Полный текст статьи
Печать

Проект – работа, направленная на решение конкретной проблемы, на достижение оптимальным способом заранее запланированного результата. Проектный метод получил в настоящее время очень широкое распространение в обучении. Его можно использовать в любой школьной дисциплине, где решаются большие по объему задачи.

Итак, что же представляет собой проектная методика обучения английскому языку? Применительно к уроку иностранного языка, проект – это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта.

Проектная методика основана на цикличной организации учебного процесса. Отдельный цикл рассматривается как законченный самостоятельный период обучения, направленный на решение определенной задачи в достижении общей цели овладения английским языком. Проектная методика характеризуется отличительной чертой – особой формой организации. В момент организации проектной деятельности должны быть соблюдены главные условия: тематика проекта может быть связана как со страной изучаемого языка, так и с родной страной, ведь только тогда учащиеся смогут в полном объеме сравнить и сопоставить какие-либо явления или события обеих стран; на уроке учитель должен постараться заинтересовать и вовлечь в проектную деятельность каждого учащегося группы, предложив задания с учетом уровня его языковой подготовки.

Любой проект состоит из этапов и осуществляется по определенной схеме:

  1. Подготовительный этап (учитель предлагает детям выбрать тему более заинтересовавшую их)
  2. Организационный этап (на данном этапе происходит формирование групп, где перед каждым стоит своя задача, распределяя обязанности необходимо учесть склонности каждого ученика, например, один ученик имеет склонность к оформительской деятельности, другой – к логическим рассуждениям и т.д.)
  3. Основной этап (данный шаг связан с поиском необходимой информации, ее обсуждением, выбором продукта реализации: рисунки, поделки, коллажи, стенгазеты и т.д. Некоторые проекты выполняются дома, проекты, требующие помощи учителя, создаются в классе)
  4. Презентация проекта (на данном этапе учащиеся демонстрируют свой результат, представляют свои групповые или индивидуальные работы, возможно провести соревнование между творческими группами)
  5. Заключительный этап (на данном этапе учитель подводит итог, поощряет работу детей, комментируя отдельно и те моменты, которые в дальнейшем необходимо исправить или улучшить)

Несомненно, важнейшую роль при организации проектной деятельности выполняет и сам учитель. Деятельность преподавателя на разных этапах меняется. На подготовительном она состоит в том, чтобы создать условия для появления идеи проекта, а также оказать помощь в первоначальном рамочном планировании. Таким образом, здесь преобладает регулятивно-организационная функция. На этом этапе реализации проекта преподаватель выступает в роли помощника, консультанта по отдельным вопросам, источника дополнительной информации. Существенная роль отводится координации действий между отдельными микрогруппами и участниками проекта. То есть на данном этапе ведущей функцией учителя является консультационно-координирующая. На заключительном этапе возрастает роль контрольно-оценочной функции, поскольку учитель принимает участие в подведении итогов работы в качестве независимого эксперта. Контрольно-оценочная функция учителя заключается в оценивании проектной деятельности и подведении итогов.

Хотелось бы сообщить о личном опыте работы по данной теме. Я придерживаюсь такой точки зрения, что проектная деятельность школьников предполагает решение творческой задачи и предоставление результатов исследования. При этом сама тема исследования должна быть личностно-значимой для ребенка и вызывать положительные эмоции. Только в таком случае исследование проблемы будет способствовать формированию новых знаний и умений.

На уроках иностранного языка мы работаем по учебно-методическому комплексу М.З. Биболетовой, О.А. Денисенко, Н.Н. Трубаневой. Данный УМК предусматривает наличие проектно-исследовательской деятельности уже с первого года обучения. Это задания, направленные на общение со сверстниками. Используя изученные фразы на иностранном языке, необходимо расспросить одноклассников о их любимом животном, о семье, об увлечениях, оформить результаты в виде таблицы, сделать выводы об интервью. Данные задания можно назвать мини –проектами, так как при их выполнении дети решают достаточно сложную для них задачу, связанную с исследованием интересов других людей, а также предоставляют результат своего исследования в виде таблицы или рисунка. Продуктами проектов в начальной школе могут быть реклама, игра, отчет результатов исследования, выставка, а также изготовленные предметы, которые находят практическое применение в реальной жизни.

Так же в начальной школе данное учебное пособие характеризуется творческими проектами, где учащимся предлагается, например, смастерить что-либо своими руками и сделать простые подписи на иностранном языке. Например, с учениками 2-го класса можно изготовить английскую азбуку, которую каждый ребенок делает из отдельных листов для каждой буквы, соединив все буквы английского алфавита, дети получают свой первый творческий проект. 

 В канун нового года, по окончании второй четверти, мы делаем проект «Новогодняя открытка». Данную открытку дети подписывают на иностранном языке и дарят своим родителям или друзьям. Так же иногда на последних уроках перед Новым годом мы делаем проект с символом Нового года, ребята изображают символ наступающего года и готовят сообщение к своему рисунку.   

 Помимо этого, во 2-м классе были созданы проекты на тему «Мое домашнее животное», где каждый ученик изображал своего домашнего питомца и составлял предложения для его описания, после чего представлял свою работу всему классу. 

В целом же работа над проектами на начальном этапе обучения позволяет ребятам прийти в среднюю школу подготовленными к более серьезной работе над долгосрочными проектами. Кроме того, проектную деятельность действительно можно считать хорошей подготовкой к любой профессиональной деятельности, т.к. будучи младшими школьниками, ребята уже имеют возможность почувствовать себя в роли менеджера, корреспондента, создателя рекламы, дизайнера.

В средних и старших классах предусмотрено выполнение более серьезных проектов, для которых необходима тщательная подготовительная работа. Это определение темы, цели и задач исследования, разработка плана исследования, поиск материала по проекту, распределение задач внутри группы, наконец, презентация готового проекта и анализ работы. Каждый этап этой работы требует от учащихся полной концентрации внимания и умственного напряжения, которые помогают усваивать учебный материал. Так, например, популярными темами в средних и старших классах становятся такие как: «Достопримечательности Лондона», «Знаменитые люди Великобритании», «Погода в Англии», «Английские суеверия и приметы» и многие другие. Очень часто ребята выбирают такую форму работу как составление коллажей. Тематика здесь также может быть абсолютно различной.

В рамках 5-го класса мы с ребятами выполняли несколько проектных работ по теме «The sights of London». Тема достаточно объемная, поэтому, изучив главные достопримечательности г. Лондона, каждый учащийся выбрал понравившуюся ему, оформил свой проект и подготовил сообщение на английском языке. Здесь, например, представлена книжка-раскладушка Лондонский Биг Бен. 

 Так же с учениками 5-х классов, рассматривая известные музеи г. Лондона, мы создали красочные сообщения по известным музеям. 

С учениками 7-го класса по завершению темы «My country» были получены небольшие проекты, где были отражены основные факты о нашей стране.

 

С удовольствием ребята создают лозунги по теме экология, отражая в своих проектах самые актуальные экологические проблемы, пытаются найти пути их решения и выражают свое отношение к данной проблеме. 

Подводя итог, хотелось бы отметить, ведь никто не утверждает, что проектная работа поможет решению всех проблем в обучении, но это эффективное средство разнообразить традиционный урок и дать возможность учащимся с разным уровнем знаний раскрыть свои способности. Метод проектов способствует развитию у учащихся, осознанию себя как члена группы, расширению языковых знаний. Проект- это также реальная возможность использовать знания, полученные на других уроках средствами иностранного языка.