Полный текст статьи
Печать

Как известно, одной из центральных проблем развития личности является проблема формирования и развития самооценки школьника, становления адекватной самооценки личности. Человек рождается без какого-либо отношения к себе, самооценка формируется в процессе воспитания и зависит от многочисленных психолого-педагогических и социальных факторов ее развития.

С поступлением в школу жизнь ребенка меняется: статус школьника ведет к перестройке жизненных отношений, появлению обязанностей и требований, от качества выполнения которых зависит оценка, даваемая ему обществом. Благодаря оцениванию деятельности школьника учителем и родителями (значимыми взрослыми), с одной стороны, и детьми (одноклассниками, друзьями), с другой,  расширяется самосознание ребенка, появляется рефлексия на основе сопоставления и сравнения себя с другими учениками, собой прежним и собой желаемым.

Младший школьный возраст – период впитывания, накопления знаний, период формирования по преимуществу первичных умений и навыков. Успешному выполнению этой важной жизненной функции благоприятствуют психологические особенности, характерные для детей этого возраста: доверчивое подчинение авторитету, повышенная восприимчивость, впечатлительность, наивно-игровое отношение ко многому из того, с чем они сталкиваются [1]. Младший школьный возраст является сензитивным периодом для развития самооценки учащихся [2], что обусловлено сменой ведущей деятельности, включением в учебную деятельность.

Самооценка – это оценка личностью самой себя, своих возможностей, способностей, качеств и места среди других людей. Самооценка относится к фундаментальным образованиям личности; она влияет на ее активность, отношение к себе и другим людям [3].

По мнению Н.В. Бордовской и А.А. Реан, самооценка, как правило, определяет социальную адаптацию личности, становится регулятором её поведения и деятельности, в том числе и учебной деятельности, которая, по утверждению Д.Б. Эльконина, становится ведущей деятельностью в этот период и ведёт к усвоению новых знаний.

 У. Джеймс, стоящий у истоков изучения проблемы самооценки человека, самооценку рассматривает как эмоциональный компонент самосознания и потому выделяет два её вида: самодовольство и недовольство субъекта собой (рисунок 1). 

Рисунок 1 – Виды самооценки в интерпретации У. Джеймса 

В настоящее время многие отечественные педагоги и психологи выделяют иные виды самооценки личности, которые получили отражение на рисунке 2. 

Рисунок 2 – Виды самооценки в концепциях отечественных учёных 

Под адекватной самооценкой понимается реалистичная оценка человеком самого себя, своих способностей, нравственных качеств и поступков [4]. Учащиеся, имеющие адекватную самооценку, обычно активны в учебной деятельности и, как правило, выбирают задачи, которые соответствуют их способностям и возможностям. Их прогнозы на свое будущее к концу младшего школьного возраста становятся все более обоснованными и менее категоричными [5]. Адекватность самооценки зависит от степени развитости оценочных способностей, которые необходимо формировать на ранних стадиях развития самооценки, т.е. уже с первого класса.

При неадекватной самооценке представления человека о себе не соответствуют реальной действительности. Различают два вида неадекватной самооценки: завышенная и заниженная. Заниженная самооценка ­– это негативное отношение личности к самому себе, своим возможностям. Ученики с заниженной самооценкой тревожны, застенчивы, самокритичны, что мешает нормальному их развитию. Неуверенность в своих силах и боязнь неуспеха затрудняют их общение с детьми и взрослыми [6], мешают добиться успеха в учебной деятельности и искажают уровень притязаний. Завышенная самооценка – неадекватное завышение в оценивании себя субъектом. Отличительными чертами личности с завышенной самооценкой являются высокомерие и чрезмерная самоуверенность. Ученики с завышенной самооценкой переоценивают свои возможности и выбирают задачи, которые решить им не под силу.

Самооценка складывается под воздействием определенного жизненного опыта, является результатом переживания человеком своих успехов или неудач [7]. Формируясь еще в раннем детстве и развиваясь в процессе общения и учебной деятельности, самооценка первоклассника может стать устойчивым свойством личности, оказав большое влияние на дальнейшую жизнь школьника.

Самооценка первоклассника закладывается в семье с ее ценностями, культурой, приоритетами, взглядами, образовательным и материальным уровнем. В первый год обучения новая социальная ситуация, в которую попадает ребёнок, приводит к тому, что сложившийся в семье стиль общения с ребенком корректируется, выстраиваются качественно новые отношения в семье. В этот период определяется уровень притязаний ребенка, который задают родители, согласно сложившимся ценностям. Авторитарный стиль, выражающий власть взрослого над ребенком, находит себе оправдание в необходимости подчинить ребенка школьной дисциплине. Крик, наказания, недовольство успехами ребенка, отсутствие заслуженной похвалы могут привести к формированию заниженной самооценки младшего школьника. Либерально-попустительский стиль – стиль общения с ребенком, основанный на принципе вседозволенности, «размытия» четких границ реальных и мнимых достоинств и успехов в школе, что способствует формированию у первоклассника завышенной самооценки. Демократический стиль воспитания предполагает теплые отношения, умеренные дисциплинарные требования, критику отдельных сторон на фоне принятия личности, что ведет к формированию положительной, зачастую адекватной самооценки. Отчужденный стиль отношений подразумевает безразличие взрослых к личности своего ребенка, что делает его одиноким и несчастным. Обычно такие дети испытывают сложности и в обучении, и  во взаимоотношениях со сверстниками, что приводит к заниженной самооценке. Рассмотренные выше стили домашнего воспитания представлены на рисунке 3. 

 

Рисунок 3 –  Стили семейного воспитания, влияющие на самооценку первоклассников 

С началом учебной деятельности в сфере «ребёнок – взрослый», помимо отношений «ребенок – родители» (рисунок 4), возникают новые отношения –  «ребёнок – учитель». 

Рисунок 4 – Сфера отношений «ребенок – взрослый» в системе взаимоотношений первоклассников 

Следует отметить, что самооценка младшего школьника во многом зависит от педагогического стиля общения.

Авторитарный стиль помогает учителю поддерживать дисциплину в классе, способствует достижению учебных задач, но он непродуктивен в плане воспитания личности ребенка, т.к. порождает тревожность, неуверенность, особенно у первоклассников, что ведет к занижению их самооценки. Демократический стиль руководства вызывает у учащихся положительные эмоции, уверенность в себе, дает понимание ценности сотрудничества в совместной деятельности и обеспечивает сорадость при достижении успеха, создает условия, в которых формируется адекватная самооценка и в перспективе – зрелая личность. Либерально-попустительский стиль говорит об отсутствии профессионализма у учителя, поскольку он не может обеспечить дисциплину в классе и квалифицированно организовать учебный процесс. Этот стиль, с одной стороны, не перегружает ученика эмоционально, но, с другой, не дает ему и позитивных условий для развития личности, что ведет к формированию неадекватной оценки младших школьников. Представим на рисунке 5 стили педагогического общения.  

Рисунок 5 –  Стили педагогического общения, влияющие на самооценку первоклассников 

Многие ученые, такие как А.В.Захарова, А.И. Липкина, Б.Г. Ананьев, П.Р. Чамата, Л.И. Божович, В.С. Мухина, утверждают, что  оценочные воздействия учителя играют большую роль в формировании не только самооценки,  но и личности младшего школьника. Психология восприятия ребенком учительской оценки (отметки, замечания, похвалы, жеста и т.д.) такова, что очень быстро она превращается в оценку его личности в целом. Важную роль в этом могут сыграть и реакции на учительские оценки родителей (значимых взрослых) и сверстников, которые начинают оценивать друг друга, исходя из оценки учителя.

Сравнивая свои достижения с достижениями сверстников, ребёнок постепенно приходит к оцениванию своей успешности в процессе обучения, тем самым задавая определенный уровень притязаний на основе достигнутого результата. У. Джеймсом выделена формула, показывающая зависимость самооценки человека от его притязаний (рисунок 6).  

Рисунок 6 – Формула самооценки (по У. Джеймсу) 

Оценочный компонент самооценки отражает отношение человека к себе. Большинство психологов считает, что отношение младшего школьника к самому себе связано с успешностью обучения. При этом ощущение себя в данный момент связано с желаемым образом в будущем. Следовательно, подготовленность к школе является значимым фактором, влияющим на развитие самооценки первоклассников.

Помимо успеха в учебной деятельности на самооценку ребёнка могут влиять его достижения и в других областях, например, в спорте, танцах и т.д. Физическое здоровье имеет существенное значение для учащихся, т.к. физическая активность приводит к высоким показателям и в области психической и социальной активности. Учащиеся, которым с трудом даются спортивные достижения, как правило, проявляют в своих действиях и поступках робость и нерешительность, т.е. имеют заниженную самооценку.

Для становления самооценки младших школьников важен и внешний вид (внешняя привлекательность): рост, вес, одежда, внешние атрибуты и т.п., что создаёт внутреннюю уверенность в себе, а с точки зрения успеха – «мнимую успешность».

И.С. Кон, А.А. Реан, Я.Л. Коломинский, Г. Крайг и другие учёные полагают, что отношения и общение со сверстниками являются значимыми для младшего школьника. Принятие среди сверстников – мощный фактор, оказывающий влияние на самооценку учащихся.

На развитие самооценки может влиять и такой фактор, как возраст. Общеизвестно, что у большинства первоклассников наблюдается завышенная самооценка, что свидетельствует о неадекватности представлений первоклассников о своих возможностях. Если самооценка первоклассников почти полностью зависит от даваемым им оценок взрослых, то «ученики второго и третьего классов оценивают свои достижения более самостоятельно, подвергая критический оценке и оценочную деятельность самого учителя» [8, с.167]. К окончанию обучения в начальной школе самооценка учащихся становится автономной, прогностичной, обобщенной (наличие способности к рефлексии, наличие эталона нравственного поведения) и в меньшей степени зависит от мнения окружающих.

Таким образом, на самооценку младшего школьника в целом могут влиять следующие психолого-педагогические факторы, представленные на рисунке 7. 

Рисунок 7 – Психолого-педагогические факторы, влияющие на становление самооценки первоклассников 

Итак, самооценка является важнейшим показателем развития личности младшего школьника, регулятором её поведения. Формирование и развитие самооценки первоклассника зависят не только от его успеваемости, принятия среди одноклассников и особенностей общения учителя, но и от стиля семейного воспитания, физического здоровья, внешнего вида, возрастных особенностей и личностного фактора. Иными словами, становление самооценки младшего школьника рассматривается как результат усвоения отношения к нему со стороны педагога, родителей и сверстников, а также как результат представления о самом себе.