, оценивают работу каждой творческой группы с точки зрения поставленной перед данной группой цели.

Шляпу очень легко надеть и снять. Это важно всегда, во всех ситуациях, когда человек должен уметь применять все ресурсы своего мышления, уметь менять тип мышления и деятельности в зависимости от поставленной задачи.

Технологии развития критического мышления, как и стратегии развития смыслового чтения направлены на формирование вдумчивого читателя, который анализирует, сравнивает, сопоставляет и оценивает знакомую и новую информацию.

Учитывая особенности современного ритма жизни, становится понятно, что доступ к информации и способность эффективно ее переработать является одним их главных критериев успеха. И сегодня я, как учитель, вижу одной из своих главных задач, научить находить, грамотно использовать необходимую информацию.  Важно уметь быстро обучаться и переобучаться в любом возрасте, развивать свои потенциальные и расширять имеющиеся способности.