В современной школе перед учителем стоит множество задач, в том числе не только передать обучающемуся знания и технологии по своему предмету, но и воспитать и сформировать всестороннюю личность, способную к творчеству, умеющую нестандартно мыслить и находить нетрадиционные пути решения различных проблем. В процессе обучения необходимо создать условия для проявления личностных особенностей обучающихся и, конечно, сформировать систему развития и поддержки талантливых детей. Безусловно, для решения всех поставленных задач одних уроков бывает недостаточно, и здесь на выручку приходит внеурочная деятельность по изучаемым предметам.
Заинтересованность школы в решении проблемы внеурочной деятельности объясняется новым взглядом на образовательные результаты в системе федерального государственного образовательного стандарта. Общеизвестно, что главной целью ФГОС нового поколения является формирование предметных, метапредметных и личностных универсальных учебных действий обучающегося. Если предметные результаты достигаются в процессе освоения школьных дисциплин, то в достижении метапредметных, а особенно личностных результатов – ценностей, ориентиров, потребностей, интересов человека, удельный вес внеурочной деятельности гораздо выше, так как ученик выбирает ее исходя из своих интересов, мотивов. В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом под внеурочной деятельностью следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы общего образования [1]. Казалось бы, понятие внеурочной деятельности не является новым, но, к сожалению, в школах она зачастую сводится к проведению формальных мероприятий, приуроченных к какому-либо празднику или событию. Безусловно, обучающиеся получают возможность проявить себя творчески, но, в соответствии с ФГОС, данная деятельность должна носить именно образовательный характер, а, значит, необходимо пересмотреть и структуру её реализации.
Внеурочная деятельностьв соответствии с требованиями Стандартаорганизуется по основным направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, художественно-эстетическое, научно-познавательное, военно-патриотическое, общественно полезная и проектная деятельность) [1]. Организация занятий по этим направлениям является неотъемлемой частью образовательного процесса в образовательном учреждении. В данном случае возрастает роль «иностранного языка» как предмета, так как он помогает создать условия для развития и воспитания личности сразу по нескольким направлениям.
Целью обучения иностранному языку в школе являетсяразвитие иноязычной коммуникативной компетенции.Сложность организации учебного процесса по обучению иностранному языку в школе состоит в том, что овладение им происходит вне языковой среды при ограниченном количестве часов, когда на одного ученика приходится в среднем одна – две минуты говорения за урок. Всё это приводит к снижению мотивации учащегося к изучению предмета, связанное с отсутствием потребности общения на иностранном языке.
В этой связи внеурочная деятельность по иностранному языку приобретает особую актуальность, поскольку с одной стороны становится возможным создание уникальной языковой среды, способствующей освоению иностранного языка, с другой стороны появляется огромный спектр возможностей организации деятельности для формирования всесторонней личности, обладающей всеми навыками УУД.
Существует несколько направлений организации внеурочной работы по предмету «Иностранный язык». Одним из направлений внеурочной деятельности является учебно-исследовательская деятельность, одной из форм организации которой является вовлечение учащихся в исследовательскую и проектную деятельность. Данная деятельность обладает невероятно высокой значимостью для развития личности обучающегося. Во-первых, безусловно, это развитие познавательной активности и потребности к творчеству, развитие самостоятельности при поиске материала, формирование навыков написания и оформления исследовательских работ, опыт публичных выступлений и самое главное, все работы пишутся на родном языке, что снимает страх и напряжение обучающегося. Перед педагогом стоит задача привлечь внимание ученика к исследовательской деятельности таким образом, чтобы ребёнок сам проявил инициативу и интерес к подробному изучению одной из тем, только в таком случае можно добиться высокого образовательного результата. И удельный вес здесь играет содержание научной деятельности по иностранному языку, оно наполнено своим разнообразием и может охватывать следующие сферы:
1. Страноведение повышает интерес обучающихся к англоговорящим странам, к изучению их наций, укладу жизни, культуре и традициям. Изучая на уроках такие темы как «Географическое положение Великобритании» или «Праздники в США и Великобритании» и т.д., вряд ли вызовут желание обучающихся далее подробно данные темы изучать. Педагог на уроках должен разработать такие задания, найти такие пункты в изучаемом материале, которые способны вызвать особенный интерес. Например, на одном из уроков мною было предложено обучающимся познакомиться с таким английским литературным жанром, как лимерики, обратив их внимание на то, что жанр этот юмористический, что вызвало бурю эмоций и желание доказать, что англичане не умеют шутить. После долгих дискуссий и моих доказательств в виде презентации об английском юморе, мы сделали вывод, что «плохой английский юмор» всего лишь стереотип. Но после проведенного урока в классе появились желающие разобраться и попытаться понять чувство юмора англичан, а также и те, кто хотел подробнее изучить, какая ещё информация о британцах является ложной. Таким образом, появились две исследовательские работы. Вариантов привлечения внимания обучающихся к стране изучаемого языка огромное множество, у девочек, например, это интерес к королевам и принцессам Англии, у мальчиков знаменитые английские футбольные клубы.
2. Краеведение обращает внимание учащихся на использование иностранного языка в их городе, подростки начинают задумываться о значении лексики и её использовании на своей одежде, личных вещах, наружной рекламе. Данная тема не доставит трудностей по привлечению внимания, достаточно спросить у ребёнка «А как переводится то, что у тебя написано на тетрадке или портфеле?», провести опрос, задумываются ли они о значении иностранных слов при выборе одежды, или дать домашнее задания поискать английские слова дома или на улицах своего города. Благодаря данным методам, мои учащиеся многократно писали исследовательские работы, изучая английский язык вокруг себя.
- Музыка на иностранном языке особенно имеет высокое влияние, обучающихся она всегда интересует, и изучение творчества любимых иностранных исполнителей носит лично-ориентированный характер. В данном случае необходимо узнать, какой именно жанр интересен ребенку, и дать ему возможность поделиться этим с окружающими.
4. Литература, искусство, кино и множество других тем может предложить иностранный язык, задача любого учителя лишь научиться слышать ребёнка, проявлять внимание к его увлечениям, не жалеть времени и давать возможность обучающемуся поделиться с вами всем тем, что ему интересно, и в последствии подвести ученика к изучению интересующей его темы более подробно не составит труда.
К формам научно-исследовательской деятельности также относится участие обучающихся в олимпиадах, конкурсах, конференциях по иностранным языкам, в том числе дистанционных, предметных неделях, интеллектуальных марафонах, участие в которых предполагает выполнение учебных исследований или их элементов в рамках данных мероприятий. В современной школе на выручку часто приходят ресурсы сети Интернет, большинство олимпиад и конкурсов проходят дистанционно, которые дают возможность большому количеству обучающимся с разным уровнем владения языком проверить свои знания и, главное, поработать за компьютером. В процессе использования дистанционных ресурсов ученики достигают важнейших метапредметных результатов, таких как повышение компьютерной и технологической грамотности, овладение поисковыми системами сети Интернет; приобретают навыки работы с базами данных и информационными ресурсами; развивают способность устанавливать и поддерживать телекоммуникации с удаленными людьми. С помощью дистанционных форм внеурочной деятельности учащиеся учатся анализировать, обобщать, подводить итоги, проектировать, моделировать, сотрудничать, самостоятельно принимать решения, действовать [2].
Художественно-эстетическое направление внеурочной деятельности может быть представлено работой школьных лингвистических театров, проведением игр, праздничных мероприятий, выставок декоративно-прикладного и художественного искусства на иностранном языке, функционированием кружков по иностранному языку.
Одним из наиболее эффективных и универсальных приемов и методов обучения является игра. Игра создаёт благоприятную психологическую атмосферу и помогает организовать естественную языковую среду. Игры, используемые на занятиях, могут быть как подготовительными (формирующими речевые навыки), лексическими, грамматическими, фонетическими, орфографическими, так и могут носить творческий характер (развивающие речевые умения). В младшем школьном возрасте дети, как правило, приходят в школу с игрушками, дожидаясь перемены чтобы продемонстрировать их одноклассникам. Поэтому я часто предлагаю ребятам прийти после уроков и поиграть со мной своими игрушками, предметами. Радость детей и мотивация стать участником игры необычайно велика, а саму игру можно построить разными способами главное, чтобы любимая игрушка стала частью игровой деятельности. Среди важных результатов данной деятельности можно выделить такие, как развитие коммуникативных способностей школьников, умений выбирать адекватные языковые и речевые средства для успешного решения элементарных коммуникативных задач, расширение общего лингвистического кругозора младших школьников, развитие познавательной, эмоциональной и волевой сфер младшего школьника.
Драматизация во внеурочной деятельности выступает в качестве эффективного средства повышения мотивации к овладению иноязычным общением.
Постановка сценок, изучение песен, стихов для какого-либо внеурочного мероприятия вызывает необходимость использования иностранного языка. Данная деятельность играет важную роль для формирования лексических и фонетических навыков, а также способствует достижению личностных и метапредметных результатов: повышение общего уровня культуры, развитие художественного воображения, обретение веры в свои силы и возможности, развитие умения взаимодействовать с окружающими при исполнении различных ролей в пределах речевых потребностей и возможностей.
Общественно полезная и проектная деятельность по иностранному языку может быть организована в форме проведения совместных добровольческих акций и реализации социально значимых проектов. Особенностью данного вида работы является его направленность на самостоятельный выбор материала, который был прямо или косвенно затронут на уроке. У педагога английского есть возможность вовлечь в проектную деятельность большое число учащихся, объединяя их в группы для работы над определенной темой, которую группа также может выбрать самостоятельно. Каждый из учащихся, работая в команде, отвечает за конкретный вид деятельности: кто-то из ребят находит материал, кто-то рисует, другие создают слайды, команда участвует в формировании каждого этапа проекта и в общем обсуждении решает, как осуществить его защиту. Преимущество иностранного языка как предмета в данном случае – это возможность обучения в процессе работы над проектами уже на начальной стадии изучения английского языка. Если изначально темы могут быть простыми «Мой дом», «Моя школа», то в среднем и старшем звене «Мой город», «Проблемы окружающей среды», «Переработка мусора в России и США» и многие другие, исходя из интересов учащихся. При этом хотелось бы отметить, что работа с проектами является обязательной частью учебной программы по иностранному языку в современной школе.
В заключении хочется сказать, что иностранный язык как предмет действительно имеет большое преимущество в организации внеурочной деятельности, обладает значительной вариативностью тем и направлений, позволяя добиться больших результатов в формировании универсальных учебных действий. Самое главное состоит в том, что учитель в данной деятельности не является учителем, а выполняет роль организатора и помощника, а, значит, учащийся не находится в рамках системы оценивания и может проявить себя на более высоком уровне по сравнению с обычным уроком.