Проект – работа, направленная на решение конкретной проблемы, на достижение оптимальным способом заранее запланированного результата. Проектный метод получил в настоящее время очень широкое распространение в обучении. Его можно использовать в любой школьной дисциплине, где решаются большие по объему задачи.
Итак, что же представляет собой проектная методика обучения английскому языку? Применительно к уроку иностранного языка, проект – это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта.
Проектная методика основана на цикличной организации учебного процесса. Отдельный цикл рассматривается как законченный самостоятельный период обучения, направленный на решение определенной задачи в достижении общей цели овладения английским языком. Проектная методика характеризуется отличительной чертой – особой формой организации. В момент организации проектной деятельности должны быть соблюдены главные условия: тематика проекта может быть связана как со страной изучаемого языка, так и с родной страной, ведь только тогда учащиеся смогут в полном объеме сравнить и сопоставить какие-либо явления или события обеих стран; на уроке учитель должен постараться заинтересовать и вовлечь в проектную деятельность каждого учащегося группы, предложив задания с учетом уровня его языковой подготовки.
Любой проект состоит из этапов и осуществляется по определенной схеме:
- Подготовительный этап (учитель предлагает детям выбрать тему более заинтересовавшую их)
- Организационный этап (на данном этапе происходит формирование групп, где перед каждым стоит своя задача, распределяя обязанности необходимо учесть склонности каждого ученика, например, один ученик имеет склонность к оформительской деятельности, другой – к логическим рассуждениям и т.д.)
- Основной этап (данный шаг связан с поиском необходимой информации, ее обсуждением, выбором продукта реализации: рисунки, поделки, коллажи, стенгазеты и т.д. Некоторые проекты выполняются дома, проекты, требующие помощи учителя, создаются в классе)
- Презентация проекта (на данном этапе учащиеся демонстрируют свой результат, представляют свои групповые или индивидуальные работы, возможно провести соревнование между творческими группами)
- Заключительный этап (на данном этапе учитель подводит итог, поощряет работу детей, комментируя отдельно и те моменты, которые в дальнейшем необходимо исправить или улучшить)
Несомненно, важнейшую роль при организации проектной деятельности выполняет и сам учитель. Деятельность преподавателя на разных этапах меняется. На подготовительном она состоит в том, чтобы создать условия для появления идеи проекта, а также оказать помощь в первоначальном рамочном планировании. Таким образом, здесь преобладает регулятивно-организационная функция. На этом этапе реализации проекта преподаватель выступает в роли помощника, консультанта по отдельным вопросам, источника дополнительной информации. Существенная роль отводится координации действий между отдельными микрогруппами и участниками проекта. То есть на данном этапе ведущей функцией учителя является консультационно-координирующая. На заключительном этапе возрастает роль контрольно-оценочной функции, поскольку учитель принимает участие в подведении итогов работы в качестве независимого эксперта. Контрольно-оценочная функция учителя заключается в оценивании проектной деятельности и подведении итогов.
Хотелось бы сообщить о личном опыте работы по данной теме. Я придерживаюсь такой точки зрения, что проектная деятельность школьников предполагает решение творческой задачи и предоставление результатов исследования. При этом сама тема исследования должна быть личностно-значимой для ребенка и вызывать положительные эмоции. Только в таком случае исследование проблемы будет способствовать формированию новых знаний и умений.
На уроках иностранного языка мы работаем по учебно-методическому комплексу М.З. Биболетовой, О.А. Денисенко, Н.Н. Трубаневой. Данный УМК предусматривает наличие проектно-исследовательской деятельности уже с первого года обучения. Это задания, направленные на общение со сверстниками. Используя изученные фразы на иностранном языке, необходимо расспросить одноклассников о их любимом животном, о семье, об увлечениях, оформить результаты в виде таблицы, сделать выводы об интервью. Данные задания можно назвать мини –проектами, так как при их выполнении дети решают достаточно сложную для них задачу, связанную с исследованием интересов других людей, а также предоставляют результат своего исследования в виде таблицы или рисунка. Продуктами проектов в начальной школе могут быть реклама, игра, отчет результатов исследования, выставка, а также изготовленные предметы, которые находят практическое применение в реальной жизни.
Так же в начальной школе данное учебное пособие характеризуется творческими проектами, где учащимся предлагается, например, смастерить что-либо своими руками и сделать простые подписи на иностранном языке. Например, с учениками 2-го класса можно изготовить английскую азбуку, которую каждый ребенок делает из отдельных листов для каждой буквы, соединив все буквы английского алфавита, дети получают свой первый творческий проект.
В канун нового года, по окончании второй четверти, мы делаем проект «Новогодняя открытка». Данную открытку дети подписывают на иностранном языке и дарят своим родителям или друзьям. Так же иногда на последних уроках перед Новым годом мы делаем проект с символом Нового года, ребята изображают символ наступающего года и готовят сообщение к своему рисунку.
Помимо этого, во 2-м классе были созданы проекты на тему «Мое домашнее животное», где каждый ученик изображал своего домашнего питомца и составлял предложения для его описания, после чего представлял свою работу всему классу.
В целом же работа над проектами на начальном этапе обучения позволяет ребятам прийти в среднюю школу подготовленными к более серьезной работе над долгосрочными проектами. Кроме того, проектную деятельность действительно можно считать хорошей подготовкой к любой профессиональной деятельности, т.к. будучи младшими школьниками, ребята уже имеют возможность почувствовать себя в роли менеджера, корреспондента, создателя рекламы, дизайнера.
В средних и старших классах предусмотрено выполнение более серьезных проектов, для которых необходима тщательная подготовительная работа. Это определение темы, цели и задач исследования, разработка плана исследования, поиск материала по проекту, распределение задач внутри группы, наконец, презентация готового проекта и анализ работы. Каждый этап этой работы требует от учащихся полной концентрации внимания и умственного напряжения, которые помогают усваивать учебный материал. Так, например, популярными темами в средних и старших классах становятся такие как: «Достопримечательности Лондона», «Знаменитые люди Великобритании», «Погода в Англии», «Английские суеверия и приметы» и многие другие. Очень часто ребята выбирают такую форму работу как составление коллажей. Тематика здесь также может быть абсолютно различной.
В рамках 5-го класса мы с ребятами выполняли несколько проектных работ по теме «The sights of London». Тема достаточно объемная, поэтому, изучив главные достопримечательности г. Лондона, каждый учащийся выбрал понравившуюся ему, оформил свой проект и подготовил сообщение на английском языке. Здесь, например, представлена книжка-раскладушка Лондонский Биг Бен.
Так же с учениками 5-х классов, рассматривая известные музеи г. Лондона, мы создали красочные сообщения по известным музеям.
С учениками 7-го класса по завершению темы «My country» были получены небольшие проекты, где были отражены основные факты о нашей стране.
С удовольствием ребята создают лозунги по теме экология, отражая в своих проектах самые актуальные экологические проблемы, пытаются найти пути их решения и выражают свое отношение к данной проблеме.
Подводя итог, хотелось бы отметить, ведь никто не утверждает, что проектная работа поможет решению всех проблем в обучении, но это эффективное средство разнообразить традиционный урок и дать возможность учащимся с разным уровнем знаний раскрыть свои способности. Метод проектов способствует развитию у учащихся, осознанию себя как члена группы, расширению языковых знаний. Проект- это также реальная возможность использовать знания, полученные на других уроках средствами иностранного языка.